Веллер М Песнь торжествующего плебея



 

Веллер М., Песнь торжествующего плебея:

 

  • 1. Создать лучшего в мире читателя довольно просто: дайте человеку высшее образование, сторублевую зарплату, стандартное жилье, необременительную скучную работенку и отсутствие перспектив. Он побегает‑побегает, попьет‑попьет, и кому бегать трудно, а пить противно,- начнет читать что ни попади. Так рождаются мифы о великих духовных потребностях. Раз прочие потребности все равно не удовлетворить. О сублимация!
  • 2. Человек особенно внимателен и благодарен, когда ему говорят о нем самом. Феномен Трифонова не в его текстах, а в резонансе адресата. Чем тише кругом - тем сильнее резонанс. Испытание временем это обнажение сути.
  • 3. Хороший ремейк эффектен, изящен и многозначен. Мы смотрим (читаем) одно, одновременно помним другое и подразумеваем третье. Расцвет ремейка приходится на периоды упадка. Он лишен главного качества литературы - креативности. Созидательного начала.
  • 4. Астрид Линдгрен так и прожила девяносто четыре года, не дождавшись Нобелевской премии (а кто ее только ни получал уже!). Булгаков не был членом Союза Писателей. А Гегеля не приняли в Прусскую Королевскую Академию Наук.
  • 5. Феномен Довлатова - в точном соответствии читательскому вкусу, уровню, ожиданию. Как зеркало русской читательской аудитории... Литературное произведение есть объект социокультурного пространства, и поэтический анализ без психологического и социологического, как анатомия без физиологии, недостаточен для объяснения происходящего. Будь прост, и люди к тебе потянутся. Но не настолько прост, чтоб они чувствовали себя умнее тебя. Не напрягай!
  • 6. Для такой литературы достаточно самых средних способностей, но необходима нравственная храбрость. Примерно как средний танцовщик на сцене стянул бы колготки и дотанцевал балет голым, помахивая гениталиями. Это слава - а смысл найдут критики; разглядят и зрители, коли это сцена театра, а не душевая. Овладеть искусством минета проще, чем искусством литературы.
  • 7. Да: взлом табу привлекает внимание. Но тогда взломщика сейфов мы должны считать бизнесменом. Деньги он добывает, а взломать сейф может не каждый. Но это в жизни не каждый. А на бумаге - пожалуйста.
  • 8. Откровенная и нарочитая вторичность акунинских романов уподобляет их бутафорским фруктам.
  • 9. Идет время, и обнаруживается все больше хороших старых фильмов. Даже те, что казались при выходе плоскими и убогими, неплохо же смотрятся все чаще! Боже, да там каждую мизансцену решали. И ставили. И играли. И были хоть какие, пусть лживые - но образы. Сегодня манекены ходят куда указано и говорят что велено. И проходят фестивали, и раздаются призы.
  • 10. Он был из тех, кто идет до конца во всем. А поскольку все в жизни, живое, постоянно меняется, то в конце концов он в своем неотклонимом движении всегда заходил слишком далеко и оказывался в пустоте. Но в этой пустоте он обладал большим, чем те, кто чутко следуют колебаниям действительности. Он оставался ни с чем - но с самой сутью действительности, захваченной и законсервированной его едким сознанием; и ничто уже не могло в его сознании эту суть исказить.
  • 11. Эпоха и общество меняют свой угол зрения - и твое изображение уже не похоже на то, что когда‑то казалось им правдой. А трехмерность, истина,- то и дело не совпадает с тем, что принято видеть,- но всегда остаются; колебания общего зрения не задевают их, они же корректируют эти колебания.
  • 12. Процесс создания вещи состоит из следующих слоев: отбор наиподходящего, выигрышного, сильнейшего материала; организация этого материала, построение вещи, композиция; изложение получившегося языковыми средствами. Этот триединый процесс оплодотворяется мыслью, надыдеей, которая и есть суть рассказа. Пренебрежение одним из четырех перечисленных моментов уже не даст появиться произведению действительно литературному.
  • 13. Не нагромождай детали - тебе кажется, что они уточняют, а на самом деле они отвлекают от точного изображения. Каждый как‑то представит себе то, о чем читает, твое дело - задействовать его ассоциативное зрение одной‑двумя деталями. Скупость текста - это богатство восприятия.
