Теория систем и системный менеджмент



Фрагмент курса "Теория систем и системный менеджмент"

 

И.Г.Альтшулер, Теория систем и системный менеджмент. Программа курса

 

Часть 1. Введение

От кирпичей – до замысла зодчего. Невозможное возможно. Лишние элементы системы. В клетке собственных представлений. Истории 3 спутников и ГЭС. Плюсы и минусы «теневой» экономики. Философские методы. Диалектический анализ. Законы диалектики и законы развития. Семь стратегических изменений. От наблюдений – к пониманию и от него - к действиям. От событий до ментальных моделей.

 

Часть 2. Системное мышление и теория систем

Ключевые термины. Общая классификация систем. Соотношение теории систем, теории организации и кибернетики. Конфигурация теории систем. Надсистемы, подсистемы, функции, свойства и признаки. Что такое система? Основные принципы системности. Пример – система образования. О важности критериев. Границы системы. От аналитического к системному мышлению. Перспектива «большой картины». Шесть типов мышления для 21 века. Эффективное слушание и вопросы. Что важно для системного мыслителя? Стереотипы мышления и «паралич идей». Особенности системного мышления. Четыре основных положения системной методологии. Пространство и время, эксперименты с пространственными и временными рамками. Циклы и пределы. Истории как ключ к пониманию взаимосвязей. Пример из истории железных дорог США. «Трагедия» общин и самоограничения. Чем определяется поведение системы? Статистическое мышление и вариации. Системное и локальное вмешательство. Чем грозит непонимание теории вариабельности? Л.Берталанфи - когда применимы аналитические процедуры? Восемь уровней сложности систем по К.Боулдингу. жесткий и мягкий системные подходы, их составляющие и истории развития. Тест на нетривиальное мышление.

 

Часть 3. Подходы, сценарии, модели

Функционально-структурный подход. Объектно-структурный анализ. Процедуры системного анализа. Хаос и порядок. Силы развивающие, поддерживающие и ослабляющие. Системный подход и интуиция. Методы исследования будущего. Сценарий будущего от Shell. Сценарный анализ. Как проявляется кризис в области образования и познания? Управление образовательными системами, принципы управления, «петля качества» для образовательных услуг. О моделях и «модельном» управлении. Вычислительные эксперименты. Информационные модели. Дерево текущей реальности. Примеры системных, концептуальных и ментальных карт. Программы и сценарии.

 

Часть 4. Ключевые понятия, законы, теории

Объемные и полифоничные модели, юмор как способ сдвига шаблонов. Человек как многоуровневая система с многоуровневыми шкалами измерений и ценностей. Внутренняя парадоксальность целей. Системы знаков. Разрывы коммуникации. Пример – снег у эскимосов. Системные понятия – цели, границы, внешней среды, неопределенности. Система как цепь. Элементы и связи – усиливающие и уравновешивающие. Примеры реализации закона самосохранения. Закон необходимого разнообразия. Принцип эмерджентности. Принцип внешнего дополнения. Закон обратной связи. Пример петли: невнимание к жалобам. Петли обратных связей. Различия и масштабы. Фон Нейман: надежные системы из ненадежных элементов. Теория хаоса. Теория катастроф и «флаги» катастроф. «Фабрики мысли».

 

