Боно Эдвард



Э. де Боно, Параллельное мышление:

 

  1. Любая система верований энергично защищает себя. Полнота и самодостаточность - есть необходимые условия любой религиозной системы.
  2. Для сократовского метода характерно непрерывное использование контрпримеров. (- Что такое справедливость? - Она требует вернуть человеку то, что принадлежит ему по праву. - Сократ: вы одолжили нож у друга, а он сошел с ума и стал опасен для окружающих. Возвращать ли ему нож?).
  3. Сократ видел себя «повивальной бабкой». Он помогал ученикам извлекать на поверхность знания, которые уже были у них, но оставались дезорганизованными, спутанными и потому не использовались. 
  4. Политики хорошо знают, что нет границы между честным красноречием и нечестным словоблудием. 
  5. Китайская поговорка: «жизнь есть поиск истины, которой нет».
  6. Слово «критика» в переводе с греческого означает «умение судить».
  7. Суть сократовского метода заключалась скорее в устранении ошибок, противоречий, ложных предположений, нежели в выработке лучших идей. 
  8. Для успеха садовника недостаточно только прополки. 
  9. Почему мы предполагаем, что для создания хорошего достаточно просто убрать плохое? Человек со связанными руками не может играть на скрипке, но, если развязать ему руки, станет ли он автоматически хорошим скрипачом. (СУ).
  10. В пылу борьбы эгоистичные интересы и жажда победы оказываются гораздо сильнее желания максимально полно изучить вопрос.
  11. Софисты учили учеников с равным успехом отстаивать обе стороны спорного вопроса. Важно, не на чьей стороне правда, а кто лучше спорит. (Переговоры).
  12. Споры замораживают позиции сторон и люди становятся пленниками своих позиций. А неправы могут быть обе стороны из-за ограниченности кругозора. (Переговоры).
  13. Увещевания без символики мало эффективны. Нужен жесткий «железобетонный» каркас. 
  14. В белой шляпе качество информации может варьироваться от твердых, допускающих проверку фактов до слухов и частных мнений. Докладывающий информацию должен указывать на ее качество. 
  15. Красная шляпа - сиюминутные чувства (мне кажется, интуиция подсказывает).
  16. Черная шляпа ассоциируется с мантией судьи. Еда необходима, но переедание вредит. 
  17. Зеленую шляпу прежде всего интересуют возможности. 
  18. Нет места разногласиям, спорам, опровержениям. Утверждения и идеи выкладываются бок о бок, параллельно. 
  19. Метод шести шляп сродни полноцветной печати, где базовые цвета печатаются отдельно. 
  20. Одна из лабораторий IBM утверждает, что этот метод позволяет сократить время совещаний на 75%.
  21. Классификация шляп - это не классификация людей. Шляпы легко надеваются и легко снимаются.
  22. Вся система образования ориентирована на анализ, творчеству уделяется минимум внимания. 
  23. А можно ведь придумать систему, где инфляция будет невозможной. Можно.
  24. Большинство революций направлено против чего-то. Это дает людям цель, фокус, энергию, осознание своего предназначения. Но что дальше? Слишком часто наступает замешательство и ситуация на какое-то время становится даже хуже.
  25. Люди хорошо обучены быть «против», но плохо обучены быть «за», быть конструктивными.

 

Э.Боно, Серьезное творческое мышление, М, Попурри, 2005:

  1. Три любимых глобальных игры делового мира:
    • Реструктуризация
    • Снижение цен
    • Повышение качества
  2. Но возможности этих игр не беспредельны, нужны новые нестандартные идеи.
  3. Отрезок Логика - Интуиция, творчество.
  4. Шаблоны - устойчивые модели способа восприятия и реакций.
  5. О - ОР - СОР - СОРТ - ОСЕТР (другой способ добавления букв).
  6. Слова - это шаблоны опыта и восприятия.
  7. Новая информация должна интегрироваться в существующую систему... Творчество - не просто способ делать работу лучше. Без него мы не в состоянии полностью использовать уже доступную информацию и накопленный опыт, замкнутые в старых структурах, шаблонах, концепциях и способах восприятия.
  8. 20% бюджета правительство Сингапура расходует на образование.
  9. Бенеттон создали три брата и сестра. Один из братьев до этого был простым бухгалтером, а сестра - белошвейкой. Сейчас у них 3 тыс. магазинов во всем мире, и капитал оценивается в 2 млрд.д. Они нарушили традиции и не стремились заинтересовать оптовиков, а открыли сеть маленьких простых магазинов. Кроме того, они решили продавать «цвет», а не «фасон». Поэтому готовая одежда сохраняла естественный цвет ткани. Если покупатели начинали покупать красную одежду, изделия немедленно красились в красный цвет, если популярным становился лиловый - одежда становилась лиловой. Компьютерный анализ спроса позволял реагировать на покупательский спрос почти так же гибко, как если бы одежда шилась на заказ.