  • 14. Никаких украшений! Никаких повторов! Ищи синонимы, заменяй повторяющееся на странице слово чем хочешь! Никаких «что» и «чтобы», никаких «если» и «следовательно», «так» и «который».
  • 15. Необходимо соотношение, пропорция между прочитанным и прожитым на своей шкуре, между передуманным и услышанным от людей, между рафинированной информацией из книг и знанием через ободранные бока.
  • 16. Наляжем на синтаксис. Восемь знаков препинания способны сделать с текстом что угодно. Пробуй, перегибай палку, ищи. Изменяй смысл текста на обратный только синтаксисом.
  • 17. Читайте меньше, перечитывайте больше. Четырех сотен книг достаточно профессионалу. Когда классический текст откроет вам человеческую слабость и небезгрешность автора - вы сможете учиться у него по‑настоящему.
  • 18. Читая, всегда пытайтесь улучшать. Читайте медленно, очень медленно, пробуйте и смакуйте фразу глазами автора,- тогда сможете понять, что она содержит.
  • 19. Профессионализм, кроме всего прочего - это умение сознательно приводить себя в состояние сильнейшего нервного перевозбуждения. Задействуются обширные зоны подсознания, и перебор вариантов и ходов идет в бешеном темпе.
  • 20. «Хороший текст - это закодированный язык, он обладает надсмысловой прелестью и постигается при медленном чтении.»
  • 21. «Не бойся противоречий в изложении - они позволяют рассмотреть предмет с разных сторон, обогащая его.»
  • 22. Сборник рассказов представляется мне не в виде строя солдат, или производственной бригады, или даже компании друзей или семейства за столом, а в виде собрания самых различных людей, по которым можно составить представление о человечестве в целом. Отбор по росту, расе, полу или профессии здесь просто неуместен. По человеку - всех рас, народов, ростов и судеб. А общего у них то, что все они люди с одной планеты.
  • 23. «Когда государство превращается в мафию, то все государственные институты - отделения мафии. Живущие по законам мафии. Одни прорвались к пирогу и защищают его, как двадцать восемь панфиловцев - Дубосеково, другие рвутся к нему, как танки Гудериана к Москве. Да здравствуют советские писатели - продажные шакалы диктатуры бандитов!»
  • 24. «Я не принимаю ваш строй, вашу партию, и нечего на одного Сталина валить все грехи - диктатура рождает диктаторов! Не Сталин - с самого начала начались концлагеря и расстрелы без суда и следствия, и затыкание ртов несогласным, и разорение умеющих работать; до Сталина начали убивать детей, и попирать закон, и бесстыдно лгать народу для достижения своих политических целей...».
  • 25. Сколько было у нас путей - и все ленинские! удивительная геометрия, любой топограф с ума сойдет.
  • 26. Гений - это именной указатель (часто посмертный) на столбовом пути прогресса. Для прогресса хватит одного пути, а для указателя - одного имени.
  • 27. Человек стремится к самоутверждению. И мерит себя относительно других. Больший писатель самим своим существованием затеняет меньших. Быть вершинами хотят многие. Можно подняться выше всех - а можно выкосить всех, кто выше или вровень с тобой. Чаще используют оба способа.
  • 28. В искусстве, как и во всем, остановки нет. Злоупотребление формой - это та часть пути в тени и низине, которую литература неизбежно должна пройти, если хочет выйти на новые вершины. Отказ от поисков новых форм - это лишение литературы перспектив ради сиюминутной прикладной выгоды: денег, рекламирования, успеха.
  • 29. Чтобы увидеть и понять предмет во всех его противоречиях, необходима смена ряда точек зрения.
  • 30. Произведение рождается из диалога ума и сердца. Писатель - это блуждающая фаза, обнаженный высоковольтный провод: достаточно малейшего контакта с чем угодно - и вспыхивает дуга. Есть напряжение - годится и щепка, нет его - не поможет и железная гора, один пшик выйдет. А внешние события могут послужить лишь толчком - но никогда не основой той коллизии идей и чувств, которая есть суть произведения. Кроме того, при физической работе в тяжелых условиях интеллект как бы закукливается, притупляется чувствительность, размышления уходят, уступая место действиям.
  • 31. Удачлив, сволочь. Только и всего. Где другие всю жизнь пахали - он пришел, копнул в сторонке, и пожалуйста. Дуракам всегда везет.