Часть 5. Информация и управление

Управление – контроль – наблюдение. Системный подход в менеджменте. Ситуация или структура? Основные понятия управления. Систематизация. Проблемы управления предприятиями. Роли менеджмента. Ценности  и управление. Понятие проблемы, решения, точности решения. Взаимодополняющие способности. Различные точки зрения на проблему. Рефрейминг и другие подходы к решению проблем. Технология решения проблем: от диагностики до реализации решений. Проблемы команды (группы). Преимущества игровых подходов. Свойства управляемости объекта. «Решенология» С.П.Никанорова. Как возрастает количество возможных решений. Управляемость и изменения. Почему не была создана в СССР общегосударственная АСУ? Абстракция как следствие управленческой немощи. Что нужно знать, чтобы управлять объектом? Системные целостности. Почему возрастает роль целеориентированного управления? Осуществимы ли комплексные программы реформ? Как организовать процесс выработки и принятия решений? Как управлять сложными объектами во время комплексного кризиса? Сравнительные характеристики моделей управления компаниями в 20 и 21 веке. Капризы неопределенности. Индикативная нормативность, польза и вред точности. Ментальная палитра. Централизация и децентрализация, синергетический эффект и синергетический дефект. Эффект рычага и подготовка к встрече с «пределом». Стратегический вопрос – «почему?». Организация как целостная система, а не совокупность разрозненных процессов. Иерархия сил, подрывающих конкурентное преимущество. Процесс изменений или как оторваться от прошлого? Сравнительный анализ методов внедрения изменений. Тенденции развития современного менеджмента. Что такое менеджмент? Четыре способности быстродействующих организаций. Пример Тойоты. Способ управления неопределенностями, ожиданиями и неожиданностями. Сложная система как паутина. Стрессовые испытания систем. Какими должны быть в идеале производство и поставка? Эволюция управленческих систем. Возможен ли бюрократический порядок в жизненных ситуациях?  Примеры из военной и бизнес-практики. Теория ограничений Голдратта и пять направляющих шагов. Классификация производственных инноваций по глубине. Признаки современного конкурентоспособного университета. Информация и разнообразие. Источники информации. Информационная перегрузка и информационные системы. Примеры: карта рисков проекта, дорожные карты образовательных проектов, уровни проектирования, фазы жизни проекта. Управление как умение отрабатывать возмущения.

 

Часть 6. Стратегическое управление и ресурсная теория

Прессинг 4С (конкуренции, перемен, рынков и компьютеризации). Глобальные факторы и виды целеполагания. Эволюция проблем и методов стратегического управления. Двойственности проблем стратегического управления. «Треугольник» корпоративной стратегии. Пространство бизнес-инноваций. Всегда ли нужна оптимальность? Сущность стратегического управления. Отличие стратегического и оперативного подходов. Четыре компонента анализа для формулирования стратегии. От стратегического планирования – к стратегическому управлению. Три основных метода стратега. Принципы стратегического управления по К.Омае и М.Линдгрену. Четыре уровня стратегий. «Колесо» бизнеса. Семь взаимосвязанных областей инноваций. Организационные инновации. Корпоративное и венчурное управление. Мышление – обучение –действие. Три золотых правила фирмы Dell. Устойчивое конкурентное преимущество. Пять внешних двигателей перемен. Зачем нужна системная креативность в управлении? Бытие фирм как конкуренция. Ресурсная теория: от реактивности – к проактивности. Концепция динамических способностей как идея перманентной трансформации. Когда применимо стратегическое планирование?

 

Часть 7. Системные дефекты и патологии, ограничения подхода

Примеры: коммунистическая система, система коррупции. Патологии: в строении организаций, в организационных отношениях, в управленческих решениях. Патологии управленческих команд и командообразования. Дезорганизация как нарушение правил порядка. Ограничения системной методологии. Несистемные подходы. Контрсистемные элементы.

 

Часть 8. Заключение, выводы, литература

Выдающиеся ученые и практики, внесшие вклад в теорию систем. О системах и системном подходе. Об изменениях и управлении. О проблемах и решениях. О ценностях и стратегии. Расширение горизонта – от «как?» к «зачем?». Рекомендуемая литература. Сведения об авторе.

 

 

Приложение 1. Основы инженерного консалтинга

 

Приложение 2. Аутсорсинг. 10 заповедей.

 

Приложение 3. Архитектура изменений

 

Приложение 4. Системный подход в менеджменте

 

Приложение 5. Механические и органические организации

 

Приложение 6. Теории хаоса и катастроф, синергетика

 

Приложение 7. Универсальные технологии управления

 

Приложение 8. Management in the Knowledge Economy