Кеничи Омае - Мышление стратега.



  1. Стратеги не посещали курсов, они обладают уникальным стилем мышления. Они видят динамичное взаимодействие компании, клиентов и конкурентов и из этого видения кристаллизуется всесторонний набор целей и планов действий. Понимание это творческое, отчасти интуитивное, часто разрушительное для устоявшегося порядка вещей.
  2. Современные гигантские институты не созданы для инноваций. В зрелых отраслях все движется по узкой наезженной колее и успех человека там связан с тем, насколько хорошо он приспосабливается. В этих компаниях преуспевают аналитики, а не новаторы. Процессы стратегического планирования процветают в крупных компаниях, а стратегическое мышление увядает.
  3. Мышление стратега - это озарение и последующее упорство в выполнении задуманного. Стратеги не отвергают анализ, но он лишь стимулирует творческий процесс, тестирует возникающие идеи и тд. Вопросы часто формулируются не в направлении решения, а скорее в направлении найти средства против симптомов. Вопрос, ориентированный на решение можно задать только в случае, если суть проблемы определена и осмысленна.
  4. Процесс сужения проблемы при помощи дерева решений можно сравнить с тем, как врач диагностирует заболевание, шаг за шагом перебирая различные варианты. Нет конкурентов, нет потребности и в стратегии. Когда человек пытается создать или сохранить относительное превосходство над опасным конкурентом, его ум функционирует иначе, чем в случае, если стоит задача провести внутренние улучшения. Это разница между идти в бой и сесть на диету.
  5. Японский производитель вилочных автопогрузчиков, сегментируя рынок, поняла, что нужды четырех из пяти ее клиентов может удовлетворить машина, стоимость производства которой на 20% меньше стоимости производства машины для всего рынка. Она оставила себе рыночную торговлю и строительство, а порты, погрузку-разгрузку в портах и транспортировку леса оставила конкурентам.
  6. Один из способов сравнить продукты, разобрать их на части, если он сборный, проанализировать различия между ними, чтобы определить, где можно достичь относительного преимущества в цене или в себестоимости. Задача стратега - найти идеи и решения, которые изменят рыночную ситуацию для компании, ее систему распределения ресурсов или любую другую область, где практика стала закостенелой и неэффективной.
  7. Метод простой - ставить под сомнение общепринятые предположения при помощи вопроса почему? Задавать этот вопрос нужно тем, кто отвечает за существующий способ ведения дел так долго, пока им не станет плохо. Почему мы смотрим кино в темноте? Почему люминесцентные лампы должны быть длинными и тонкими? Почему нельзя встроить вспышку непосредственно в фотоаппарат? Новая модель буквально уничтожила в Японии рынок среднеценовой группы. Спрашивая почему четыре-пять раз подряд, человек обязательно доберется до фундаментального вопроса, ответ на который раскрывает все узкие места и источники проблем.
  8. Имеющиеся у руководства ресурсы время, силы и внимание ограничены. Концепция стратегических степеней свободы - это определение простора стратегического маневра в зоне действия конкретного ключевого фактора. Автомобили ограничены наличием дорог и дорожными условиями, идеальные машины способны двигаться по прямой. Это вертолетомобиль. Для пользователей и владельцев просторных гостиниц цветовой баланс телевизора гораздо важнее, чем резкость изображения. Для людей, которые смотрят телевизор в небольшом помещении, верно обратное.
  9. Для часов раньше важна была точность, сегодня - элегантность и мода.
  10. Чем напряженней ситуация и чем настоятельней требуется широкое видение, тем опасней сужается поле зрения руководителей, особенно тех, которые одержимы идеей победить. Они не могут переключиться с режима успех любой ценой на режим избежать худшего. Абсолютный успех недостижим, но проблему можно взять под контроль, препятствия преодолеть, а худшего можно избежать. Стратегическое мышление должно вырываться за пределы узкого тоннельного восприятия. Стратегическое мышление - повседневный инструмент, в котором нужно практиковаться, а не секретное оружие.
  11. Ловушки: стремление к совершенству, одержимость деталями. Только стремление к совершенству в ключевых факторах, не больше и не меньше, обеспечивает прибыль. Вопрос: какие возможность открылись бы перед вами, если бы перечисленные вами ограничения были устранены? Представить себе идеальное положение дел. Возможна сегментация по целям. Одни пьют кофе, чтобы проснуться и взбодриться, другие рассматривают кофе как способ расслабиться или пообщаться.
  12. Важно понять тонкие оттенки желаний потребителей, альтернатива - радио вместо телевизора, карандаш вместо ручки, автобус вместо такси. Функциональную стратегию не следует путать с операционными улучшениями, последние нацелены, чтобы делать лучше и основаны на идее, что сокращение издержек всегда хорошо. Функциональные же требуют досконального понимания потребителей и конкурентов. Цель функциональных стратегий не решать операционные проблемы отдельного подразделения, а улучшать конкретную функцию, важную для успехов данной отрасли.