  • 32. Чертовы друзья, заявляющие на тебя права, лезущие когда надо и не надо с услугами и требующие близости взамен. Безмозглые любовницы, постельные трутни, лелеющие выдуманное чувство, урывающие денег, или тела, или души, или жизни, несущие себя в подарок именно тогда, когда тебе этот подарок - как булыжник в стекло. Сявки, паразиты! Если я вам нужен - приходите тогда, когда я сам позову вас.
  • 33. Кино и комикс прикончили театр и книгу, ТВ прикончило все. Каждому свое, один телевизор для всех. Рожа в радужном экране - это слава и деньги. Легальный взлом двери и черепной коробки.
  • 34. Писатель полез в телевизор, как домушник в форточку - за законной добычей. Павлиний хвост посильно блещет в жюри конкурсов красоты, показов мод и КВН; письменник ведет викторины, потешает зал на светских капустниках и свадебным генералом представительствует на всевозможных мероприятиях.
  • 35. Но в присутствии Государственного Лица позвоночник писателя вьет неподконтрольный любовный прогиб, голос льет сладкозвучной нотой бельканто, и лакейская сущность подлого (под‑лог, под‑лежать) сословия явна каждому, имеющему глаза и уши.
  • 36. Писать умеет любой дурак, а судьи кто? ценность написанного определяют два других дурака - критик и книготорговец. Критик глуп и продажен, как ты, и предпочел бы быть писателем, а торговец предпочтет торговать нефтью и автомобилями.
  • 37. В зачаточном, латентном состоянии литературное творчество свойственно, пожалуй, большинству. Меньшинство оформляет рождающиеся мысли, образы, коллизии в связные слова, предложения, абзацы, законченные отрывки - жизнеподобные изложения событий. События могут быть реальными, частично вымышленными или вовсе вымышленными - это уже следующий вопрос.
  • 38. Молодой писатель, если он честный человек с серьезными намерениями, начинает учить себя читать. (Это напоминает разглядывание картины: с четырех шагов - здорово, естественно и просто, вплотную и в боковом свете - неожиданное и даже странное сочетание красок, мазков, линий.) Читая так, он набирает технику и профессионализм.
  • 39. Любить процесс надо. Но иметь до и после любви (нет, не вместо) трезвую голову - тоже надо.
  • 40. Молодой писатель понимает и чувствует, что литература - не зеркало жизни, картина - не фотография: искусство в чем‑то принципиально отличается от жизни, средства у него свои, законы восприятия свои,- искусство условно, и без введенного коэффициента условности получится не искусство, а в лучшем случае копирование жизни.
  • 41. Вы пишете для тех, кто сумеет увидеть в ваших воспоминаниях те же интересные случаи, незабываемых людей, глубокие мысли, неповторимые ситуации, потрясающие тайны, которые видите в своей памяти вы. Для каждого, кто проникнется пронзительностью вашего чувства и впечатлится глубиной вашей мысли. Для любого, кого сумеете сделать на время чтения вашим вторым «я», другом, единомышленником, сторонником.
  • 42. Ложь и умолчание - главные отличительные особенности мемуаров топ‑знаменитостей. Прежде всего, разумеется, это относится к политикам, отставным лидерам. А у журналиста‑литсекретаря, реального автора, нет задачи сделать хорошо - а есть две другие задачи: первая - угодить заказчику в меру его желания представить события определенным образом, и вторая - получить очень приличный гонорар с минимальными затратами жизни, труда, нервов.
  • 43. Бытовые, ординарные, неглавные подробности - должны выполнять служебную роль. Связывать главные события между собой. Дополнять представление обо всем происходившим. Но ни в коем случае не соперничать с главными событиями по объему. Иначе - это как если бы в боевике главный герой меньше бегал и стрелял - а больше спал, ел, мылся, одевался, покупал носки и ковырял в носу (как в жизни и бывает).
  • 44. Мемуары - не агитка и не самореклама, но - исповедальная проза. Или раненая совесть - или искалеченная недолитература, коли ты за литературу взялся.
  • 45. История и литература до безобразного мало передает нам информации о быте, образе жизни прошлых времен. Авторы обычно полагают, что не фиг и упоминать о том, что само собой разумеется... Запомни - ты консервируешь жизнь прожитых тобою времен для последующих поколений. Не свою жизнь, козявка суесловная, а жизнь эпохи ты хочешь передать через свои воспоминания.
