С.Р.Филонович, Организационное поведение (в MBA), 16-17,22-23.09.03
Занятия 16-17.09.03:
- Оргповедение - не наука, а синтезированная дисциплина.
- В MBA не хватало социологии и психологии - «мягкого менеджмента».
- Есть фундаментальные одиночки - они не могут работать с другими людьми и, тем более, быть начальниками.
- Что делать с властью, когда ее слишком много - неприятные эффекты и трудно пользоваться.
- До 70-х годов Файоль был единственным не-американцем, внесшим вклад в менеджмент.
- В Китае очень распространен семейный бизнес и как тут говорить о менеджменте?
- От страны к стране сильно меняется мотивация - у американцев это достижение результата, японцы хотят быть эффективными членами команды (сплоченность и гармония отношений важнее).
- У американцев разрешение конфликтов - встреча лицом к лицу и прямой разбор, в Азии - опосредованное управление конфликтными ситуациями.
- У нас спикер на переговорах - старший в команде, у японцев - самый младший. Чем старше человек, тем больше он молчит на переговорах (им легче в тупике начать сначала). После 50 лет японские менеджеры могут дремать на переговорах.
- Японцы на переговорах никогда не принимают решений (принцип - решение не будет принято, пока не будет согласовано со всеми исполнителями - надо ответить на все их вопросы).
- У нас евразийская или азиопская культура.
- Магнитофон (в отличие от помощника) не требует почасовой оплаты и всегда под рукой.
- Филонович: я просил бы всех реагировать вопросами или примерами.
- Разные критерии научности и точности.
- Л.Д.Ландау: выдающееся достижение цивилизации 20 века - мы можем понять то, чего не можем представить.
- Большая проблема в социальных науках - нерасчлененность объекта и субъекта исследования.
- Древние греки (Аристотель) считали, что в науке недопустимы эксперименты, только наблюдение (эксперимент нарушает целостность). Галилей в 17 веке возродил право эксперимента на существование.
- Артефакт (одно из значений) - искусственный факт, наблюдаемый в эксперименте (следствие использованной методики).
- Хотторн - мрачнейший пригород Чикаго.
- Один из критериев научности - повторяемость в сходных условиях.
- Теория считается основательной в точных науках, если она объясняет не только мощной объяснительной, но и предсказательной силой. Отсюда - идея верификации гипотез. В науках о человеке предсказательная сила теорий сильно ослаблена (они скорее объясняют поведение человека). Перенесение выявленных закономерностей на другой социум не всегда возможно.
- Поведение человека ситуативно.
- Американцы, общество эмигрантов, из любого кризиса выходят за счет индивидуальной инициативы, а французы любят выступать с флагами. Очень важна предыстория, трудно выявить решающие факторы.
- Эрхард в конце 40-х годов обнулил оборотку предприятий и сбережения граждан, и опираясь на помощь Запада (план Маршалла), добился экономического «чуда» за счет предпринимательской инициативы. В России же всплеск кооперации был артефактом (покупали все подряд - за счет связей - по фиксированным ценам, продавали по свободным), у Гайдара фокус не вышел. Личные подсобные хозяйства жили только «при» колхозах и т.п. - корма стащить и т.д. (Магистральный путь развития сельского хозяйства - фермерство или интеграция производителей и переработчиков).
- Позиция невмешательства часто выгоднее, чем слепое копирование чужих моделей.
- Ясин: японские феодальные ценности можно было хорошо использовать для прорыва в экономике, но потенциал этого тотального коллективизма уже лет 10 как исчерпан. В России - что ни сделай, все отберут (и пословицы такие - работа дураков любит).
- Рос и Нисбит, Человек и ситуация, диспозиционные характеристики личности, предрасположение.
- В незнакомой ситуации человек ведет себя непредсказуемо.
- Порядочность связана еще и с количество искусов и соблазнов.
- Яворский, бронеавтомобили берет на 10 мест 40 человек, потом 30 выгоняет - (тоже метод - ИА).
- В.Д.Козлов: нельзя все разрушить, в послевкусии должны остаться «советы мудреца».
- Полезно использовать непонятные слова: «это фундаментальная ошибка атрибуции».
- Валидность - надежность, достоверность.
- Performance - результативность деятельности (нужен обратный перевод независимого переводчика - для валидности).
- Процесс важен - не догоним, так согреемся.
- Тип личности не меняется быстро и не меняется от настроения.
- Здесь нет однозначности точных наук, но это не означает бессилия социологии и психологии.
- Кайзен - японский принцип непрерывного усовершенствования.
- Литературы - Милгрем, Эксперимент в социальной психологии, Аронсон, Общественное животное.
- Маккинзи: «война за таланты» - магистральное направление современной конкуренции. Чем лучше человек понимает себя сам, мотивационную структуру своей личности, тем эффективнее он как менеджер. Главное здесь - проблема честности.
- Джозеф и Генри - окно Джохари.
