А вы намерены провести остаток жизни в будущем?



Если научную фантастику рассматривать, скорее, как своего рода социологию будущего, чем как литературу, то она приобретает огромное значение... Научную фантастику следует сделать обязательным чтением для самоориентации в будущем.
Элвин Тоффлер, "Футуршок"
Будущее интереснее: на него мы можем воздействовать; прошлое же только учит.
Герберт Франке
Сфера моих интересов - будущее, ибо остаток жизни я намерен провести именно там.
Чарлз Кеттеринг
Чтобы встретить будущее, мы должны быть готовы отрешиться от привычных представлений.
Кобо Абэ

В.Козлов: У нас многие руководители менеджеры не умеют мыслить возможным будущим. А на Западе этому учат во многих бизнес-школах. Есть специальные учебники, методики изучения "фантастической реальности", в ряде бизнес-журналов есть раздел фантастика. Нужно научить менеджера видеть будущее, гибко ориентироваться в нем. Известна история о том, как определить цену менеджера: 3 тысячи долларов - тому, кто знает прошлое, 30 тысяч - тому, кто ориентируется в настоящем, 300 тысяч - менеджеру типа Ли Якокки, способному предвидеть будущее и делать его реальностью. В тех же американских университетах существуют списки фантастики для обязательного чтения, почему бы нам не сделать подборку премированных романов и рассказов, помогающих тренингу менеджеров? Я думаю, что основная проблема - не в поиске средств на такое издание, в конце концов, можно объявить подписку.

С.Барсов: Ни в средней, ни в высшей школе у нас не читается курс научной фантастики как инструмента для менеджера. Любой человек зашорен, менеджер, занятый практической деятельностью, зашорен вдвойне. Фантастика позволяет не только охватить проблему на два шага вперед, но и увидеть перспективу. Почти все ситуации уже промоделированы, это, если угодно, набор иероглифов.

И.Альтшулер: Фактически это ситуационное моделирование на примере научной фантастики, с использованием ее идей и сюжетов.

С.Барсов: Брэдбери говорил, что любая техника - это идея, воплощенная в металл. Научная фантастика - это идеи, которые воплощаются или избегаются. Тот же Брэдбери говорил: "Мы не предсказываем будущее, мы его предотвращаем". Есть такой термин "фантастика ближнего прицела". В последнее время она становится все более социальной, возьмите хотя бы Вяч.Рыбакова. Отношение к фантастике как к чтению перед сном - не редкость. Есть "гормональная фантастика" - когда фантастический сюжет нужен для описания любовной сцены или любви с чем-нибудь восьмируким. Есть "адреналиновая фантастика", которая описывает схватки - иногда она мастерски, иногда скучно. Я же имею в виду фантастику высоколобую, интеллектуальную, отмеченную премиями.

Г.Жислин: Но премирование отвечает за качество, а не за направленность. Премированность необходима, но не достаточна.

В.Козлов: В предложенном С.Барсовым десятитомнике предусмотрены такие тома, как: "Прогресс или Чувство меры", "Условия существования или Место в мире", "Специалист или Утилитарный подход", "Лидер или Как это делается", "Информационное пространство и Технология Мидаса", "Психотехнологии или Человек-манипулятор", "Взгляд со стороны или Как мы устроены", "Виртуальная реальность или Какими мы не стали", "Диалог культур или Тактика экспансии", "Синергетика или Эффект команды". Эти вещи должны оставлять послевкусие. Постоянная потребность обновления является сегодня способом выживания на рынке.

С.Барсов: Частично эти вещи издавались, частично новые переводы.

И.Альтшулер: Менеджеры - люди по определению прагматичные. Те, кто не хочет идти в менеджеры, идут в искусство или выражают себя как-то иначе. Менеджер хочет точно знать, зачем ему слово "синергетика" и когда это знание даст ему деньги. Их надо уговорить: это расширение твоих горизонтов, потерпи немножко и будет лучше. Знания не сделают из 3 тысяч 300, будут те же 3, но со знаниями. Менеджеру надо преподнести то, что поможет ему немножко умней смотреть на вещи, позволяющие делать деньги. Научная фантастика, как впрочем и все остальное - еще один способ увеличения его доходов.

В.Козлов: Научная фантастика - курс развивающий, это способ не удерживать свои планы в рамках кондовой реальности. Математика многими никогда не востребуется, но исключение ее из курса обучения учащихся сильно обездолило бы.

