Встреча на судостроительном заводе Алмаз
- Директору по производству 73 года, его вернули с пенсии.
- Завод основан в 1933 году, выпускает суда водоизмещением до 1000 тонн. Выпускает амфибии. В 1996 году открыто яхтенное производство.
- Главный акционер, ОМЗ, держит 70% акций.
- Строятся катера для вьетнамцев и греков - пожарные, торпедные, патрульные и т.д.
- В 1995-1999 годах не было заказов ВМФ и пограничников - строили вагоны, катера для лоцманов, потом нашли зарубежных заказчиков. В недавний перерыв строили установки для буровиков.
- Численность завода сократили с 4 до 1 тыс. - потеряли лучшие инженерные кадры.
- За последние годы средняя зарплата выросла до 8 тыс.руб. (а было 1,5-2 тыс.).
- Тяжело поддерживать основное производственное оборудование.
- Пока нет быстрого движения, но есть надежды.
- Сейчас привлекаются люди с Украины, из Северодвинска, из Нижнего на 2-3 месяца под новые заказы и программы. Приезжают не лучшие, есть вопросы с бытом, оплатой, дисциплиной. 50%-60% людей сегодня - привлеченные. (Кстати, на Западе фирма из 250 человек привлекает еще 1-1,5 тыс.). Свое общежитие передается городу, а внутри завода создается несколько мелких общаг.
- Есть проблемы с контрагентами (они загибают цены в 5-10 раз выше фактической стоимости). Год искали альтернативного поставщика - и сбили цену в 5 раз. А не нашли бы - что делать с монополистом (таким, как турбинный завод на Украине)?. Кривой Рог генераторы предлагает за 330 тыс., а мы в Швеции такой же нашли за 50 тыс.
- Цикл постройки корабля - 1,5 года, а вьетнамцы дают аванс только 20%, поставишь пушку - еще дадут. Греки дают 50%, там легче.
- 210 млн. руб. кредитов у завода.
- Сегодня везде тендеры, так грекам нужны патрульные катера для Олимпиады-2004.
- Китайцы спросили, зачем нужны амфибии «зубры». Нашли фирму, подготовили для них 100-страничный аналитический отчет, заинтересовались.
- Акционеры основной задачей поставили безубыточность. Раз в месяц им выдается оперативный отчет, каждый квартал проверяется выполнение бюджета (приезжает Казбеков как председатель СД). Второй год работает система планирования и бюджетирования (ОМЗ свою систему внедрило на завод - формы и регламенты их), менеджеры жалуются, что приходится сдавать по 100 листов в месяц, и платить еще за это приходится самим («вам нужен контроль, вы и платите»). По их мнению, нужна либо упрощенная система, либо надо создавать специальную структуру.
- Все обслуживание перевели в ПТБ, есть открытая кредитная линия с ПТБ.
- С гендиректором есть контракт у Казбекова, далее идут годовые и 3-месячные контракты (например, с пенсионерами).
- Сейчас оборонный заказ составляет 10%. Перепрыгнуть Рособоронэкспорт нельзя, по военным отраслям вся информация (в том числе разведывательная - у них).
- На свои средства строится катер для ФПС.
- На амфибийном рынке завод заметен (американцы, англичане отстали), на рынке малотонннажного катеростроения очень сильная конкуренция.
- Коммерческая дирекция занимается в основном снабжением. В отделе маркетинга - 4 человека и секретарь. Отдел занимается тендерами. (Раньше была единая служба, маркетинга, развития и сбыта.)
- Уже начинается? - уже начинаются разговоры.
- Стратегия определяется продукцией, которая уже есть.
- Мы беремся за все, что попадается под руку.
- Есть разрыв между заказами акционера и поддержанием завода.
- Поймали контракты - развиваем их. Спонтанное развитие.
- Идет постоянный ремонт производственных мощностей, а обновление крайне редко.
- Неделя ничего не значит, 1 год - подготовка контракта, 1,5 года - его выполнение. Штучный товар. Из 100 заявок может не сработать ни одной.
- Индия заказала фрегаты и подлодки на Балтийском заводе -1 млрд.долл.