  10. Уже недостаточно просто делать хорошо, надо делать иначе.
  11. Проблема, кризис, конфликт... Нестандартный подход - единственная надежда. Если что-то постоянно делается заведенным порядком, возможно, нужно решиться изменить этот порядок.
  12. Консервативный стиль управления: многие менеджеры считают, что их главная задача - сохранять существующее положение вещей и решать проблемы по мере их возникновения.
  13. Новый тип конкуренции «монополия ценности». Автомобиль давно перестал быть набором деталей и механизмов. Его совокупная ценность включает в себя возможность продать, купить и застраховать автомобиль, его безопасность, защищенность от угона, возможность парковки в городах (ИА + доступность и стоимость бензина, ремонта и т.п.).
  14. Сначала «продукт или услуга», потом соревнование, потом «совокупная ценность».
  15. Чем больше мы знаем, тем меньше можем думать - это неверный посыл.
  16. Мозг может видеть только то, что он готов видеть. Анализ данных позволяет аналитику выбирать из уже имеющихся в его репертуаре идей ту, которая более всего подходит к данному случаю. Но анализ не может спровоцировать рождение новой идеи.
  17. Гипотеза - каркас, организующий информацию - мы начинаем замечать то, чего раньше не замечали. Гипотеза дает нам направления действия - мы должны подтвердить или опровергнуть гипотезу. Без наличия гипотезы мы барахтаемся в море фактов. Но созданная гипотеза ограничивает нас: мы на все смотрим через призму этой гипотезы. Гипотеза и открывает, и закрывает новые возможности. Поэтому необходимо выдвигать альтернативные и параллельные гипотезы, предположения и догадки.
  18. Концепция позволяет начать «активный» отбор фактов - в отличие от привычного «пассивного» отношения к информации.
  19. Японцы, по крайней мере, в Японии, не слишком верят в маркетинг. Они считают, что покупатель - лучший эксперт. Они выбрасывают на рынок большой ассортимент новых товаров и смотрят, что именно будет пользоваться спросом.
  20. Опасность маркетингового анализа в том, что он статичен и не отражает возможных переплетений событий. Можно собрать полную и достоверную информацию о прошлом, но невозможно получить исчерпывающие сведения о будущем.
  21. Победитель ралли часто далеко не лучший учитель вождения.
  22. Я рассматриваю интеллект как потенциал разума... Мощность - это потенциал двигателя. Но насколько используется этот потенциал, зависит от мастерства водителя.
  23. Незнание - классический источник творчества детей.
  24. Для того, чтобы быть компетентным, вы должны знать как можно больше, но для того, чтобы быть оригинальным, вы не должны знать ничего. Один из способов разрешения этой дилеммы - читать понемному, а потом останавливаться и думать.
  25. Цена неудачи на Западе слишком велика. Менеджер всегда хорош лишь настолько, насколько успешна его последняя акция. (Отсюда Рокки-2, Рокки-3 и т.п.).
  26. Мотивация означает любопытство и стремление объяснить непонятные явления. Мотивация означает желание пробовать и искать новые идеи.
  27. Ограничения здравого смысла преодолеваются через ошибки, случайности и провокационные идеи.
  28. Когда руководитель не на словах, а на деле проявляет активный интерес к творчеству, общая культура организации меняется очень быстро. «Конформисты» быстро приспосабливаются к новой системе ценностей и новым правилам игры.
  29. Описание нестандартного мышления: «нельзя выкопать яму в другом месте, копая одну и ту же яму глубже».
  30. Нормальная логика стремится определить, что истинно, а что нет, и занимается настоящим. Нестандартное мышление, как и восприятие, рассматривает возможности и занимается будущим. Здесь уже нет четких границ между истиной и ложью («размытая логика»).
  31. Именно восприятие поставляет нам материал для обработки информации. Оно дает нам систему координат, где любое явление уже может быть обработано математическими методами. Восприятие дает нам слова и фразы (наборы слов), с помощью которых мы думаем. Мы разработали превосходные системы обработки данных, но в отношении восприятия почти не сдвинулись с места.
  32. Большинство ошибок мышления происходят из-за погрешностей восприятия, а не логики. А во главе угла традиционно ставится логика... Мы чувствуем себя некомфортно с изменчивостью и многовариантностью восприятия.
  33. Компьютер ничем не рискует. Восприятие дается ему в готовом виде, и его стоит лишь обработать. Мозг человека формирует свое восприятие, избирая тот или иной способ видения мира. На маленькой карте нам хочется двинуться прямо, но если взять большую, то видно, что дорога прямо ведет в тупик, зато дороги влево и вправо где-то далеко сходятся на большой дороге. «Пузырек логики» - это ограниченная область восприятия каждого человека, область, в пределах которой человек действует логично.
