Три А российских процессов



 

Василий Сычев

В течение двух лет группа российских экспертов провела наблюдения более чем на ста средних и малых предприятиях, расположенных на территории Российской Федерации. В результате выявлена характерная особенность течения процессов в этих компаниях. Всего экспертам удалось идентифицировать и описать три стадии таких процессов. По аналогии с широко известной западной моделью, используемой при оценке операционной деятельности организаций, - «Три "Е"» процесса (Economy, Effectiveness, Efficiency, - Экономичности, Результативности, Эффективности), данная модель получила название «Три "А"» российских процессов.

Первая стадия (стадия бесконтрольного развития) является перманентной и лишь изредка прерывается второй стадией (стадия реагирования на внешнее воздействие) и третьей стадией (стадия замораживания не произошедших изменений). Наблюдения показали, что продолжительность второй стадии в большинстве случаев составляет от двух до шести месяцев, а третья стадия и вовсе занимает не более двух месяцев, после чего процесс снова возвращается к первой стадии.

Первая «А». Стадия бесконтрольного развития «Авось»

Продолжительность: постоянно.

Описание стадии: практически отсутствует планирование деятельности. Формализованные планы развития отсутствовали на 92 % изучаемых предприятий. Отсутствие системы сбора управленческой информации (за исключением бухгалтерской, первая и вторая форма бухгалтерской отчетности отсутствовали только на 10 малых предприятиях формализованных в виде ИП (индивидуальный предприниматель).

В итоговом отчете эксперты констатировали факт основанности системы управления большинством изучаемых организаций на интуиции руководителя и на копировании поведения аналогичных организаций.

Вторая «А». Стадия реагирования на внешнее воздействие «Аврал»

Продолжительность: два-шесть месяцев.

Описание стадии: в результате негативного внешнего воздействия (деятельность конкурентов, изменения экономической или политической ситуации) ухудшается и ситуация на предприятии (иногда результатом таких изменений может явиться просто критическая масса накопившихся мелких проблем). В редких случаях (наблюдалось на 12% исследуемых предприятий) инициатором изменений является собственник или топ-менеджер организации, желающий придать новый темп ее развитию. Реагируя на внешнее воздействие, собственник или руководитель предприятия стремится получить необходимую для принятия решений информацию. Для этого обычно мобилизируется менеджмент предприятия (чаще всего финансовая служба), перед которым ставится задача предоставить в ближайшее время (обычно один-три месяца) готовое решение проблемы или какие-либо показатели (чаше всего финансовые), необходимые для принятия решений. После этого, собственно, и начинается стадия, то есть попытки менеджмента разработать некий документ, способный удовлетворить руководителя. Опытные менеджеры пытаются возглавить это движение или уйти в тень и спокойно переждать стадию реагирования.

Третья «А». Стадия замораживания непроизошедших изменений «А, фиг с ним»

Продолжительность: один-два месяца.

Описание стадии: на данной стадии уставший от бесплодных попыток изменить ситуацию руководитель, отвлекается на другие вопросы, и ситуация постепенно начинает сворачиваться в первую стадию развития процессов.

Следует заметить, что разговор о процессах в исследуемых организациях весьма условен, так как формализованы они были только на одном из ста описываемых предприятий.