- Начало - с акта психологического поглаживания, признания уникальности, потом угрозы и т.д.
- Способ скрыть лень - занимайтесь только тем, что всем интересно. При этом нельзя стать очень богатым и большим начальником.
- Выход за пределы психологической зоны комфорта. Поэтому полезно работать под началом сильного руководителя, когда неудача не становится трагедией. То же - родители и дети («не пробовал, но все равно не люблю» - говорит ребенок). Человек заякорен в зоне комфорта.
- Есть обучение выживанию в дикой природе и executive - выживание. Outworld bound - спуск со скалы, в группе, каска и техника безопасности.
- «Интеллектуальный страх».
- Лучше писать книжечку в серию - там есть аудитория, редколлегия и т.д. (а я как раз люблю не серийные вещи, хочу создать свой раздел или свою классификацию - ИА).
- «Я смогу» - признак успешности. Локус контроля - место средоточия. Есть внутренний локус контроля (такой человек не берется за проекты, в которых ему трудно контролировать ситуацию), есть - внешний (когда считают, что другим везет).
- Самоэффективность - это оценка человеком собственной эффективности.
- А судьи кто? А кто их назначает?
- Сначала человек поглощает знания, потом выдает их (например, книги пишет).
- Можно применять венчмаркинг к личности - «делать бы жизнь с кого».
- К концу лекции на доске была полная картина темы (это уже мастерство! - ИА).
- Имея ограниченные способности, вы можете стать выдающимися людьми. (Мир все сложнее спектр необходимых компетенций растет, важна уникальная совокупность компетенций). Идея «многоборца» - не обязательно быть топом где-то. В советские времена было прокрустово ложе и выбор был ограничен.
- Люди, которые хотят быть на гребне, обречены на пожизненное образование (есть период полураспада знаний).
- Труднее всего структурировать представления о самом себе («я - концепция»).
- Сиблинги - браться и сестры, имеющие общих родителей.
- Рефлексия + коммуникация.
- Коуч - звучащая доска, поговорить не с кем.
- Тип личности не коррелирует с системой ценностей.
- Гармонируют ли ценности организации с ценностями личности или противоречат им?
- Чванливая корпоративная структура, где статусность важнее результативности. Уходят те, кто «почтения не чувствует».
- Ценности формируются с детства посредством ролевого моделирования (реальность и декларативность - двойная мораль). Но ролевое моделирование работает, когда подчиненный или ребенок считает вас успешным человеком.
- Если работа отнимает вас у детей, они ненавидят любую работу - не было баланса. Трудоголизм - это не исследованная болезнь.
- Будут ли дети считать тебя успешным?
- Кроме критерия успешности, действует еще и среда («плетью обуха не перешибешь»).
- Ботан, ботаник - отличник, пренебрежительный термин.
- Ценности изменяются сильным воздействием, шоковой терапией.
- Эффект «стеклянного потолка» - женщина не может занимать в компаниях высшие должности (исключения редки).
- Стереотип - по 1 признаку отнести человека к некой категории и далее относить к этому человеку все признаки данной категории.
- В виде зачета: эссе о культуре отсталых народов на 1 стр.
- Басни Крылова - хороший материал. Лиса и виноград: смена установки - не больно-то и хотелось.
- Отношение к новому: немедля узнать, блокировать все и т.д.
- Сильные нереализованные ожидания порождают негатив.
- Термины:
- Attitude - установка.
- Коннотация - дополнительный смысл слова.
- Speculation - абстрактные рассуждения.
- Интенция - намерения.
- Organization intervention - всего лишь «внешнее воздействие».
- Когниции - сознательные факторы.
- Аффективные реакции - эмоции.
- 70% энергии во Франции вырабатывают АЭС.
- Вопросы в России задавать было не безопасно - отучили. Объясните, как вы будете использовать ответы.
- Мотивация закрепляет желательные функции поведения, страх заставляет изменять нежелательные формы поведения.
- Мы всегда стояли на презумпции виновности - отсюда репрессивный менеджмент в России. (страхом наказывают 100%).
- Джихад - это не борьба ислама с неверными, это уничтожение тех, кто хочет выйти из ислама. Религия с одним входом - мотивация страхом.
- Сталин - виртуоз власти, построенной на угрозе наказания.
- Гиппократ - типология темпераментов: холерик, флегматик и т.п.
- Юнг - не черты и качества, а действия - предпочтения - типизация (например, способ восстановления психической энергии). Извне или изнутри, E или I. Есть амбиверты.
- S-чувства, N - интуиция (способность человека к усвоению истины вне ее логического обоснования). N - дедукция: от общего к частному, S - индукция, восходит от фактов к идеям.
- Т - аналитический тип (разумно или нет), F - нормативный тип (добро - зло, хорошо - плохо). F - успешные политики, они понятнее массам. Аналитик Картер пробыл лишь 4 года , а Рейган - 8 лет, да еще и Бушу-старшему власть передал. У Рейгана был шикарный штаб (он знал свою ограниченность).