  34. Де Боно спросил группу из 30 школьников от 10 до 11 лет, как они относятся к тому, что им будут платить 5 долларов неделю за то, что они ходят в школу. Все были «за». Потом применили инструмент «Плюмин» (Плюсы, Минусы, Интересно). Решили, что старшие смогут отнимать у младших деньги. Школа может повысить плату за завтраки. Родители будут менее охотно дарить подарки. Может быть, эти деньги будут выплачиваться из зарплаты учителей? И всякие вопросы - будут ли в старших классах платить больше? Будет ли зависеть сумма от успеваемости? В итоге 29 из 30 отказались от этой идеи. Ведущий не спорил и не обсуждал проблему, он дал лишь инструмент сканирования восприятия и попросил применить его. В итоге ученики расширили границы восприятия.
  35. Подвижная логика - это логика восприятия, в отличие от «железной логики» (логики обработки данных, прямолинейной и догматичной).
  36. Слова есть не что иное как история. В каком-то смысле словА - это энциклопедия невежества, потому что они содержат в себе застывшее в какой-то момент времени восприятие и вынуждают нас продолжать использовать это восприятие, хотя его давно пора сменить.
  37. Основа творческого мышления - отказаться от «есть» и сменить его на «может быть». На заключительном этапе нужно вернуться опять в мир железной логики, но чтобы найти новую идею, мы нуждаемся в изменчивости воды и нестандартного мышления.
  38. При анализе (а анализ - это краеугольный камень образования на Западе) мы учим тому, что «есть». Дизайн относится к области того, что «может быть». Оформлению идей и действий мы должны уделять столько же внимания, сколько анализу. Но мы этого не делаем. Дизайн - не простое сложение элементов. Концепции не возникают из синтеза отдельных элементов.
  39. Часто возникают проблемы, причину которых установить трудно (есть масса причин и они переплетены или некоторые из них мы не можем устранить). В таких случаях задача не решается аналитически. Дизайн, не только графический или визуальный - это основа действия. Анализ - это не карта с нанесенными дорогами, это всего лишь карта неосвоенной местности, где дороги придется «проектировать» нам самим.
  40. Целью (продуктом) дизайна может быть концепция или идея как способ воплощения концепции. Анализ стремится обнаружить существующие отношения между элементами, а дизайн стремится установить новые отношения между элементами (которых, возможно, раньше не было).
  41. Именно поэзия гипотез и предположений делает обычного ученого хорошим ученым (при условии, что он не чурается кропотливой работы по сбору информации).
  42. В конфликтных ситуациях мы всегда поглощены поиском аргументов, стремлением подавить противника и выторговать преимущества. Дизайн - гораздо более сильное средство для решения споров. Он позволяет спроектировать решение, учитывающее интересы обеих сторон - промежуточную платформу - и предусмотреть запасные варианты, санкции, гарантии и систему контроля. (В некоторых штатах США закон позволяет сторонам конфликта не встречаться в суде, а представить судье или арбитру самое «разумное» решение - а тот выбирает).
  43. Две основные модели дизайна: первая - собрать воедино все требования и попробовать вписаться в этот «шаблон», вторая - выбрать главное (например, максимальное рабочее пространство), достичь этой цели, а потом попробовать учесть все прочие требования. Либо наступаем равномерно на всех фронтах, либо наносим сосредоточенный удар, а потом бросаем войска в прорыв.
  44. Наша образовательная система пренебрегает творчеством, будучи убеждена в достаточности информации, анализа и аргументации.
  45. Каждый рабочий фирмы «Тойота» ежегодно вносит около 300 предложений, в обычной американской компании это число меньше 10. (Но для любой программы усовершенствования важно придумать хорошую рабочую схему сбора рациональных предложений.
  46. Ключевой момент усовершенствования - умение взглянуть на любой процесс и метод непредубежденно, сознавая, что можно найти лучший способ действий. (Удобнее, конечно, оставаться на прежних позициях, обращая внимание только на проблемы и недостатки).
  47. Самое точное определение проблемы можно дать только после того, как найдено ее решение. Поэтому необязательно сразу стремиться к единственно верной формулировке проблемы, нужно найти как можно больше различных, альтернативных определений.
  48. Существует род проблем, которые мы выбираем для себя сами - это поиск проблем или «постановка задач».
  49. В североамериканской психологии существует печальная тенденция называть любое целенаправленное движение «решением проблем». Такое неверное определение скрывает различие между мышлением, связанным с разрешением трудных ситуаций и мышлением, направленным на создание чего-то нового.
