Хьюберт Рамперсад, универсальная система показателей деятельности
- Дороти Леонард, проф. Гарвардской школы бизнеса, из предисловия:
- Эгоизм примадонн.
- Большие степени свободы, меньше привязок.
- Неопределенность возбуждает предпринимателей, но разочаровывает большинство людей.
- В современном мире понятие лояльности сотрудника или клиента - это явление недолгосрочное.
- Работа в условиях избытка информации - это попытка попить из пожарного крана.
- Из Питера Сенге:
- Благодаря обучению мы создаем себя заново. Начинаем по новому воспринимать мир и наше место в нем.
- Обучающиеся организации имеют дело с интеллектуальными моделями (это образы, предположения, истории, сидящие в нашей голове), совершенствованием личности, системным мышлением, общей мечтой и групповым обучением.
- Когда личные цели сотрудников становятся основой планирования деятельности организации, эта организация становится средством самореализации сотрудников, а не просто «порабощающей машиной».
- Настоящие усовершенствования и перемены в компании достижимы только тогда, когда люди совершенствуются и меняются изнутри.
- Универсальная система показателей деятельности TPS определяется как систематический процесс непрерывного, последовательного и регулярного совершенствования, развития и обучения, который направлен на устойчивый рост результатов деятельности сотрудников и организации.
- TPS состоит из 5 элементов:
- Личная система сбалансированных показателей,
- Организационная система сбалансированных показателей,
- Всеобщий менеджмент на основе качества TQM,
- Управление результативностью и управление компетенциями (этапы - планирование результатов, коучинг, оценка результатов, аттестация и развитие способностей, профессиональных компетенций, нужных для выполнения этой работы)
- Цикл обучения Колба (получение опыта из первых рук, размышления над этим опытом, преобразование впечатлений в правила, понятия, гипотезы, модели, теории и экспериментальные проверки этих идей с дальнейшим изменением поведения и приобретением нового опыта). Цикл обучения, предложенный Колбом, придает особое значение 4 навыкам: действовать, оценивать действия, думать и принимать решения.
- Обучение - это непрерывная трансформация личности.
- Организации без видения или с неверным видением слепы и невежественны, что причиняет множество неприятностей их акционерам.
- Ключом к успеху служит простота - людей, организационной структуры, бизнес-процессов, продуктов, и языка, на котором говорят менеджеры.
- Корпоративная система показателей разъясняется и транслируется в системы показателей подразделений и команд - и так до индивидуальных показателей сотрудников. Этот процесс идет и сверху вниз и снизу вверх.
- Определение личных целей - это молот, который поможет разбить застарелые стереотипы мышления, препятствующие творческой активности и творению собственного будущего.
- Этические «компасы», ценности, принципы, конструкт личности.
- Интересная идея «вечного студента» в приложении к нынешнему веку.
- Миссия и видение задают организации направление развития и выполняют функции компаса или дорожной карты.
- Общая цель вызывает у людей желание творчески мыслить, мотивирует и мобилизует их, снабжает жизненной энергией.
- Процедура разработки общей цели - это способ коллективного создания будущего для организации.
- Четыре важнейших принципа (Харгроув, 1995):
- Принцип стремления - какой мы хотим видеть организацию
- Принцип рычага - как использовать ресурсы, получив от них максимальную отдачу
- Принцип объединения - чего мы можем достичь вместе
- Принцип концентрации - на каких из желаемых целей мы должны сконцентрироваться
- В миссии нет акцента на финансовые цели, она отвечает больше на вопрос «почему», чем на вопрос «что».
- Видение - это долгосрочная мечта организации. Кроме того, это ключевые факторы успеха, стандарты и ценности.
- Разработка миссии и видения на всех уровнях организации - это интуитивный, итеративный, цикличный и в то же время демократичный процесс обучения. Процесс разработки в данном случае более важен, чем сами окончательные формулировки.
- Джек Уэлч сформулировал пять базовых ценностей GE:
- Отвращение к бюрократизму и всей бессмыслице, с ним связанной
- Понимание того, что означают ответственность, преданность и решительность
- Постановка амбициозных целей и энергичное их выполнение
- Вера в людей и предоставление им полномочий
- Полное отсутствие секретности
- Мацусита, создатель компании Мацушита Электрик, сформулировал семь ценностей:
- Сервис во всем
- Честность
- Гармония и кооперация
- Стремление к достижению высочайшего качества
- Вежливость и скромность
- Принятие и освоение
- Благодарность
- Люди не очень любят растрачивать свою энергию на то, во что они не верят и на то, с чем они не согласны.
- Мацусита говорил, что прибыль - это не отражение алчности акционеров корпорации, а «вотум доверия» общества, показывающий, что оно высоко ценит продукцию фирмы.