- Майерс-Бригс добавили J (регламентный) и Р (воспринимающий, спонтанный) тип.
- Армия - тяжелое место для ярких интравертов.
- Еще идея Юнга: плохих типов не бывает.
- Мы тяготеем к людям собственного типа. Тип личности может быть указан на бэдже, на фирменных майках.
- Япония - это культура слушания.
- У японцев 5-секундная пауза после чужой реплики и в разговоре латинов японец просто вынужден молчать.
- Филонович: я запрещаю себе плотно планировать все расписание.
- У психологов избыточный самоанализ.
- Ошибка, когда начальник распространяет свою систему мотивации на всех сотрудников: я бы пахал, а он хочет иметь свободное время.
- Американская и вьетнамская делегации 3 месяца согласовывали форму стола для переговоров. Вьетнамцы хотели круглый стол - равенство, американцы настаивали на прямоугольнике. Компромисс - овал.
- У американцев - гибкие перегородки: дешево менять, легко обеспечивать privacy.
- Показывают 4 двери: контекстность восприятие - европеец считает, что это процесс открытия одной двери, араб - процесс закрытия, а кто-то видит 4 разных двери.
- Известная ваза Рубина - или два профиля (эффект «фигура - фон»).
- Фон - явление типичное, фигура - экзотическое.
- Заполнение пробелов - рисунок должен быть узнаваемым, так, чтобы даже при потере части рисунка все было восстановлено. (ИА - мой пример - «та женщина, которая...»).
- Хороший принцип: вспотел - покажись начальству.
- Ассоциирование: мы пахали - я и трактор, сказала муха.
- Менеджеры понимают, что ими могут манипулировать, поэтому негативно относятся к оценке результативности персонала - а люди теряют критерии. Если есть «звезда» в коллективе, всех начинают сравнивать с ней.
- Базовые курсы читают «звезды» и потом люди плохо воспринимают середняков на спецкурсах.
- Оценка эффективности без последующей мотивации - это демотивация.
- Бихевиоризм отказывается от изучение внутренних механизмов поведения.
- И.П.Павлов: стимул - реакция. Пища с лампочкой. Потом слюноотделение начиналось и без пищи - по лампочке.
- Оперативное обусловливание: результат, потом ищется действие. Человек - черный ящик с входом и выходом.
- Когнитивный подход - человек ждет, что если он поступит так, то получит необходимую реакцию. Если это произойдет, механизм закрепляется. (Хармс о пенсионерке Кусиковой - ИА). Человек первый раз опаздывает на новое место работы и смотрит - что будет.
- Социальное научение: подражание.
- Раппорт в NLP - психологический контакт установлен.
- У Филоновича много цитат из фильмов. Сначала руки в замок - только Гитлер, потом ближайшее окружение, наконец, все окружение (государственная поза). (Как теннис при Ельцине - ИА).
- Беззащитные взрослые. Человек усваивает те формы, которые ведут к росту его самооценки. Одинарная петля Арджириса неэффективна - каждый раз надо пройти через круг ошибок. Есть double-loop learning - двойная петля научения (там меняются управляющие ценности). Организация тоже должна начать двигаться по двойной петле научения. (Питер Сенге, «Пятая дисциплина»).
- Чем быстрее меняется среда, тем больше нужна двойная петля научения.
- Обучение - процесс, который может давать результат, а может и не давать.
- Teaching - учит, studying - изучает, learning - понял, выучил.
- Особенности научающейся организации:
- культ опыта, любой добросовестно приобретенный опыт ценен (за одного битого двух небитых дают)
- внимательное отношение к опыту других. Бенчмаркинг - это приобретение опыта за чужой счет, самостоятельный опыт - очень дорогой.
- Отсутствует абсолютизация опыта (культ опыта есть, а абсолютизации нет) - все время надо проверять адекватность. Недостаток опыта, как и слепая вера в опыт, делают человека опасным.
- Здравый смысл - подсознательное обобщение имеющегося у человека опыта, а опыт устаревает - ибо среда меняется.
- Управление знаниями - это перевод индивидуального знания в разделяемые, распределенные внутри организации.
- Росно занимается только настоящим страхованием. 49,5% имеет немецкий Альянс, 3-я компания в мире.
- С.Б.Чернышов проводил много семинаров на тему: «как я украл свой первый миллион». Эффективный бизнес сегодня становится выгодным (Кустов, Эфко).
- Гений закупок GM Лопес ушел в FW. С ним ушло еще 7 чел., и унесли они 200 кг сверхсекретной документации. Кончилось все скандалами, судами, большими выплатами и увольнением Лопеса из FW.
- Расходы на инновации, эксперименты - это инвестиции в опыт.
- Скажите, какой приказ я должен издать в понедельник для перехода на TQM? - Изменение менталитета - это не щелчок тумблера. (Это даже хорошо, что пока нам плохо).