  50. Редизайн - можно перейти в другую плоскость, где данная проблема станет неактуальной. 
  51. Там, где осторожность вполне окупается, трудно вызвать у людей желание рисковать или взваливать на себя дополнительные хлопоты.
  52. Нестандартное мышление позволяет прогнозировать нелинейные события, которые не являются прямым продолжением прошлого. Разработка стратегии, возможностей и запасных вариантов - часть творческого созидательного процесса. Информация и логика образуют каркас. Творческий дизайн предлагает возможности. Информация и логика оценивают эти возможности.
  53. По поводу метода «шести шляп»:
    • Белая шляпа - Это не только, какой информацией мы располагаем, но и какая информация отсутствует? Какую информацию мы хотели бы получить? И как это можно сделать?
    • Красная шляпа - нутром чую, что... Интуиция мне подсказывает,...
    • Черная шляпа: это противоречит нормам и правилам. Или - если мы повысим цену, упадет уровень продаж. (Это ценная шляпа, но она как вино, которым не нужно злоупотреблять).
    • Желтая шляпа - возросшая стоимость электроэнергии заставит каждого быть более экономным.
    • Зеленая - нельзя ли это сделать иначе? Нет ли другого объяснения?
    • Синяя шляпа думает о программе поиска решения, она комментирует процесс поиска решения. Можете ли вы обобщить сказанное? Нам пора расставить приоритеты? Оденьте-ка все зеленые шляпы.
  54. Предполагается, что в споре должна родиться истина. Но часто противники больше озабочены выигрышем или проигрышем аргумента, чем поисками истины. Метод шести шляп переводит противостояние в совместное исследование. Метод отделяет личные мотивы от исполнения. Это игра, и чем больше в нее играют, тем она эффективнее. Каждый должен стремиться попробовать разные шляпы (как игрок в гольф - разные клюшки). Этот метод становится частью внутренней культуры людей... 
  55. При быстром исследовании предмета, участники последовательно надевают все шляпы одна за другой, оставаясь в каждой около 4 минут. 
  56. Нередко черную шляпу рекомендуют надевать предпоследней, а красную - последней (в нынешнем виде идея не сработает, но я чувствую - в ней есть большой потенциал).
  57. Творческое усилие заслуживает поощрения само по себе. Усилие делает результат возможным. Это необходимое условие. Его можно укрепитьЮ добавив к нему навыки нестандартного мышления.
  58. Творческая пауза - простейший из методов. Вы решаете для себя - этот предмет заслуживает внимания. Пауза ценна сама по себе. Если временно преградить путь ручью, вода найдет другой путь. Остановившись у развилки дорог, мы сможем прочитать указатель. Пауза не должна быть долгой, надо просто сказать себе: «это любопытно» - и подумать. Наше мышление в основном носит реактивный характер. Творческая же пауза - важная привычка проективного мышления (есть ли тут другие возможности? Неужели это можно сделать так и никак иначе?).
  59. Надо понимать «инвестиционную» природу творчества. Трудно вырастить сад, если его не выращивать.
  60. Простое фокусирование - обратить внимание на предмет, на который никто не потрудился обратить внимание. Концентрированные моющие средства завоевали рынок, потому что занимают меньше места на складах магазинов и их хранение обходится на 45% дешевле... Может быть, на месте марки на конверте разместить рекламу или призыв? Может быть, можно иначе прикрепить марку к конверту?... Может быть, можно придумать другую форму стакана, чтобы в целях гигиены пить, не касаясь ободка губами? Прекрасное упражнение приучает выбирать необычные фокусные зоны. 
  61. Отсутствие фокусирования резко снижает эффективность творческой мысли. Фокусироваться можно либо на области действия (рестораны, банковские переводы), либо на цели.
  62. ИА: интересный термин - «проблемодатель». И еще - «чувствительная к идеям точка». А также «веер концепций»
  63. Возможность - это сильное ощущение потенциальной выгоды. «Где можно найти применение клею, который так плохо сохнет?» «В этом году в Болгарии небывалый урожай винограда».
  64. Перефразирование целей:
    • Я хочу найти способ уменьшить количество бумажной работы
    • Я хочу сократить количество документов, которое приходится читать чиновнику
    • Я хочу, чтобы чиновники реже обращались друг к другу
    • Мне нужны новые идеи о том, как сократить количество бумажной работы, избавившись от ненужных сообщений...
  65. Творческий вызов отличается от критического - он не критикует, не осуждает и не ищет недостатки. Он ищет уникальности. Он не нападает на существующее положение вещей, а только исследует другие возможности.
  66. Западная модель развития: нападение и критика, затем поиск новых альтернатив. 
  67. Незападная модель - признание существующего положения, поиск возможных альтернатив, сравнение.