- Пример ключевого фактора успеха и потребительской перспективы - это первая компания, которую вспоминают, когда надо лететь в командировку. (Business Jet).
- Стратегических целей на высшем уровне не должно быть много, они должны быть взаимосвязаны и оказывать влияние друг на друга. На практике цели обычно формулируются в виде стратегий, а не конкретных результатов, то есть отвечают больше на вопрос «как», чем на вопрос «что». Для каждой из стратегических целей используется не более 2-3 показателей результативности.
- Результативность характеризует степень достижения целей. Эффективность связана с управляемостью процесса, с использованием ресурсов, с операционными издержками.
- Стратегии повышения конкурентоспособности:
- сокращение (штата, размеров), аутсорсинг
- сокращение издержек (масштаб, закупки, стандартизация, Интернет, перемещение производства)
- повышение скорости бизнес-процессов (компьютеризация, реинжениринг, система показателей)
- улучшение (TQM, стратегическая кооперация, коучинг, ISO, реинжениринг)
- дифференциация (радикальные нововведения, создание новых рынков, индивидуализация товаров и услуг, лидерство в ключевых компетенциях)
- Действия по совершенствованию должны быть конкретными, обязательными для исполнения, решительными и осуществимыми. С другой стороны, они должны быть связаны с показателями результативности и целевыми значениями. Кроме того, важна поэтапность и возможность доведения действий до конца. (Мероприятия ранжируются, когда их много).
- Информировать людей о стратегии надо не слишком рано (забудут) и не слишком поздно. Объем информации должен быть строго выверен - чтобы сложилось впечатление о значимости. Информирование должно быть последовательным, систематическим и структурированным процессом. Идея коммуникационной матрицы и разнообразных средств передачи информации (от брошюр, плакатов и служебных записок до корпоративных вечеринок). Нужно сразу определять, что может обсуждаться, а что уже не подлежит дискуссии.
- Зигмунд Фрейд: В реальности большинство людей не стремится к свободе, поскольку свобода предполагает ответственность, а подавляющее большинство боится ответственности.
- Стратегический (компании), тактический (подразделения), операционный (команды) и персональный (человека) уровни должны быть взаимосвязаны. Коммуникации идут в обе стороны итерационно, со все большей детализацией на нижних уровнях. Дальше - приписывание весов разным задачам и увязывание их с системой вознаграждения.
- У.Черчилль: совершенствоваться - значит меняться, быть совершенным - значит меняться часто.
- Билл Гейтс: ваш самый лучший источник знаний - это ваши самые недовольные клиенты.
- Нельзя улучшить процесс, не дав ему определения (четкой характеристики и названия), не назначив «владельца процесса». В любом процессе есть внутренние и внешние потребители, входы, действия и выходы.
- Важно уметь различать основные, ключевые процессы (они начинаются и заканчиваются на потребителе) и вспомогательные, обслуживающие основные, процессы. Пример основных БП:
- реализация продукции (от планирования продаж до получения платежей и сопоставления их с неоплаченными обязательствами)
- разработка продукции (от коммуникаций с покупателями до подстройки сервиса под них)
- закупка у поставщиков (от выбора поставщиков до выполнения обязательств по платежам)
- исполнение заказа (от получения заказа до управления дистрибуцией)
- Строится матрица соответствия ключевых факторов успеха (например, мотивированный персонал, ориентация на потребителя, качество продукции, контроль над уровнем издержек) и БП (получение заказов, обработка заказов, выбор поставщиков и т.п.). Неосновные процессы (с малым числом крестиков в матрице) лучше передать на аутсорсинг.
- Для каждой комбинации БП-КФУ могут быть определены показатели результативности. Например, ориентация на потребителя - это продолжительность обработки заказов, время ремонта, скорость рассмотрения жалоб, процент своевременно доставленных и правильно скомплектованных заказов.
- Инвентаризация желаний клиентов и расстановка приоритетов с помощью весовых коэффициентов. Нужно преобразовать технические характеристики продукта (объем, масса, замок, материал...) в характеристики продукта (легко нести, легко открывать, легко найти содержимое и т.п.). Эту ценность продукта можно сравнить с конкурентами.
- Благодаря стандартному описанию бизнес-процессов люди могут проверять, правильно ли они делают свою работу. Отдельно выделяется определение, анализ и оценка рисков - с вероятностью возникновения данного сбоя (от 0 до 10) и серьезностью этого сбоя (от 0 до 10). Фактор риска - перемножение этих величин.
- Стивен Кови: важнейший принцип всеобщего менеджмента на основе качества ускользает от внимания большого числа менеджеров: невозможно непрерывно совершенствовать взаимозависимые системы и процессы, не доведя сначала до совершенства взаимосвязанные межличностные отношения.