- Если что-то не так, наши ищут виноватого (даже если его нет), а американцы ищут причину и исправляют.
- Обратная связь человеку по поводу результатов его деятельности - это дополнительная мотивация.
- Цепочка «потребности» «мотивация» «работа» «вознаграждение» и снова возврат к потребностям (вознаграждение снижает остроту потребностей).
- Д.Кедрин: у поэтов есть такой обычай, в круг сходясь, оплевывать друг друга.
- Физиологические потребности и потребность в безопасности - это два базовых уровня, они есть у всех. Линейности включения потребностей в реальной жизни не существует, только в пирамиде Маслоу.
- Первые два уровня - необходимое условие для мотивации, 3-5-ые - достаточные. Деньги - важный мотивирующий фактор на первых двух уровнях.
- Примером нельзя доказать, но можно опровергнуть.
- Гигиена - система мероприятий, снижающих вероятность заболевания.
- Процессуальные теории, например, теория справедливости Адамса: человек мотивирован и эффективно работает, если рассматривает свое вознаграждение как справедливое. В1 -вознаграждение, деленное на У1 - усилие (интегрально). Усилия измеряются временем, затраченным на работу. Смотрит на соседа, на коллегу - B2/у2. Если они равны, есть ощущение справедливости. Ощущение справедливости фундаментально субъективно.
- Советская пропаганда - принцип вырожденной справедливости (B1 примерно равно B2 - для всех).
- Песня Высоцкого «Песня завистника» («Я б уран в Москве с киркой нашел при такой повышенной зарплате») иллюстрирует теорию Адамса (Филонович сильно разнообразит учебный процесс - ИА).
- Хорошо заниматься любимым делом с нулевыми рисками. (Очень интересное пространство можно построить - доходы, риски, кайф - ИА).
- В любых организациях есть «тупиковые позиции», где карьерный рост не предполагается. На тупиковые позиции нельзя брать людей с избыточной квалификацией.
- Теория ожиданий Врума («в грамм добыча, в год труды»): мотивация М = (УР) * (Р В) * валентность (значимость, + или -, данного вознаграждения для данного человека). Соотношение усилий и результатов, В - интегральное вознаграждение.
- Нельзя свою валентность распространять на других - а для редких специалистов вообще должна быть индивидуальная система мотивации. Важна здесь и история найма.
- К тому же, валентность может меняться с течением времени (замечательный пример - С.Кожевников - ИА)
- Вознаграждение за будущие достижения должно быть привязано к ним (а оклад - процентов 40).
- Двойственная природа премии - это вознаграждение за уже сделанное и - мотиватор на будущее.
- 100 оплаченных дней консультанта в году - это очень хорошо.
- Райнемит, «Навыки глобального менеджера».
- Власть - это возможность, полномочия - право. Рэкетир имеет власть без полномочий. В неформальных структурах понятие полномочий расплывается.
- Важно, чтобы было интересно: на уроке географии - можно ли натянуть презерватив на глобус?
- Двойственная роль оргструктуры:
- Распределение ролей
- Распределение властных полномочий
- Они могут быть в гармонии или в противоречии.
- Френч, Рейвен, 5 основных источников власти
- Страх, принуждение. Это власть прямого действия, но не долгосрочная. Сталин делал волны репрессий, чтобы не было привыкания к страху. И никто не должен увильнуть - следующая волна начинается с палачей предыдущей.
- Вознаграждение - перекупка, поощрение инициативы
- Легитимная власть (позиционная) - обычно порождаются полномочия, не всегда власть
- Экспертная власть (врачи) - ее можно наращивать. Минус - субъективность. (Эффект уважаемого капитана - подчиненные видят неполадку, но не подсказывают капитану). Если человек соглашается на проект без диагностики - это подозрительно. (Имитировать консалтинг сравнительно несложно).
- Референтная (эталонная) власть. Люди соотносят себя с неким человеком (например, с Сахаровым как моральным эталоном). Харизма. Может быть фоновая власть - после самодура.
- Вопрос: какая власть у Путина? (от 0 до 100% по каждой позиции).
- Укрепление власти в организации - через диверсификацию ее источников.
- Свобода - это страх иметь зависимость.
- По мере движения организации по кривой ЖЦ властные полномочия в организации должны перераспределяться.
- Делегировать можно только полномочия, делегировать ответственность нельзя. Начинать лучше с делегирования второстепенных властных полномочий. (их, кстати, жалко - они сразу дают результат, а право на разработку стратегии - это еще когда будет?).
- А.Макаренко, теория двух перспектив - ближней и дальней. Людям нужны промежуточные праздники, результаты, большая цель и система мелких промежуточных целей (с ними связаны вторичные полномочия).
- Надо учиться жить с все более отдаленной перспективой.
- Право уникальных решений делегировать не надо. Делегировать надо те полномочия, которые ваш работник может использовать многократно - тогда высвобождается время первого лица.