  68. Лондонские такси обязаны своей необычной формой закону, который предписывает, что салон должен быть достаточно высоким, чтобы джентльмен мог садиться, не снимая цилиндра.
  69. Почему тарелки круглые? Потому что они когда-то производились на гончарном круге. (сегодня тарелки изготавливаются прессованием, и потому могут принимать любую форму).
  70. Для поиска альтернативных способов есть три варианта: 
    • блокирование, 
    • отстранение (отказ от очевидного - что чашка вертикальна, а у ботинок есть подошвы), 
    • отказ. 
  71. Есть традиции, которые этому мешают:
    • традиция пренебрежения (от добра добра не ищут), 
    • вынужденная традиционность (например, старые клиенты тянут назад или старая технология), 
    • традиционность удовлетворенности (мы так всегда делали),
    • традиционность временной последовательности (авиаперевозки - это видоизмененные железнодорожные концепции). 
  72. Провокационная идея - в ресторанах нет пищи, или рестораны не берут денег за пищу или там нет посуды. Или - официанты не должны быть вежливыми (тогда они будут играть заказанные роли).
  73. Обойтись без чего-то - это отстранение. Я пью сок на завтрак - я не пью сок. А противоположная идея - апельсиновый сок пьет меня на завтрак.
  74. Еще формальный способ провокации - преувеличение, выход далеко за пределы нормального диапазона величин. (Студенты сдают экзамены каждую минуту).
  75. Интересный способ рождения провокационных идей - искажение: студенты экзаменуют друг друга или «вы запечатываете конверт после того, как опускаете его в ящик» (значит, можно добавить рекламный материал).
  76. Фантастические идеи (создание воздушных замков) - карандаш должен писать сам, а машины должны сами ограничивать время своей парковки (пусть остаются с включенными фарами). Двухшаговые идеи - «переход по камешкам».
  77. 70% бюджета здравоохранения США вкладываются в последние месяцы жизни человека (концепция «жизнь любой ценой»).
  78. Столкнувшись с проблемой перегруженности дорог, правительство Сингапура пересмотрело «естественное» право горожан приобретать то, что в они в состоянии себе позволить. В Сингапуре нельзя просто купить автомобиль. Сперва вам придется купить право на его покупку. Существуют схемы дифференцированной оплаты за использование дорог, в зависимости от того, по какой автостраде и в какое время проехала машина. Специальные датчики регистрируют путь автомобиля, и владельцу посылается счет.
  79. Наше мышление формируется целым рядом факторов. Их надо научиться осознавать. Какова доминирующая концепция, ключевые факторы, факторы избегания (типа экологических угроз), предположения, ограничения? Те же ограничения мы должны сделать видимыми, чтобы подвергнуть их вызову. Творчество есть поиск альтернатив.
  80. Западная культура мышления настаивает на том, что для того, чтобы обладать правом выдвигать другие варианты, нужно прежде найти несовершенство или ошибку в существующем положении вещей. Для Японии понятие аргумента никогда не было характерным, поэтому японцы могут спокойно искать альтернативы в любое время.
  81. Дизайн - это проектирование новых альтернатив. Это можно сделать:
    • расширив границы ситуации, 
    • введя в нее новые факторы, 
    • изменив систему ценностей, 
    • пригласив к сотрудничеству других людей. 
  82. Дизайнерский подход - мы отказываемся воспринимать ситуацию как данность. Мы сознательно изменяем ее границы и составляющие.
  83. Увеличение вариантов усложняет выбор, но их отсутствие делает выбор абсурдным.
  84. Концепция - это общий метод, лежащий в основе наших действий (мы выбираем дорогу). Концепции очень похожи на развилки дорог. Конкретный способ передвижения - это идея. Направления - это концепции высокого, наиболее общего уровня. Это и есть три уровня «веера концепций». Веер концепций - это веер достижения. Это не аналитическое дерево, главный вопрос - «как то можно сделать?».
  85. Чем больше мы конкретизируем концепцию, тем больше ограничиваем ее возможности. Из семи концептуальных уровней надо выбрать самый полезный (чутьем! - оценить «длину волны»):
    • Мы занимаемся продажей ручек с золотыми перьями
    • Мы занимаемся продажей пишущих инструментов с золотыми перьями
    • Мы занимаемся продажей престижных пишущих инструментов
    • Мы занимаемся продажей предметов личной роскоши
    • Мы занимаемся продажей предметов роскоши
    • Мы занимаемся продажей товаров, в которых нуждается потребитель
    • Мы занимаемся извлечением прибыли
  86. Быстрая предварительная оценка любой альтернативы происходит по 4 параметрам: осуществимость, выгоды, ресурсы, соответствие (стратегии, личности и т.п.).
