Записки по "круглому столу" в Репино на фестивале Microsoft



66 процентов участников - ИТ-менеджеры

 

Р.Гимранов: 

неважно, что идет сначала - BPR или ИТ-реинжиниринг, главное - соблюсти меру. Это ступенчатый процесс.

Норильский никель:
мы вынуждены внедрять новые технологии, потому что у нас разрозненные предприятия - строительные, добывающие, металлургические и все надо консолидировать. Где-то большие ЭВМ, где-то ПК. К власти пришли молодые люди, не представляющие жизни без компьютера, поэтому сама жизнь вынуждает нас искать систему.
Без сомнения структура влияет на информацию, но по мере накопления информации, происходит качественный скачок и в структуре - таким образом, речь идет о саморазвивающейся сети.
Желания только высших руководителей недостаточно, среднее и низшее звено управления сопротивляется. Если автоматизацию угрожает твоей позиции, твоему положению, зачем она тебе?
Нас подняли на уровень управления, подчинили непосредственно главному инженеру, появилось значительно больше прав. Раньше проблемы закупки железа и софта решали (мало в этом понимая) директора отдельных заводов, теперь они консультируются с нами и прислушиваются к нам. Начальник управления стал членом Совета Директоров (реплика из зала: либо он не имеет права голоса в Совете Директоров, либо не подчиняется главному инженеру, и то и другое вместе невозможно).

Директор по ИТ ассоциации торговых предприятий Родос-М:
Моя подпись есть на всех законодательных документах Совета Директоров. До владельцев денег дошло, что надо что-то делать. Один человек - информационщик вставал в оппозицию, его не слушались и ничего не получалось. Само повышение статуса не решает проблемы. Главные проблемы - в классической организации советского бизнеса: есть что-то на входе, продукты на выходе, между ними - финансы. Давление ИТ создает несвойственные функции. Основное - это правильно разделить полномочия. Решения финдиректора говорят о том, как вести учет товаров для достижения финансовых показателей. А как меняется объем продаж в зависимости от погоды, финдиректора не волнует, он в этом не разбирается. Вторая проблема - динамика бизнеса. Кто-то из торговых предприятий по случаю кризиса замер, а мы за месяц развили два новых способа продаж. Это к вопросу - как "подтачивать" единые процессы под быструю жизнь? - информационные системы часто запаздывают. Под что-то нужно писать программу, под что-то лучше ввести административные правила. Нередко получается что деятельность ведет один человек, а правила определяет другой.

Реплика из зала
Электронная почта в организации провоцирует возникновение горизонтальных связей между сотрудниками (руководство может этого и побаиваться). Поэтому в нашей корпорации (гос) внедрение задержалось на год. Происходит переход от технологического консалтинга к бизнес-консалтингу и нужно выяснять, чем именно каждому лично грозит внедрение ИТ.
Очень важна тема "стыков" между подразделениями.
Начальник АСУ, "Ярославнефтепродукт"
Наш директор сказал: я оставляю стратегическое руководство вами за собой, техническое руководство будет за главным инженером, финансовое - за замом по экономике. Весь бюджет отдела АСУ - 100 тыс.руб. в год. Хотя в организации чувствуется информационный голод.

Пермьнефтеоргсинтез
АСУ - это все-таки обслуживающее подразделение, оно обеспечивает текущие и ремонтные работы, снабжает другие службы информацией. АСУ видит управленческие и бизнес-"петли" (ИТ-менеджеры должны четко осознавать свои обязанности, они должны "пробивать"). А в качестве бизнес-аналитиков выступают рабочие группы, собранные из специалистов различных подразделений.

Ленэнерго
У нас ИТ-менеджеров поднимали, опускали, сливали, выделяли в отдельные подразделения. Мало поддержки первого лица, вокруг него есть слой руководителей, который автоматизацию "топит". Нередко даже подкрепленные деньгами решения проваливаются. Противоречивы экономические, политические и технические интересы.

Ижорские заводы
При самостоятельной разработке программ вопросы BPR решаются путем компромисса, другое дело - выход на стандартные коммерческие решения. Все же гибкость систем весьма ограничена. Раньше мы подлаживались под дела конкретной службы, сейчас мы приходим к диктату функциональности в службах - зачастую тиражные решения для них неоптимальны.