- Кто здесь не бывал, тот не рисковал, тот сам себя не испытал - В.Высоцкий
- Бывает, что люди охотно берут полномочия, но редко ими пользуются.
- «Лимит доверия». Понятие «псевдоделегирования».
- Можно ли делегировать полномочия целеполагания? (по тактическим целям - да). А как быть с делегированием в гареме? - ИА
- GE владеет NBC.
- Полномочия по принятию решений должны быть ближе к фронту личного взаимодействия с клиентом.
- Наличие собственников в системе управления затрудняет делегирование.
Занятия 22-23.09.03:
- Лидер - это волна, увлекающая корабль.
- Наполеон говорил, что лидер - это продавец надежд.
- У Эйнштейна были ассистенты, но не было последователей и учеников. Нобелевку ему дали с 11 раза.
- Есть статус, позиция лидера, а есть возможность увлекать людей.
- Когда среда бизнеса менялась медленно, в моде были высокие пирамидальные структуры. Когда среда меняется сильно или непредсказуемо, структуры становятся более плоскими и лидеров нужно много больше.
- Информационные потоки снизу вверх обрастают шумами, искажаются (из лучших соображений, по глупости и т.д.). Пока информация идет по уровням управления, проходит время (решения наверху принимаются о прошлом, а не о будущем), а еще время нужно, чтобы довести решения до исполнителей и те начинают в итоге сомневаться в мудрости вождей.
- В современных организациях лидеры разного масштаба нужны на всех уровнях управления. При этом нельзя рассчитывать только на естественных лидеров.
- Для понимания природы лидерства надо изучать не качества, а поведение, затем ситуации (Роберт Блейк и Джейн Моутон).
- Нищета управления - не волнует ни результат, ни люди.
- Теория ситуационного лидерства (Херси и Блоншар, 1982): они выбрали в качестве основного ситуационного фактора «зрелость последователей».
- Зрелость = Готовность последователей (знания, навыки) * Желание * Уверенность в себе (все это накладывается на стадии ЖЦ бизнеса).
- Люди больше любят прямые директивы, чем игру в демократию, когда их спрашивают, но руководитель все делает по-своему.
- Фасилитатор помогает, содействует.
- Пример Эфко и Кустова.
- Люди, внесшие большой вклад в развитие компании, должны сами выбрать свою судьбу.
- Понятие когнитивного диссонанса.
- При изменениях людям нужны объяснения, гарантии, точка опоры. (А Москаленко устраивает землетрясения - ИА)
- В 70-годах CEO крупных американских компаний держались на посту в среднем 4,5 года, в 2000 году - уже 2,5 года.
- Джек Уэлч проработал главой GE 20 лет, сменил 3 стратегии (Джеффри Имельт вступил в эту должность тоже в 46 лет). Лидера GE выбирают 3 года. Сначала long list, потом short list. Эти 6 человек готовят документы с видением и презентуют их СД. Те выбирают 2 или 3. На протяжении полугода специально назначенный член СД следит за каждым днем и часом финалиста - что и как он делает (личная зрелость). Образец информации - www.ge.com)
- Каждая компания выбирает лидеров для себя.
- Кризис-менеджер будет искать свои кризисы. Кризис-менеджер Лу Герстнер спас American Express, Nabisco, IBM. Всегда «искал бури». В IBM пробыл 9 лет. Ушел в 58 лет и поступил в Кембридж на отделение археологии Др.Китая.
- По отношению к разным людям лидер должен вести себя по-разному.
- Для перехода между стилями нужно время.
- Сбалансированная система должна содержать менеджеров разных типов.
- Вновь пришедшие должны уважительно относиться к прошлому организации (даже в кризисы). Люди не хотят считать всю свою жизнь напрасной.
- Ноэл Тичи: есть пиковые лидеры (могут вывести фирму на гребень успеха), а есть долгосрочные лидеры победители типа Уэлча, 15 лет решавшего задачу перевода GE с N9 на N1 в мире. В фирмах-победителях лидеры есть на всех уровнях управления, есть «двигатель лидерства», расширенное воспроизводство лидеров.
- Уэлч начал реформы в GE не в кризисную пору. Зачем болезненные перемены? В 1981 г. в компании работало 400 тыс.чел. Это диагностическая медтехника, бытовая техника, оборудование для АЭС, лампочки, двигатели для авиации, специальные пластмассы, третья новостная сеть в мире NBC, инвестиционный банк GE-Capital. С 1981 по 1985 г. GE сократил 100 тыс. чел. из 400, при этом не потеряв средний доход (и это в зрелых отраслях!). Уэлч, испытывая сопротивление, продавал прибыльные (!) бизнесы за хорошие деньги.
- За 10 лет доход вырос вдвое - до 60 млрд., а капитализация выросла в 7 раз. Акции росли в цене быстрее доходов - это доверие рынка.