  87. Северная Америка сформировалась как общество первопроходцев. В такой среде важнее действовать, а не размышлять. Там и сформировалась культура, основанная на действии. Но сегодня мир захлестнуло соревнование, вызванное избытком товаров и услуг. В таких условиях думать почти так же важно, как и действовать.
  88. Лестница - способ попасть на более высокое место. Но это слишком широкое определение. Или метод, позволяющий вертикально перемещаться с помощью маскулатуры. Но это ближе к альпинистам. Или - структура, позволяющая шагать в вертикальном направлении. Это довольно точное определение концепции «лестницы». Физическое определение может выглядеть так: две параллельные вертикальные жерди, между которыми на равном расстоянии друг от друга укреплены горизонтальные перекладины.
  89. Основные концепции:
    • цели (цель зонтика - защитить от дождя)
    • механизма (с помощью материи, которая может раскрываться и складываться)
    • ценности (компактное, портативное, удобное устройство для защиты от дождя)
    • Есть еще «описательные концепции» для описания явлений.
  90. Польза концепции определяется тем, насколько она помогает генерировать дальнейшие идеи и насколько поддается изменениям. Идет постоянный переход от идеи к концепции и от концепции к идее.
  91. В некоторых странах есть закон - фабрика, построенная на берегу реки, обязана забирать воду ниже по течению, а сбрасывать - выше. Это пример реализации провокационной идеи.
  92. Самоорганизующиеся системы тяготеют к образованию стабильных состояний. Провокационная идея временно нарушает стабильность системы, позволяя ее элементам перестроиться и сформировать новое стабильное состояние. Гипотеза стремится остаться в рамках разумного, провокационная идея, как правило, стремится быть «неразумной».
  93. Пять систематических методов перехода от провокационной идеи или утверждения:
    • Извлечение принципа, концепции (из новой рекламной идеи - вернуть городских глашатаев - можно извлечь целый ряд концепций: глашатай может отвечать на вопросы, он может изменять сообщение в зависимости от аудитории, он имеет самые свежие новости, его нельзя выключить, он уважаемая официальная фигура. От концепции «нельзя выключить» можно перейти к бесплатному телефону с вкраплениями бесплатных объявлений.
    • Фокусирование на различии - почтовая марка должна быть очень узкой и длинной (тогда можно продавать их в рулончиках, писать на марках сообщения и т.п.). отсюда - единица длины может представлять единицу стоимости.
    • Покадровый переход - у автомобиля квадратные колеса. Это приводит к идее синхронного сокращения подвески - отсюда плавающая подвеска и идея вездехода (плавающее колесо передает подвеске сигнал о состоянии почвы - и машина плывет над землей, а не подпрыгивает на ухабах).
    • Положительные аспекты, немедленные выгоды - двигатель на крыше автомобиля (легкость доступа для ремонта, больше места в автомобиле, лучший доступ воздуха и т.п.) - отсюда идея короткого автомобиля с центральным расположением двигателя.
    • Обстоятельства - при каких обстоятельствах двигатель на крыше был бы преимуществом? Если бы автомобиль двигался в воде. Еще провокационная идея - стаканы должны иметь закругленные днища. Бары смогут продавать больше пива - такой стакан можно положить только тогда, когда все уже выпито.
  94. Пример: каждый, кто хочет продвинуться по службе, должен носить желтую рубашку или блузку:
    • Извлечение принципа - способ заявить о своих амбициях
    • Фокусирование на различиях - есть возможность обратить на себя внимание
    • Покадровый переход: жена утром спросит работника - а почему ты сегодня не в желтой рубашке - привлечение семей к мотивации сотрудников
    • Позитивный аспект - надевая желтое, человек делает некое заявление и дальше стремится соответствовать
    • Клиенты будут обращаться к желтым - они вправе ожидать от них лучшего обслуживания и серьезной реакции на жалобы
  95. Возможные результаты перехода:
    • Недостатки - носил все время желтое, не получил повышения и упал духом
    • Старые идеи (движение по кругу)
    • Точки интереса
    • Различие - это тоже точка интереса
    • Ценность - это призовой «улов»
    • Достижение концепции (они имеют право на жизнь сами по себе)
    • Достижение идеи (хотя бы ее намека или прообраза)
    • Тупик
    • Уверенность
  96. Метод «случайного входа» - делается список из 60 или 100 слов и выбирается какое-то. Пример: копировальный аппарат - нос. Рождается идея ароматического картриджа-приставки, чтобы запах сигнализировал о нехватке бумаги или о том, что пора сменить чернила... Вместо слов можно использовать изображения или предметы. Но слово - это конгломерат функций, концепций, деталей и ассоциаций. 