- Для точного описания проблемы используются (вместе с владельцем процесса) такие методы как:
- Диаграмма сродства (affinity diagram)
- Банчмаркинг
- Причинно-следственная диаграмма (диаграмма рыбий скелет)
- Метод пяти «почему» и пяти вопросов (когда, где, кто, что, почему).
- Вопросы да-нет и диаграмма «why-why»
- Для сбора и анализа данных применяются графики, диаграммы Парето, гистограммы, отображающие текущие тренды, диаграммы рассеяния, показывающие взаимосвязи.
- Уильям Фолкнер: не трудитесь быть лучше своих современников или предшественников. Старайтесь просто превзойти самого себя.
- Генри Форд: думать - это самая трудная работа. Вот, вероятно, почему так мало людей занимается этим.
- Генри Форд: всякий, кто перестает учиться - старик неважно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Всякий, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая прекрасная в жизни вещь - сохранить свой разум молодым.
- Конфуций: тот, кто учится, но при этом не думает - проиграл! Тот, кто думает, но не учится, - подвергается большой опасности.
- Пять принципов управления компании Microsoft:
- Полномочия. Давать людям выбирать задачи, которые от начала до конца смогут выполнить самостоятельно.
- Равенство. Обращаться со всеми сотрудниками одинаково и требовать от других того же.
- Ориентация на результат. Заранее сообщать сотрудникам, чего точно от них ждут.
- Электронная почта. Активно использовать ее для общения, открытого и конструктивного обсуждения важных идей и полезных предложений.
- Вознаграждение. Вознаграждать сотрудников за успешную работу, причем не только деньгами, но также похвалой и признанием заслуг.
- Профессиональные компетенции можно разделить на компетенции, относящиеся к:
- Работе и уровню интеллекта
- Знаниям
- Навыкам
- Уровню поведения (отношения, принципы, манеры)
- У. Эдвардс Деминг: люди - это не активы и не ресурсы. Они - драгоценности, которые нужно охранять.
- Форма обучения:
- после того, как вы что-то прочитали, вы запомните 10%
- услышали - 20%
- увидели - 30%
- увидели и услышали - 50%
- сделали сами - 90%
- Обучение, согласно Колбу, состоит из действий, рефлексии, обдумывания и решения. Четыре стиля обучения:
- активист (действия),
- мыслитель (наблюдение и рефлексия),
- теоретик (обдумывание),
- прагматик (принятие решения).
- По мнению Аргириса и Шона (1978г.) выделяются два основных типа обучения:
- одинарный цикл - акцент делается на разрешении проблем, идентификации и коррекции отклонений
- двойной цикл - организация критически анализирует свою деятельность и после этого изменяет свои нормы и модели деятельности.
- Нонака и Такеути выделяют четыре типа циклических процессов обучения:
- социализация: копирование, следование примеру, имитация других и на этой основе обучение методом проб и ошибок
- экстернализация: произнесение вслух и документирование знаний при помощи метафор, аналогий, теорий (знания становятся явными)
- комбинирование: изучение, сортировка, классификация и комбинирование существующих знаний
- интернализация: в том числе обучение на опыте и интеграция трех описанных выше процессов обучения.
- Развитие команды имеет циклическую форму: этапы формирования, хаоса, стабилизации и расцвета и далее повторение на новом витке.
- Х.Рамперсад: любая мудрость начинается с умения слушать. Обучение - это правильное слушание.
- Умение слушать - это способность слышать, понимать, запоминать и использовать услышанное. Умение хорошо слушать - это умение эффективно учиться.
- Основные навыки межличностного общения - это умения:
- Слушать
- Задавать вопросы
- Развивать идеи других
- Вести конструктивный спор
- Прояснять позицию собеседника
- Делать обобщения
- Вовлекать других
- Демонстрировать высокую культуру собеседника
- Предоставлять и получать обратную связь
- Организовывать конструктивные переговоры
- Разрешать конфликты
- Открытые вопросы начинаются со слов: какой, сколько, когда, почему, кто, что, где или как. Открытые вопросы приглашают к диалогу. Закрытые позволяют управлять ходом беседы и быстро получать нужную информацию. Открытых должно быть больше.
- Типы открытых и закрытых вопросов:
- Информационные
- Специальные (человека приглашают к размышлениям в заданном направлении)
- Вопросы с несколькими вариантами
- Наводящие вопросы (в них уже заключен ответ , они основаны на ожиданиях и представлениях вопрошающего)
- Цепочки вопросов (несколько вопросов, задаваемых подряд)
- Вопросы о взглядах, мнениях
- Примеры открытых и закрытых вопросов:
- Открытые вопросы: не могли бы вы рассказать мне что-нибудь об этом? Что вы имеете в виду? Как это использовать? Что вы об этом думаете? Почему это нужно делать именно так?
- Закрытые вопросы: вы получили книгу? Вы предпочитаете зеленый или голубой цвет?