- Число оргуровней между CEO и рабочими в цеху в 1981 году было 9, в 1991 году - 4-6. в 1981 году только 500 сотрудников имели опционы, через 10 лет - уже 8 тыс.
- Цель была - стать N1 и N2 в мире, имея 13 глобальных видов деятельности, а 240 ненужных центров прибылей и убытков.
- Калиф на час не есть лидер.
- Чтобы воспитывать других, лидеры должны обладать передаваемой точкой зрения и методикой обучения.
- Три компоненты передаваемой точки зрения:
- Идеи
- Ценности
- Эмоциональная энергия и решительность (e3 - emotional energy and edge)
- Большой танк движется медленно, сметая все на своем пути.
- Идея Тичи: согласование идей и ценностей. Через корпоративный центр Тичи в GE за 2 года прошло 4 тыс. человек, анализировались отрасли и тренды.
- Для Уэлча можно нарисовать плоскость: по оси Y - разделяемость ценностей компании, по оси Х - результативность. (-, - ) - надо избавляться сразу, (+,+) - золотой фонд, (-, +) - надо дать людям еще шанс стать результативными, от (+, - ) надо избавляться - пусть не в первую очередь (это солдаты - наемники).
- Каждый выбирает для себя, но диапазон выбора должен быть широким (Хаббард - жесткий выбор - «цугцванг» - ИА).
- 98% враждебных поглощений начиналось с анализа системы ценностей.
- Менеджер - интегратор по сохранению корпоративных культур.
- Rank Xerox чуть дуба не дала, сильно увлекшись TQM.
- Задание «студентам» - вербализовать свои идеи и ценности.
- Можно ли садиться на иглу высокой зарплаты?
- Успешные люди все время говорят о том, чем увлечены и умеют излагать это на разных языках.
- Не надо путать парадокс с проблемой и бояться парадоксов.
- Лидер может рассказать про пике, из которого вышел.
- Э.Гроув в 35 лет придумал собственный способ борьбы с раком и вылечился.
- Лидер всегда хороший рассказчик.
- Когда ограничен масштаб личности, человек свое лидерство охраняет, предохраняет.
- Shared leadership - теория разделенного лидерства (на различных этапах проекта нужны различные лидеры, носители наиболее значимых для данного этапа компетенций). Люди в этой группе должны быть равные (по уровню достижений, интеллектуальному уровню и т.п.).
- Скука живет внутри читателя, а не писателя.
- Нельзя забивать людям гвозди в голову. Надо расширять их кругозор, оставляя свободу выбора.
- Само понятие «корпоративной культуры» возникло в конце 70-х.
- Хорошее упражнение - из двух определений сконструировать свое, общее.
- Ключевой сотрудник - человек, ведущий основной бизнес.
- Понятие «эрозии культуры».
- Любая модель есть упрощение реальности. Многих модели раздражают. С другой стороны, без моделей трудно понять организацию, мы не сможем структурировать наши представления. Модель - средство познания объекта.
- Культура - это айсберг:
- Артефакты (технология выполнения работы, видимые и слышимые схемы поведения)
- Ценности
- Базовые предположения (истина, натура, отношения)
- Документы, относящиеся к внутреннему учету СБ, заполняются после клиентских документов - в западных банках наоборот, там сначала отпускают клиента, у нас он тратит вдвое больше времени.
- Артефакты - видимые проявления культуры - часто требуют расшифровки.
- Надо посмотреть на свои бизнес-процессы глазами клиента (удобно вам, но не клиенту).
- В видимую схему поведения входит кодекс одежды.
- Business-casual - свитер, туфли без шнурков.
- Слышимая схема общения - это общение по имени-отчеству.
- В Германии говорят г-н доктор профессор Филонович.
- Мало ли банков лопнуло, но Империал со своей рекламой оставил «последействие» (Хопер - тоже - ИА).
- Тиньков приезжает на работу на Харлее - при том, что на фирме строгий кодекс одежды и сотрудники обязаны встречать главу.
- Часть культуры - корпоративный фольклор.
- Креативный подход к ведению бизнеса позволяет заменять конкурентные преимущества и устанавливать теплые отношения с конкурентами.
- Большие компании ведут вялотекущий бизнес, малые более агрессивны.
- Американцы ставили Pop-corn в кино, а у нас надо было размещать их в продуктовых магазинах. В Америке билет в кино стоит 10 д, а пакетик поп-корна - 2д, а у нас, соответственно, в начале 90-х, 5р и 15р.
- Пример ценности: любой учитель - предметник должен прекрасно владеть русским языком (преподаватели обязаны были обращать внимание друг друга на ошибки). Речь - инструмент преподавателя. Должен быть механизм поддержки этой ценности и передачи вновь пришедшим. Акцент делается не на статусе, а на результативности (нет чванства).
- Доцент или профессор, читающий лекции для трех групп, обязан был вести семинары в одной из этих групп - для получения обратной связи.