  97. Метод повышения чувствительности мозга к... - это, например, срез из 5 случайных фраз, относящихся к данной области. Разновидность - метод прядения нити: берутся характеристики какого-то слова (реклама или система застегивания ботинок), расписываются характеристики (надежность, удобство, простота), и из каждой вытаскиваются нити аналогий. Срезы лучше использовать для решения сложных, многофакторных ситуаций.
  98. Если какой-то из методов (инструментов) не работает, это может означать, что:
    • он неприменим к данному случаю (универсальных инструментов нет)
    • у вас мало опыта и вы не научились доверять инструменту
    • вы постоянно допускаете какую-то ошибку при использовании инструмента
    • Кроме того, излюбленные инструменты зависят от индивидуальных особенностей личности.

 

Э.Боно:

  1. Удовлетворенность, как и покорность - враг любого прогресса.
  2. Логика - замкнутая система, восприятие - открытая.
  3. Вещи, очевидные в ретроспективе, могут быть невидимыми в перспективе.
  4. Опыт, анализ полезен для стабильного мира, где будущее повторяет прошлое, иначе нужен дизайн.
  5. Общие и размытые образы очень полезны для мышления (они расширяют круг поисков).
  6. Все вопросы служат способом направления внимания.
  7. Опыт самоорганизуется в шаблоны в мозгу. Это очень хорошо, но вредно для творчества. В каком-то смысле цель мышления - упразднить мышление за счет шаблонов.
  8. При провокации мы можем создать нечто за границами нашего опыта и даже противоречащее нашему опыту.
  9. Качество информации может варьироваться от веских фактов для сплетен и мнений.
  10. Иногда просто определение цели может привести к желанию изменить ее.
  11. Веер концепций.
  12. Лифт медленно ездил, люди жаловались. Ремонт был слишком дорог и внутри лифта повесили зеркала, все утряслось.
  13. То место, где мы сейчас находимся, возможно, не лучшее для достижения цели.
  14. Человек - не решатель проблем, у него есть творческие, конструктивные и игровые инстинкты.
  15. Резюмирующее мышление.
  16. Многие вещи остаются неизменными, потому что они никогда не причиняли никому проблем.
  17. Изобретатель думает о том, о чем не хотят думать другие.
  18. Стратегия - это комплекс ориентиров, который надо будет составить в план, варьируемый в зависимости от ситуации.
  19. Есть фокусирование на области и фокусирование на цели.
  20. Информации легко обучить и легко проверить ее знание.
  21. Вопрос - это способ привлечения внимания.
  22. Мы должны принимать во внимание все виды информации, а не только факты, в то же время разделяя их по качеству.
  23. РВФ - рассмотри все факторы, ПиР - последствия и результаты, ВДЛ - взгляды других людей.
  24. Мышление призвано служить нашим оценкам и чувствам.
  25. Анализ - это активное усилие, направленное на идентификацию и получение более полной информации.
  26. Основа науки - способность строить гипотезы. Анализ данных служит лишь для проверки гипотезы.
  27. Модель является одной из самых уточненных форм гипотезы.
  28. (Почитал - подумал сам - почитал еще - подумал еще... Есть творчество невежества).
  29. Человеку трудно сказать, как он отреагирует на то, чего никогда не пробовал.
  30. Анализ и логика не позволяют выйти за пределы имеющейся информации, нужна провокация.
  31. Проза интересуется тем, что есть, поэзия нацелена на то, что может быть.
  32. Возможность (зеленая шляпа) это не истина.
  33. Три уровня возможностей: возможность, фантазия, провокация.
  34. Вы ищете любое решение, «хорошее» решение или наилучшее решение?
  35. Есть опасности категоризации и стереотипного подхода.
  36. Проблема медленных лифтов трансформируется в ситуацию «нетерпение». Чем занять людей? Зеркалами.
  37. Американцы недолюбливают понятийное мышление (и любят рецептурное - надо действовать).
  38. Общие концепции для нехватки квалифицированных работников:
    • Увеличить поступление квалифицированных работников
    • Уменьшить потребность в них
    • Повысить производительность труда имеющихся работников
  39. Эффект каскада - каждая новая цель приводит к возникновению целого ряда альтернативных вариантов, каждый из которых сам становится целью, давая новые альтернативы.
  40. Волшебное вещество, волшебная система, волшебник, волшебная ситуация.
  41. «Кройка» идеи - подгонка ее под определенные стандарты с учетом человека или организации, которая будет ее осуществлять.
  42. Идея: новизна, выгодность, практичность, приемлемость, затраты...
  43. При счете 0:0 можно удалить вратарей.
  44. Достоинство присуще самой вещи, а выгоду человек может получить, используя эту вещь.
  45. Решение - это всегда определение соотношения необходимости, выгоды и риска.
  46. Беспроигрышные стратегии (с путями отступления назад).