С.Барсов: Менеджер - это не только исполнитель, это проект, обещания. Чтобы сформулировать проект не просто на сухом языке цифр, а на порядок завлекательнее, он может оснастить его не цитатами, а идеями, "ходами" из фантастики. Это как латынь в университетском курсе. Фантастика - инструмент. Как бошевский каталог - хотите, возьмите сверло такого диаметра, хотите - другого, хотите дрель с такой скоростью, хотите - с редуктором. Без расширения горизонтов любой практический деятель обречен.

В.Кутырев: Специалист вы 8-10 часов в сутки, а человек - 24 часа. Система образования будет скоро образом жизни людей.

Г.Жислин: Это промежуточный курс между общеобразовательными и сугубо утилитарными. Он утилитарен, ибо учит мыслить и действовать в нестандартных ситуациях. Здесь степень нестандартности еще больше, чем может у менеджера возникнуть в реальной работе - это и может привлечь студентов, будущих менеджеров. С другой стороны, этот курс дает некоторые варианты будущего (как в социальном, так и в техническом плане), которые потребуют решений от менеджера. Я не знаю, понадобится ли студентам математика, которую я читаю, конкретно теоремы 2 и 5, но умение логически мыслить и определенный набор приемов могут оказаться полезными.

И.Альтшулер: Курс должен исходить не из "расфасовки" самой фантастики, а из классификации возможных ситуаций и наших действий в этих ситуациях. Ситуаций, когда нет времени на раздумье, когда нет пространства для маневра, когда нет выхода в третье измерение, а надо в него выйти.

С.Барсов: Уговаривая менеджера прослушать этот курс, я скажу: "если вы этот курс прослушаете, а ваш конкурент нет, у вас будет возможность его обскакать".

М.Редошкин: Я как представитель издательства заинтересован, чтобы этот проект осуществился, чтобы он попал для реализации в наше издательство, которое за последние годы выпустило более 30 томов фантастики (сам я 35 лет фантастику собираю и изучаю). Подписка с гарантированной реализацией и возможной предоплатой, которую предлагает В.Д.Козлов - об этом издатели могут только мечтать. Все бросим и выполним эту работу на хорошем уровне. Но я не верю, что курсы научной фантастики, читаемые в университетах и колледжах сытой Америки, вызовут у нас хоть какой-то отклик. Может, лучше нашему человеку "Анну Каренину" прочитать на предмет устройства хозяйства? С этой точки зрения он наверняка ее еще не читал. В свое время теория решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера (он же - писатель-фантаст Генрих Альтов) была проиллюстрирована и сюжетами из мировой фантастики, и самодельными фантастическими сюжетами. Но такую книгу надо 10 лет писать. Если была бы книга "Как украсть миллион и не попасться", дальше шли бы (с комментариями) фрагменты, рассказы, наверное, она имела бы успех, это был бы более точный выстрел. А нынешний проект выглядит аморфным, безадресным. Я бы не замыкался на фантастике, пусть будет и Хейли, и кто угодно.

С.Барсов: Не хочу учить воровать.

И,Альтшулер: В Америке издается много книг типа "Как открыть свое дело, если у вас меньше 500 долларов". Фактически Михаил Александрович предлагает создать сборник хороших рецептов, четко ориентированных на менеджера.

М.Редошкин: Менеджер в каком-то смысле убог, его цель - сделать деньги любой ценой. А у нас в диком рынке бегают дикие менеджеры.

С,Барсов: Менеджер - лидер, он "главный" человек. Именно лидер должен первым поднять рыло от кормушки и посмотреть, что там наверху светится.

М.Редошкин: Главный - тот, кто имеет деньги, менеджер - это человек на побегушках.

В.Козлов: Обучение сегодня переходит к методам конкретных ситуаций ("казусов"). Портфель этих "казусов" или case-study сделал Гарвард бизнес-школой номер один. 10 процентов - академические лекции, 90 процентов - разбор конкретных ситуаций. Отличие западного подхода от нашего - мы идем от общего к частному, мы - от частного к общему. Мне говорят: "нас не интересует твоя методология, это твой частный капитал, ты попробуй ее "опрокинь" на частную ситуацию и расшифруй так, чтобы она мне принесла деньги". Рынок меняется, меняется профиль фирмы, ее культура, структура, состав персонала и т.д., надо ответить на вызов рынка. Этим занимаются специальные тренеры-технологи, которые собирают высший менеджмент и говорят: "закрывайте глаза - садимся в Машину Времени. Представьте, ваша фирма в изменившемся мире через 5 лет. Опишите свои действия". Это деловая игра, мозговая атака, но в виртуальном будущем. Меня нередко ошеломляет фантастика - многие вещи, о которых я раздумываю, уже кем-то исследованы, причем в занимательной форме. Можно оценить наступающее на тебя будущее, предотвратить его или сделать вероятным.