  • 46. Такие вещи вообще лучше всех знают карикатуристы и мультипликаторы. То есть художники, изображающие жизнь с очень большой степенью условности. Чтобы существо или предмет были похожи - не обязательно копировать в точности, да это и скучно. Достаточно подметить две‑четыре характернейшие детали - остальное можно подгонять под этот своего рода модуль. Заяц - это длинные уши, куцый хвостик, круглая голова, длинные задние лапы. Хоп - и уже не перепутаешь.
  • 47. Доброта - умение проникнуться нуждами другого; она позволяет понять другого. В действии она неспособна преодолеть встречное сопротивление, подавить чужой враждебный интерес, не поддавшись ему: это отсутствие сильных страстей и целей, слабость и безразличие души. Доброта - чтобы понять, злость - чтобы совершить.
  • 48. Отбор доминирующей детали. Хрущев был маленький, толстый, лысый, бесцеремонный. Но никто из мемуаристов, кажется, еще не отметил главнейшую черту Хрущева - потрясающую энергетическую заряженность. Этот человек даже в немолодые свои главные годы заряжал всё вокруг себя действием, все начинали крутиться.
  • 49. Умолчание есть фигура лжи, а маленькая ложь рождает большое недоверие. Кто явно умолчал о характерном - тот, понятно, мог умолчать и о многом другом. И реальные причины многих действий, которые он описывает, могли быть совсем иными, вправе думать читатель.
  • 50. За неимением в российской традиции до сих пор самых примитивных курсов и лекториев по литературному мастерству - читай постоянно, по пяток страниц в день, внимательно и со вкусом, известные, хорошие, легкие, простые в восприятии книги. «Двенадцать стульев». «Гиперболоид инженера Гарина». «Белеет парус одинокий». «Жизнь господина де Мольера». Это способствует. Настраивает на верный лад. Этому не стыдно и полезно подражать. Вот так примерно надо излагать. Просто и доходчиво.
  • Пиши короткими фразами.
  • Избегай банальностей и штампов.
  • Избегай красивостей.
  • Избегай рассуждений на общие темы.
  • Не философствуй.
  • Больше конкретностей.
  • Больше описаний - но кратких.
  • Больше специфики описываемого дела - которой, кроме вас, никто ведь уже толком и не знает.
  • 51. Сначала сказителям легенд и мифов давали хороший кусок мяса у костра и смотрели добрыми глазами. Гомеру наливали вина и могли собрать немного мелочи на дорогу.
  • 52. Достоевский был уже чистый профессионал: гнал листаж к издательским срокам и всегда мечтал об еще двух тысячах целковых. Чехов в славе брал издателей за горло, выжимая возможное до копейки и покупая в Москве доходные дома.
  • 53. Зорко охраняли маститые свою кормушку, и стальные шипы отрастали у них на локтях, и таранные колени прошибали стены и лбы, и бессмертными казались они, как памятники кощеям, и с броневым стуком замыкалась каста.
  • 54. Простая бухгалтерия затемняется тем, что никто не собирается указывать все доходы и платить все налоги, дабы не сорвали последние штаны вместе с гениталиями. При честной уплате всех предписанных государством налогов всеми участвующими в издательском процессе - этот бизнес ныряет в глубокий минус, как подводная лодка при виде бомбардировщика по команде «Срочное погружение!».
  • 55. И хотя народ был оболванен, ибо народ по определению существует для оболваненности, просто формы ее бывают разными, так вот по‑советскому оболваненный народ отчетливо сформулировать для себя не мог, но смутно чуял и инстинктивно понимал, что книжки книжками - а жизнь, знаете, жизнью.
  • 56. О стиле Стругацких: их язык был редкостно чист и смачен. Вроде и слова все обычные, и стоят во фразе в обычном порядке - а перечитывать и цитировать одно удовольствие. Недаром во всей русской литературе XX века они стоят в рейтинге цитирования на втором месте - после Ильфа и Петрова и перед Булгаковым. «Капля пота, гадко щекоча, сползала по спине дона Руматы». Энергетика, мудрость, ирония, приятие жизни - редко‑редко, но случается, выражают себя через отбор и сочетания слов так, что под грамматически корректным, грамматически заурядным текстом «звучит и ощущается нечто», которое трудно сформулировать.