- В СССР любой доцент получал 300 рублей, Ягодин пытался ввести «вилку» (в рамках которой зарплату мог определять завкафедрой или коллектив). Все до этого ругали уравниловку, но приказом Ягодина в пединституте воспользовалось лишь 2 кафедры из 89.
- Л.Свиридова: чем изощреннее ум, тем пакостней интриги.
- Высокое требование - это тоже проявление уважения.
- Эффективность в делах через технологии продаж и управления.
- Нужен путеводитель.
- Отсутствие формализации и отсутствие конфликтов - это очень разные вещи. Конфликты должны управляться без оскорбления личностей.
- Групповое единомыслие, избыточная сплоченность хуже, чем многомерный взгляд на вещи.
- Кто-то хочет полномочий, а кто-то избавляется от них.
- Дисциплина важна там, где бизнес-процессы взаимосвязаны.
- В швейцарской фармакомпании Навартис культ семейных ценностей, поэтому семинары и тренинги не могут начинаться в понедельник и заканчиваться после 16.00 в пятницу - люди должны успеть долететь.
- Правила должны отражать ценности - иначе это отторгаемые необоснованные требования.
- Постулаты в фирме одного из участников:
- «думать иначе»
- жить и работать в удовольствие
- никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление
- вперед, к вершинам
- Вопрос из зала: «можно внести смуту?».
- Корпоративная культура строится сверху.
- В IBM ежегодное 10% обновление персонала за счет наименее эффективных людей.
- Пять базовых предположений Эдгара Шайна:
- Взаимоотношения с окружением - от полной зависимости от внешней среды до контроля организации над средой. Размер фирмы здесь не принципиален. Малая компания может создавать, формировать свою часть среды (внутренний локус-контроль). Третий способ - гармоничные отношения с природной средой и социально-экономической. В Музее Байер рассказывают о технологиях, а за окном разбит японский сад.
- Природа реальности и истины. Цель оправдывает средства? В японском бизнесе соперника нужно победить, но никогда - уничтожить. Мастер айкидо: повернуть агрессию против нападающего и при этом нанести ему минимальный ущерб.
- Природа человеческой натуры. МакГрегор, Х и Y (X - ленив, Y - добр и мотивируем позитивно). Третий взгляд - чистая доска, «табула раса» в Риме. Социум пишет на доске свои письмена. X или Y - от этого зависит система контроля.
- Природа человеческой деятельности (от to be до to do). Американцы - не люди, они - делатели. Главный герой - self made man, а для французов Гейтс - нувориш или выскочка. Детей же богачей уважают в Европе, но не в Америке.
- Американцы относятся к себе восторженно, они преувеличивают свои достижения.
- Природа человеческих отношений (конкуренция или сотрудничество). США - кооперативная форма общения в конкурентном обществе. Диагностика корпоративной культуры базируется на артефактах, но их надо расшифровать.
- Система Y - любая идея имеет право быть рассмотрена.
- Корпоративная культура должна соответствовать стратегии и потому здесь нет бенчмаркинга.
- Паттерналистская система ценностей столкнулась с заимствованной культурой.
- Компании на разных этапах развития, как делать бизнес-план слияния?
- Признак позитивного мышления - другого человека слушают с целью понять, а не опровергнуть.
- Даже в единой компании могут быть сильные субкультуры при наличии ядра корпоративных ценностей.
- Нельзя пользоваться только информацией заказчика, нужна диагностика.
- Игра на групповую динамику: 6 и 6 человек на стульях, 1 стул посредине, пересадка на 1 или через 1 стул. Надо поменять группы местами. Первые люди при неудачной попытке становятся последними. Болгарские полицейские справились с этим за 40 мин с 8-го раза. (Движение началось до решения и без выбора лидера, методом тыка).
- Яркая, молодая, талантливая компания, у которой уверенность перерастает в самоуверенность.
- Нужна «корпоративная память» об ошибках - чтобы не повторять их.
- Ключевые решения не должны находиться в мозгу только одного человека.
- Аналитик генерит альтернативы, но ему трудно сделать ответственный выбор.
- Функции корпоративной культуры:
- Определяет индивидуальность организации
- Соответствует здравому смыслу (это обобщение ее опыта, помогающее организации находить правильные решения в знакомых ситуациях).
- Коллективная преданность организации (это и плюс, и минус, люди перестают видеть недостатки в организации и перестают их исправлять).
- Стабильность социальной системы. Когда начинаются управляемые изменения, корпоративная культура начинает сопротивляться (она - за стабильность).
- Одно дело - околоправительственный вуз, другое - «мозговой трест». Задача: в набор должны войти дети депутатов всех фракций Госдумы.
- OD - фундаментальное изменение корпоративной культуры, адаптация ее к новой идее.
- Школу N2 в Москве разгромили именно за воспитание элиты.
- Ректор ГУУ Поршнев был зав отделом ЦК.