И.Альтшулер: Идея понятна - разбор несостоявшихся полетов. Ты вроде как бы летал, но на тренажере, а не в реальном бизнесе. Речь сейчас - о технологичности проекта. Можно найти деньги и издать 10-томник. Можно начать с чтения спецкурсов, потихоньку двигаясь к издательскому проекту. Можно начать с практических игр на базе фантастики. Кроме идеи, должна быть технология или набор технологий.

В.Кутырев: Все обсуждают - пойдет что-то на рынке или не пойдет? А как судьба человека? Как все это повлияет на людей? Дьявол тоже творит - может, это творчество пора ограничивать? Менеджер творит - а куда несется-то все? Что это нового дает человечеству? Боюсь я этих "казусов" без общего смысла, общей цели. Мы живем ведь не в возможных мирах, а в нашем предметном, чувственном, человеческом, телесном мире. Я бы поставил социально-гуманитарные фильтры, чтобы бороться с безудержным творчеством, точнее, с творческим хулиганством или даже творческой преступностью. И переиздал бы все антиутопии. Мы становимся не субьектом, а лишь фактором развития. И не хотим думать - куда нас несет. Управлять, а во имя чего?

Г.Жислин: Люди дела, прежде чем читать книгу, спросят "а что мне это даст?".

В.Козлов: Мы вынуждены действовать по аналогии. Выстроенный нами проект выдержан этически, экологически, несет в себе рефлекс самосохранения. Можно подготовить авторский семинар. Мы можем влиять - например, я, читая курс "Организационное поведение" магистрам, выяснил, что в процессе моих 24 аудиторных часов с ними, они (их 20 человек) купили литературы примерно на 2 миллиона рублей. Я, излагая какую-то тему, говорю, что она хорошо изложена в таких-то трех книгах, их можно купить там-то. Половина эти книжки покупает. В западных университетах, кстати, нередки случаи, когда студенты, взяв книгу под залог, предпочитают оставить ее у себя (приглянулась). Пусть некая школа бизнеса имеет 50 комплектов этих десятитомников и под залог их дает читать. Хочешь - верни, хочешь - оставь себе. Может быть, эта идея года на два опережает массовую ситуацию в школах бизнеса, но в пользе ее у меня сомнений нет.

М.Редошкин: Издание книги тиражом 20-30 тыс. стоит примерно 100 миллионов, надо просчитать финансовую часть проекта. А в мягкой обложке книгу на прилавке покупатели сегодня уже "не видят".

С.Барсов: Зато мы через год-два увидим в "Книжном обозрении", что нас обскакали и идея эта уже воплощена.

М.Редошкин: Это может быть серия игровых брошюрок с проигрышем ситуаций и иллюстрациями.

И.Альтшулер: А последним листом в брошюрах может быть информация о 10-томнике и бланк подписки на него.

С.Барсов: Ну правильно. Сначала надо составить план и график, а потом тебе скажут: "ах, это не пойдет". Кончить, не начиная?

Вот такой разговор состоялся не так давно. В нем приняли участие:
Сергей Барсов, переводчик и редактор, "крестный отец" более 100 романов,
Григорий Жислин, доктор физ.-мат. наук, собиратель и знаток фантастики,
Василий Козлов, доктор экономических наук, генеральный директор Нижегородского регионального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров,
Владимир Кутырев, доктор философских наук, автор книги "Естественное и искусственное. Борьба миров".
Михаил Редошкин, директор издательства "Параллели",
Игорь Альтшулер, системный аналитик, обозреватель еженедельника "Биржа".

А как думаете Вы, читатель? Нужна ли научная фантастика менеджерам - нынешним и будущим? Стоит ли ее издавать? И кто он, сегодняшний менеджер - "дикий, убогий человек, делающий деньги" или "лидер, который смотрит, что там наверху светится"?