  • 57. Из врожденного нонконформизма и перпендикуляризма характера Татьяна Толстая наплевала на закостеневшую традицию и навертела кружев и словесных узоров, являя стиль изощренный, красивости безоглядные, грамматику сложную и любую, сравнений море и словарь во всю толщину - и все это явно, демонстративно, так, что именно словосочетания и представляли главное достоинство и суть ее текстов.
  • 58. Маленькое черное платье от Шанель являет фигуру и скрывает себя: а на самом деле не являет фигуру, а изменяет так, как потребно фигуре и надо дизайнеру, причем - высший класс - этих изменений не заметно, вроде бы все безыскусно и естественно. А платье купчихи являет себя, до фигуры же ему вовсе нет дела, фигура - лишь несущая конструкция для платья.
  • 59. Текст для чтения глазами написан не так, как для восприятия со слуха. Язык письменного произведения заведомо другой: темп дыхания, интонационный строй, длина и чередование периодов, подбор слов и связи между ними. Мы воспринимаем глазами, гортань в унисон совершает мельчайшие «прадвижения», сопровождающие чтение, голос автора звучит «внутри головы» с поправкой на наши собственные интонации.
  • 60. Не следует воображать «красного директора» реальным руководителем производства - нет, руководил обычный специалист, в обязанности же «красного директора» вменялось расстрелять его при любых неполадках или получить награду в случае успехов. Поскольку награждаться можно многократно, расстрел же повторного наказания не подразумевает, то специалисты со временем кончились, и «красные директора» стали совмещать обязанности расстреливаться и награждаться.
  • 61. Термин «редактирование» восходит к латинскому «редактус», что означает «приведенный в порядок».
  • 62. В числе выдающихся редакторов необходимо назвать Ивана IV и Петра I, значительно увеличивших объем и степень редактирования, а к XX веку отредактированная территория страны занимала уже одну шестую часть всей земной поверхности. Но тут в 1917 году грянул октябрьский переворот, после редактирования превратившийся в Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию. Любой словарь скажет, что французское «revolution» означает «скачкообразный переход в иное качественное состояние». Иное состояние по сравнению с порядком есть хаос.
  • 63. Парадокс объективных исторических законов заключается в том, что все люди по отдельности и вместе хотят одного, в результате же их действий в общем получается совсем другое - часто не только обратное их чаяниям и трудам, но и то, чего они себе вовсе помыслить не могли.
  • 64. Древняя турецкая мудрость: «Главное - это дать происходящему нужное название, а там - хоть ковер из мечети выноси».
  • 65. Красный редактор являлся селекционером, педагогом и имиджмейкером одновременно.
  • 66. Но что под этим может крыться? Как русская матрешка, такое произведение может содержать в себе еще семь смысловых уровней, в том числе неприемлемых и враждебных.
  • 67. В буржуе всегда есть буржуйство - тот комплекс черт, унаследованных от родителей, который при первой возможности делает человека эксплуататором. Ибо раскулаченный буржуй - это еще не пролетарий, так же как и богатый пролетарий - это еще не буржуй: все дело в складе натуры, в нервах и мозгах. Дай им волю - и пролетарий завтра опять будет пролетарствовать, а буржуй буржуйствовать. (Увы, что в конце концов и случилось.)
  • 68. Мучительно наблюдать нетрезвого дирижера, своей палочкой пытающегося нащупать си‑бемоль после работы в клепальном цехе. Неповрежденным оказалось лишь чувство ритма, и играть на барабанах и литаврах многие из них научились; с тех пор эти инструменты так и называются «ударными». Единственным достижением ударников‑композиторов остается чудовищно нудная и примитивная мелодия «Интернационала» - настолько непригодная для исполнения, что звучала всегда только с фонограммы, исполнявшие же ее на всех собраниях пролетарии и редакторы только раскрывали рот, создавая видимость пения.
  • 69. Ударник‑писатель же владел штыком, клинком, саперной лопаткой, обязательно - серпом и молотом, но с грамотой испытывал определенные сложности. Он обладал бесспорной пролетарской сущностью, но затруднялся выразить ее путем изящной словесности.
  • 70. В сборнике «Смерть под псевдонимом» (Воениздат, Москва, 1957) перечисляется ряд фамилий видных советских писателей: Горький, Бедный, Голодный, Железный (так именуют однотипные и сведенные в бригаду эсминцы «Бодрый», «Бравый», «Бешеный» и т.д.- и сразу сущность явления ясна).