Калининская АЭС, нач-к АСУ
Я прошла школу ВАЗа 70-х годов, где был корпоративный многоаспектный учет, 1 минута простоя вычислительной техники там означала реальный простой конвейера. Достаточно большой объем задач по энергоремонту, бухучету, материально-техническому снабжению, документообороту мы умеем. Поскольку главная наша задача - обеспечение безопасности, мы подчиняемся главному инженеру. Два года назад мы были абсолютным банкротом, но сейчас, благодаря новому руководству, встаем на ноги, прошли переоценку, деноминацию и все прочее. Мы готовим инструкции для служб, обучаем их сотрудников. На базе информации службы АСУ были приняты новые решения.

"Балтийский эскорт" (или "эксперт")
Заслуга первых лиц в том, что мы стали работать по-другому. После предыдущего фестиваля ввели электронную почту. Противников было много, ввели ее буквально обманом, через два месяца "вылетел" почтовый сервер и компания буквально встала, меня вытащили из отпуска.

Реплика
Еще Питер Нортон говорил: после того как вы научитесь писать программы, научитесь их продавать. Поймите руководителя. Ваша задача - продать "черный ящик", беря на себя ответственность.

Уралгазпром
Важный вопрос - кто постановщик задач? Мы уже полгода доказываем информационную целесообразность формализации бизнес-процессов. Мы прописываем задачи, а руководство определяет приоритеты.
Ринат Гимранов, Сургутнефтегаз
АСУ и ИТ - это разные уровни. АСУ подчиняется финансовому директору, ИТ - главному инженеру и гендиректору.

СПб Сбербанк:
ИТ - инструмент ведения бизнеса. Вторичная роль присутствует изначально. На развитом предприятии бизнес-процессы и информационные технологии разделить невозможно, без ИТ бизнес-процессы просто не будут выполняться. Тот, кто руководит бизнесом, он и решает - сейчас уже начинают привлекать ИТ-менеджеров. Нужен профессионализм, чтобы соотнести бизнес-пожелания с возможностями ИТ-менеджеров. ИТ-менеджер - это не технарь и не автоматизатор, но он должен понимать, что они могут дать.

А.Колесов (PC WEEK/RE):
Кто сумеет (бизнес-человек или ИТ-менеджер), тот и возьмет на себя первую роль. Автоматизированную бухгалтерию освоили программисты. Любая технология имеет свойство обратной связи и влияет на процесс, который обеспечивает.

Главный инженер ЦИТ (Центра информационных технологий) ЗИЛа
ЦИТ был создан в самое тяжелое для завода время. Нужно было переходить от массового производства к производству на заказ. Туда была передана АСУ, подчинены CAD/CAM-группы. Убедили главного инженера, что базовая система должна быть одна. Ориентировались только на сетевые решения, нужно было распространить решения на управление станками с ЧПУ, производство оснастки и т.д. На базе оборудования с числовым программным управлением был создан цех мелкосерийного производства. Цех нужно было создать оптимальным с точки зрения информационных технологий, поэтому заказ станочного оборудования тоже был возложен на ЦИТ.

Реплика из зала:
У нашего президента второй год на столе стоит компьютер и он регулярно обещает, что научится им пользоваться. Ничего удивительного - у него огромный стол, на котором аккуратно разложены бумаги, цветные маркеры, экран компьютера кажется ему маленьким и неудобным.

Представитель администрации Новгородской области
Очень мало используется в дискуссии профессиональных терминов "черный ящик", "обратная связь". Нужно помнить, что информационная система воздействует на саму систему.

Реплика из зала:
Нужно учитывать влияние информационных технологий на политическую ситуацию в организации - заместители "прикончат" за доступ к телу первого лица.

Реплика из зала:
Людей не увольняют, им просто дают новые функции, но система должна быть предсказуема, изменения должны быть известны.

Реплика из зала:
Я завидую тем предприятиям, где у каждого сотрудника есть должностные инструкции. Нет инструкции - значит, и человек не нужен.

Реплика из зала:
В последнее время службы АСУ приобретают политическую роль, решают много психологических проблем, приобретают образовательную функцию.