  13. Пример - производить или покупать. Еще одна важная задача функциональных стратегий - формирование функций, эффективных с точки зрения затрат. Есть три способа: первый - снижать издержки, второй - быть более избирательными в отношении приема заказов или выполнения функций, третий - разделить данную ключевую функцию с другими подразделениями или компаниями. Надо отказаться от подхода мастер на все руки.
  14. Существует три типа корпораций: монопрофильные, конгломераты и многопрофильные, последние отличаются синергией между направлениями. Конгломерат - набор автономных компаний, в этом случае лишь управление финансами и распределение персонала дело штаб-квартиры. Фактически это управляющая портфелем инвестиций, приобретающая электронную компанию для долгосрочного роста, страховую - для денежного потока, сеть быстрого питания для краткосрочного роста и фармацевтическую компанию - для краткосрочной прибыли.
  15. Радио как продукт может устареть, но потребность людей слушать со временем не уменьшается. Охотники за золотом. Ценность любого совета зависит от того, как он используется и кем. Руководство, люди, а не планы делают бизнес успешным. Любимая формула японских бизнесменов - хито-кане-мон - люди-деньги-вещи - основные средства. Они считают, что нормальная деятельность корпорации возможна только тогда, когда эти ключевые ресурсы находятся в равновесии, без дефицита и без избытка.
  16. Почему электрические лампочки должны вкручиваться и выкручиваться, почему их не вставляют как кассеты в магнитофон? И почему нужно обязательно вывернуть, чтобы вставить новую. Жизненный цикл стереоаппаратуры раньше составлял несколько лет, теперь измеряется месяцами.
  17. Семь серьезных стратегических изменений: 
    • переход от к трудоемких к капиталоемким отраслям, 
    • переход от мультинациональных к мультилокальным компаниям, 
    • изменение соотношения постоянных и переменных затрат в некоторых отраслях,
    • переход от железа к электронике,
    • изменения в бизнес-единице,
    • отказ от международного в пользу местного финансового менеджмента,
    • переход к так называемой скоординированной корпоративной системе ценностей.
  18. Успешные мировые корпорации типа IBM на самом деле представляют собой группы успешных местных компаний. Из-за дорогого сырья и энергоносителей в таких отраслях как цемент, текстиль, пластмасса, нефтехимия происходит переход от высоких постоянных к высоким переменным затратам. Canon, Minolta, Konica начинали с производства фотоаппаратов, докопировальных аппаратов. В таких отраслях бизнес-единица должна охватывать все возможные виды продукции, которые можно произвести на основе критических и общих технологий.
  19. В крупных корпорациях ум и мышцы существовали отдельно друг от друга, нарушая координацию всего тела. Стратег должен обладать острым восприятием, проницательностью и пытливым умом, уметь ставить под сомнение существующее положение. Ему нужно видеть все в перспективе, он должен быть интегратором решения задач, поскольку многие современные проблемы возникают на стыке функций, географических факторов и т.д.
  20. Три основных метода стратега: устранение узких мест, создание новых комбинаций и максимальное использование стратегических степеней свободы. Теории и концепции могут устаревать, разум и мышление нет. Ум стратега становится активом, цена которого растет. Японские топ-менеджеры сами начинали там, где шины соприкасаются с дорогой. Японская система образования не одобряет героев и выскочек. Ни одному гению не позволяется перепрыгивать через классы. Одновременно их учат использовать свой ум, чтобы сглаживать межличностные отношения и помогать одноклассникам.
  21. Сверхбольшие интегральные схемы министерство внешней торговли и промышленности называет рисом индустрии. Пятишаговый процесс: первое - четко определить область бизнеса. Второе - определить действующие силы в деловом окружении и экстраполировать их действия в будущее. Просто количественно сформулировать наиболее вероятные сценарии. Третье - из множества доступных стратегических вариантов выбрать несколько и активно выделять на них людей, технологию, деньги. Четвертое - соизмерять темп стратегии с ресурсами, а не лезть из кожи вон и не перенапрягаться. Пятое - руководство должно придерживаться базовых предположений пока они не изменятся.
  22. А, если нужно, надо быть готовым менять все. Ямаха с пианино переключилась на электронный орган, а затем на аудиотехнику, с корпусов пианино на мебель, сейчас она производит снаряжение для стрельбы из лука, лодки, теннисные ракетки, создает парки развлечений - общая индустрия развлечений.
  23. Три ограничения должен учитывать стратег: реальность (reality), спелость (ripeness) и ресурсы (resource). Чтобы развить способность к творчеству, важно совершенствовать три взаимосвязанных элемента: первоначальный заряд, направленную антенну и устойчивость к внешним помехам. Антенна нужна для ловли идей, которые носятся в воздухе. Творческие идеи могут вдребезги разбивать стереотипы мышления, выводить людей из состояния равновесия.