- Информационный вопрос: как давно вы здесь работаете?
- Прямые вопросы: Вас устраивают сроки поставок продукции? Что вы думаете о рабочей атмосфере в вашей организации?
- Вопросы с выбором: Какую ручку вы хотите - красную или черную?
- Наводящие вопросы: Вы также придерживаетесь мнения, что...? А разве вы не считаете, что пора...?
- Цепочка вопросов: Как вы выполняете данный процесс? Вы подходили к непосредственному руководителю с этим вопросом? Что он думает?
- Вопрос о мнении: находите ли вы эту работу важной?
- Три этапа эскалации конфликта:
- рациональный этап (возможно конструктивное обсуждение, взаимные уступки)
- эмоциональный этап (стороны винят друг друга, создаются коалиции)
- этап борьбы (делается все возможное для нанесения вреда оппоненту - даже в ущерб себе)
- Пять способов разрешения конфликта:
- Занять твердую позицию - навязывать свое решение, принуждать других принять его
- Сохранять мир - смириться с идеями, выдвинутыми другими
- Демонстрировать смирение - стремиться к компромиссу
- Отрицать наличие конфликта - «включить дурака»
- Быть открытым и честным - вынести проблему на всеобщее обсуждение и вместе искать приемлемое решение для улучшения командного результата
- Джон В. Гарднер: В наши дни давать слишком много образования может быть совершенно неэффективным. Слишком часто мы даем молодым уже срезанные цветы, в то время как должны учить их тому, как вырастить собственный урожай.
- Почему руководители не передают подчиненным полномочия:
- Желание продолжать осуществлять управление и контроль
- Желание иметь власть над другими
- Недостаточная уверенность в возможностях (или навыках) других
- Страх, что кто-то другой сделает эту работу лучше
- Желание привлечь внимание к своему высокому положению в организации
- Руководитель предпочитает выполнять некоторые задачи самостоятельно
- Руководитель считает, что он может сделать это лучше
- Руководителю кажется, что данная работа слишком важна, чтобы рисковать
- Типы поведения (Гийер - Дауни, 1989):
- Доминантно - директивный (плохие слушатели)
- Социально - интерактивный (не любят руководить и отвечать)
- Постоянно - стабильный (не любят перемен и риска)
- Мыслительный (требуют четких целей и приоритетов, независимы)
- Джулии Бик: На хорошем совещании можно решать задачи, распространять информацию, объединять участников и развивать новые идеи. Плохое совещание - это потерянное время, оно наводит скуку на присутствующих и только ухудшает положение дел.
- Личные компетенции:
- анализ и системное мышление
- стрессоустойчивость
- инициативность (не боится риска)
- отстаивание своей позиции
- уверенность в себе и настойчивость
- Селвараян Йесудиан: мы не можем изменить мир, но если мы и изменим себя, то и мир изменится вместе с нами. Тот, кто сумел изменить себя, уже не будет жить ложными надеждами. Он видит вещи такими, какие они есть на самом деле.
- В результате обучения сначала изменяется индивидуальное поведение, потом - коллективное поведение, и, наконец, происходят перемены на уровне организации. Нужно не только научиться новому, но и «разучиться» вести себя по-старому.
- Многие люди убеждены, что они - жертвы перемен.
- Шесть стадий сопротивления переменам:
- Пассивность
- Отрицание
- Злость
- Переговоры
- Кризис
- Принятие
- Джон Коттер: перед тем, как понять и принять перемены, люди хотят получить ответы на вопросы:
- Что это значит для меня?
- Что это значит для моих друзей?
- Что это значит для организации?
- Какие есть альтернативы?
- Есть ли что-то лучшее?
- Если придется работать по-новому, смогу ли я
- Как мне обучиться новым навыкам, которые понадобятся
- Мне нужно будет чем-нибудь пожертвовать? Чем именно? Что я чувствую по этому поводу?
- Действительно ли я верю, что перемены необходимы?
- Действительно ли я верю тому, что будет в будущем?
- Есть ли правильное направление, в котором мы должны двигаться?
- Может быть, другие пытаются что-то получить за мой счет?
- 10 компонентов культуры по Галпину:
- Правила и политика
- Цели и показатели
- Традиции и нормы
- Обучение
- Церемонии и знаменательные события
- Поведение руководителей
- Награды и признание
- Коммуникации
- Рабочая обстановка
- Организационная структура
- Шесть измерений организационной культуры
- Ориентация на процесс или на результат
- Ориентация на людей или на задачу
- Основная связь с организацией или с профессией
- Открытая или закрытая
- Жесткий или мягкий контроль
- Прагматичная или нормативная
- Учись у вчерашнего дня, живи сегодняшним днем, надейся на завтрашний день. Очень важно не переставать задавать вопросы. Альберт Эйнштейн.