  • 71. Трудность состояла еще и в том, что если пролетарский писатель часто не умел писать, то пролетарский читатель еще чаще не умел читать. И при отделениях Союза писателей были созданы бюро пропаганды литературы, которые организовывали встречи читателей с писателями - тем самым одни были избавлены от необходимости чтения, а другие должны были вслух и прилюдно читать то, что они сами же с редакторской помощью и написали: это было как минимум справедливо и создавало стимул к повышению литературного мастерства.
  • 72. Нет ничего опаснее и пагубнее для пролетарского писателя, созданного на самом деле редактором, чем пытаться разорвать животворную пуповину и выставиться перед публикой самостоятельно и без написанного текста. Пока читает - ну, плохо читает, но написано хорошо. Как скажет без бумажки - чисто пациент травматологической палаты с похмелья после вчерашнего визита крановщика, накануне уронившего ему на голову бетонную плиту.
  • 73. Не менее знаменита история о том, как лично Главный Редактор посоветовал даже такому мэтру, как Алексей Максимович Горький, учесть возросшую культуру пролетарских читателей и изменить просторечно‑вульгарное название романа «Е... твою мать» в просто «Мат». Казус редактуры произошел оттого, что автор не понял особенностей дикции редактора и, полагая, что в точности следует указанию, вместо «Мат» переименовал свою книгу в «Мать», что, согласитесь, не вовсе одно и то же. Следствие такого отсутствия взаимопонимания между автором и редактором было губительным и типичным: Горький был лишен редакторской помощи, надломился психически, ничего больше не написал, в стыде бредил бегством за границу на изолированный остров типа Капри (что делать пролетарскому писателю на Капри? явный маниакально‑депрессивный психоз), стал пить, курить, вступил в связь со снохой и вскоре скончался от туберкулеза.
  • 74. Писатель научился говорить читателю все, не говоря ничего, а читатель научился читать то, чего писатель и вовсе не писал. Литература развитого социализма явила и поныне не изученный образец высочайшего эзотерического искусства.
  • 75. Крупный норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии Сигурд Хёль на родном языке имеет сомнительное счастье быть известным как «Хули». Трудно ожидать непредвзятого отношения читателя к роману, подписанному таким образом. Хули, «Моя вина». Это уместно в пьяном покаянии у пивного ларька, но не на книжной полке культурного человека.
  • 76. По закону человеческой психологии человеку непереносимо признавать себя бесполезным - но потребно влиять на все, на что он может повлиять. Это его самореализация, самоутверждение, дело жизни и след на земле. Из любимых профессиональных шуток советских писателей: «Что такое телеграфный столб? Это хорошо отредактированная елка».
  • 77. По прошествии лет все это выглядит вполне комичным. Комедия - это когда роняют кирпич на ногу не тебе и не сейчас.
  • 78. Энергичный, высокопотентный человек редко идет в редакторы и еще реже им остается. Исключения единичны. Чаще редактор малосилен характером и умом. Социальная роль такая, подневольная. Редактор боязлив, осмотрителен, не боец. Он не идет вразрез волне - он вынюхивает ветер, чтобы удачнее держать по ветру. Но вынюхать непросто - а проще смотреть, как плывут другие, преуспевающие.
  • 79. Критик - это тот сосед, который рвется подержать свечку в чужой спальне, отстаивая свое право на свободу информации. Это очень приветствуют те, кому не с кем спать или не получается.
  • 80. Критик не имеет задачей понять или верно истолковать книгу; задача его заключается в том, чтобы, отталкиваясь от критикуемой книги, явить максимальный блеск собственного ума, эрудиции и таланта. Книга - не предмет критического анализа: книга есть сырье и материал для создаваемого критиком собственного произведения - статьи, рецензии, эссе; и критик естественно стремится явить себя в блеске своего произведения.
  • 81. Критика - это литература второго рода. Если литература так или иначе питается реальностью, то критика - уже литературой. (Никому не сметь думать о клопах и пиявках!) Это производная от литературы. Писатель дает свое видение мира. Критик дает свое видение литературы.
  • 82. Как правило критик не менее умен и образован, чем писатель. Часто более. И языком часто владеет не хуже. И слабости чужого текста видит лучше. Чего же у него меньше? Креативного начала. Созидательной способности. Энергетического посыла, оформленного в стремление и умение создавать новые воображаемые миры из слов.