- На логике нельзя построить конкурентное преимущество организации (эмоциональная обертка должна быть).
- Цели корпоративной культуры:
- Развить чувство истории - героические примеры.
- Создавать ощущение единства (роли, передача норм и действий)
- Повышать обмен между работниками (контакты, участие в принятии решений)
- Интенсивный электронный обмен снижает лояльность, сейчас даже практикуются встречи без определенной повестки дня, что раньше осуждалось.
- Линия коммуникаций: от ИТ - через межличностные - до невербальных коммуникаций.
- Нужна сбалансированность потоков: нисходящие, восходящие, горизонтальные.
- Скалярная цепочка команд по Файолю.
- Коммуникации необходимы, необратимы, контекстны и это динамический процесс. (слово - не воробей..., что написано пером...).
- Контекст - совокупность обстоятельств, связанных с актом общения и не имеющих непосредственного отношения к его содержанию (например, время, место).
- Национальные культуры делятся на высоко- (японцы) и низко- (немцы) контекстуальные. Во вьетнамском языке 14 способов сказать «здравствуйте» - в зависимости от возраста, пола, социального положения.
- Взаимопонимание не устанавливается навсегда, этот процесс надо поддерживать.
- Кодирование - это преобразование мыслей и чувств в слова или невербальные сигналы (проблема перевода).
- Человек, передающий информацию, сам - источник сильных шумов.
- Тютчев, Silensium (Молчание): как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? ...Мысль изреченная есть ложь.
- Выжимание смысла из фразы.
- Импровизация - это свежевыжатый сок.
- Шум - это плохое знание языка (национального и профессионального), эмоциональные и ментальные фильтры, различный уровень компетентности, неправильный выбор модальности.
- У японцев попытка установить зрительный контакт - хамство (а у нас не смотрит - значит, хитрит). И те, и другие исходят из того, что «глаза - зеркало души». Японцы предпочитают опосредованное общение - иное мешает гармонии отношений (не нужно терять лицо).
- Фильтр - для очистки или гашения каких-то частей.
- Ментальный фильтр - предубеждение.
- Декодирование происходит в области опыта получателя, а области могут не пересекаться.
- Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, и нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
- Критерий эффективности коммуникаций: близость смысла принятого и посланного сообщения.
- Общение - это установление отношений между людьми и передача информации. (А это, братцы, о другом).
- Ф.Тейлор в 1910 году писал: «с рабочими нельзя разговаривать вежливо - не поймут».
- Ованесов у Идрисова утверждает, что лишь в 8% случаев подчиненные точно понимают, что хотят руководители. Нужны письменные задания, повтор заданий подчиненными.
- Самый востребованный и самый слаборазвитый навык - это слушание. Он в наименьшей степени отрабатывается.
- Желание возразить или подтвердить мешают нам слушать, потом человек включается, но часть уже пропущена (из-за непосредственной эмоциональной реакции на услышанное).
- Коммуникативные навыки в деловом общении:
- Слушание - 45%
- Речь - 30%
- Чтение - 16%
- Письмо - 9%
- А учат больше всего письму и чтению.
- Коммуникации делятся на вербальные и невербальные. Устные вербальные - прямые и опосредованные (телефонные, голосовые и т.д.). вербальные письменные: письмо, меморандум, аналитические обзоры (письмо должно быть написано так, чтобы его было легче воспринять). Невербальные - язык телодвижений, параметры речи.
- Разговаривая с автоответчиком, надо назвать фамилию, вопрос, свои телефоны (чтобы человеку не искать - вот клиентоориентация).
- Уровни знания языка (по Филоновичу):
- Способность объясниться лицом к лицу
- Способность объясниться по телефону
- Восприятие новостей по ТВ
- Понимание современных кинофильмов.
- У неопытных людей перед телекамерой обнаруживаются лишние части тела.
- На коммуникации влияет тип личности (по Майерс-Бригс), доминантная модальность, состояние личности. Слайды - опорный сигнал для визуалов, аудиалам нужна озвучка, звуковой образ. Движения лектора - для кинестетиков.
- Кафедра создает говорящую голову.
- Мы сильнее реагируем на изменения сигнала, чем на сам сигнал.
- Эрик Берн - три состояния (я - родитель, я - взрослый, я - дитя).
- Академик Крылов, когда слушатели начинали шалить, вынимал из кармана генеральский погон (хотя форму носить не любил) и переводил всех во взрослое состояние. (трансактный анализ).
- Человек в детском я-состоянии весел, но не принимает решений.
- В учебнике Лютенса надо прочитать «Проектирование рабочего места».
- Я - кодирование - передача - декодирование - подготовка ответа - кодирование - передача - декодирование - Я: вот сколько возможностей искажения и потери смысла.
- Разнообразие навыков - мощный мотивирующий фактор.
- Интуиция - способность к усмотрению истины вне ее количественного доказательства.