  47. «Логическая оболочка» - это набор ощущений, чувств и интересов, в пределах которого человек чувствует себя абсолютно логично.
  48. «Эффект уходящего поезда» - только когда поезд набирает скорость, люди вдруг начинают судорожно в него карабкаться.
  49. Эффективные люди (интеллект тут ни при чем) почти не замечают препятствий, они их обходят. Это даже не свойство личности, а совокупность внутренних ощущений самого человека. Если он решает что-то сделать, он это делает.
  50. Эксперт умеет задавать вопросы и не делает ненужных шагов... Но эксперт осторожен (не рискнуть бы репутацией) и суждения его основаны на прошлом, на том, что уже есть, а не том, что может быть. Эксперты - это стражи прошлого.
  51. На Западе «тендерят» поставщиков, разжигая конкуренцию, а японцы посылают специалистов к своим давним постоянным поставщикам, чтобы помочь им снизить цены.

 

Э. Де Боно, Шесть медалей оценки:

  1. Решения бывают:
    • Рутинные (сигнал - ответ)
    • Стилевые (я всегда так делаю)
    • Случайные 
    • Случайные с коррекцией
  2. Регулярная ревизия деятельности позволяет определить кратчайший путь к цели.
  3. Логика отвечает на вопрос - как что-то сделать, а вот что хочется делать - это уже эмоции.
  4. Спор - грубый способ решения конфликтных ситуаций.
  5. NIMBY (not in my back yard) - я за, только не близко ко мне.
  6. Медали:
    • Золотая - человек
    • Серебряная - организация, семья, круг людей
    • Стальная - качество
    • Стеклянная - новаторство, простота, креативность
    • Деревянная - экология (окружения - в широком смысле)
    • Медная - аспекты восприятия.
    • Золотая медаль - в букете эмоций преобладает ощущение несправедливости. Свобода от тирании, стрессов, неопределенности. Потребность в одобрении и признании.
  7. Латеральное мышление - поперек, от паттерна к паттерну, а не вдоль паттернов.
  8. Новые идеи хрупки как стекло и требуют к себе деликатного отношения.
  9. Начищенную медь очень легко принять за золото.
  10. Мы живем не в мире объективной реальности, а в мире воспринимаемой нами реальности.
  11. Наше восприятие выборочно, мы видим только то, что отвечает нашему эмоциональному настрою, предубеждениям и предрассудкам.
  12. У нас критическое мышление, повышенная «чувствительность к опасности». А выискивать ценные аспекты (а не только негативные) мы не умеем.
  13. Каковы золотые аспекты этой идеи - вот конкретный вопрос.
  14. Культура и образование должны обеспечивать успешное разрешение конфликтов между сферами влияния шести медалей. Образование много внимания уделяет анализу и мало - проектированию в широком смысле этого слова.
  15. Решение проблем: выявить причину и устранить ее удается в 65% случаев. В иных случаях мы не в состоянии найти причину или устранить ее, или причин слишком много.
  16. К аспектам шести медалей можно применить категоризацию, балльную шкалу - сильные аспекты, здравые, слабые и косвенные. Такие же 4 категории вводятся для негативных аспектов медалей.
  17. Выгоду можно рассматривать в рамках определенного контекста.
  18. В деле принятия решений отмечают пять немаловажных факторов:
    • Всестороннее изучение ценных аспектов, присущих каждому из вариантов
    • Всестороннее изучение негативных аспектов, присущих каждому из вариантов
    • Анализ факторов риска
    • Оценка того, «умещается ли» рассматриваемое решение в рамки концепций организации или системы ценностей человека
    • Субъективные факторы, зависящие от мнения людей, которые участвуют в принятии решения.
  19. Ворота - это требования к человеку, пытающемуся куда-то попасть. Или человек - катализатор, знакомящий вас с полезными людьми. Это ценные аспекты. Ускорители (типа взятки), усилители (типа рекламы), устранение (расшивка) узких мест. Торможение в лицензировании лекарств в США дает возможность другим странам испытать их на себе.
  20. Проблема - это неприятность, препятствие, сдерживающий фактор, негативный аспект. Решение проблем - механизм, способствующий усилению и увеличению числа ценных аспектов.
  21. Если решение конкретной проблемы не приносит сколько-нибудь ощутимой пользы, может быть, изначально не нужно было решать такую проблему.
  22. Надо извлекать уроки из ошибок: резервные системы, запасные планы, тактика хеджирование (страхование от риска изменения цен путем занятия на параллельном рынке противоположной позиции).
  23. В отчетах компаний - банкротов много идей, опередивших свое время.
  24. Важны не столько новые технологии, сколько «ценные концепции», использующие существующие технологии, чтобы подарить миру нечто принципиально новое, ценное и полезное.