  • 83. «Благородному мужу» любая оценка оскорбительна уже сама по себе. Сам факт оценки автоматически ставит оценщика выше оцениваемого. Право оценки уже подразумевает положение оценщика над оцениваемым. Судья всегда выше подсудимого. А кто, черт возьми, этого арбитра на поле выпустил? А он сам выскочил.
  • 84. Новая эпоха сбила с мест критерии интеллектуальные, моральные и социальные. Черное вчера оказывается белым сегодня и, возможно, зеленым завтра, а меньшинство считает, что белое не белое, а голубое: меньшинство предписано уважать; так за что цепляться, где критерий единственной истины? «Как бы» несет функцию релятивности сегодняшних истин. Как бы все обстоит вот так, а на самом деле - черт его знает, может и не так, а может, кто‑то считает иначе, и хотя мне кажется, что я прав, а он нет, но я ведь знаю, что все, возможно, наоборот.
  • 85. Надоедливое, ироничное «как бы» прекрасно отражает снижение энергетики современного общества. Необязательность всего, отсутствие ясных и сильных представлений, за которые говорящий готов встать на дыбы, бороться, рисковать чем‑то ценным, рвать глотку. Невозможно «как бы» в конкретной речи рыцаря, бойца, офицера, инженера, ученого. Зыбкость речи, зыбкость чувств и мыслей.
  • 86. Повышенная напряженность превращает мат в джокер, способный заменить любую карту в колоде языка. Мат экстраординарно экспрессивен. Служит выражению крайней степени чувств. Всегда? Нет. Если материться постоянно - слова себе как слова, просто в некоторых официальных и приличных ситуациях они неуместны, грубы, возмутительны.
  • 87. С детабуированием мата мы добавим к нашим двумстам тысячам слов еще три. Процент в нолях после запятой считайте сами. А потеряем лексический пласт и норму как таковую.
  • 88. В телевизоре вообще трудно говорить. Слово предоставляется по очереди, отреагировать на чьи‑то слова сразу невозможно, а разговор скачет по головам, как растерявшийся заяц; тут ведь главное - отметиться и заявить о себе яркой хлесткой фразой, на выяснение истины времени нет.
  • 89. Некогда афиняне на просьбу спартанцев о военной помощи прислали им двух музыкантов. Подкрепленные музыкой спартанцы победили. Это можно считать первым явлением военной культуры как разновидности массовой.
  • 90. Заработок, премия и вердикт тусовки - заменяют ум, вкус и образование. Знак качества оттискивается не на товар текста, а на очки, сквозь которые принято судить.
  • 91. Модернизм - это преодоление теневой зоны между вершиной достигнутой и еще неизвестной.
  • 92. Примитивно писавший Жюль Верн остался в истории, а несравненно выше ценимый критиками и знатоками Сент‑Бев - только в учебниках.
  • 93. Сравнение золота с серебром решается в пользу платины. Но ее слишком мало: Шекспиры единичны. Чемпионы в беге на сто и на десять тысяч метров - всегда разные люди. Нельзя быть самым сильным и самым изящным одновременно.
  • 94. Аристократы Серебряного века гордятся эстетикой отточенного стиля, небанальностью языковых фигур, отполированным срезом психологического анализа: ум едок, образование изощренно, мастерство доведено до эквилибристики. Это напоминает первого и пресыщенного любовника света по сравнению с первым ухарем‑жеребцом деревни: благоухает, распаляет тонкой игрой и владеет ста способами, но сам знает, что шесть раз подряд доставая и со звоном ему не под силу.
  • 95. Считался Пушкин современниками, не первым, а третьим поэтом эпохи - после Крылова и Жуковского.
  • 96. Сегодня мы поем о любви к Пушкину. Данная форма вокального искусства более всего напоминает строевой марш, где оглушительный звон литавр вышибает последние мысли из голов, назначение которых сводится к равнению на обозначенную трибуну и демонстрации предписанной любви и восторга на единообразно просветленных лицах. И то сказать: любовь не переносит рассуждений.
  • 97. Как всякая святыня, Пушкин давно напоминает ленту Мебиуса: куда ни ткни - есть одна только гениальность при полном отсутствии обратной стороны. Как изготовляется лента Мебиуса - знает любой школьник: берется обычная лента и соединяется в кольцо, но с подворотом другого края на сто восемьдесят градусов. Так мы получаем одно сплошное лицо гения русской поэзии.
  • 98. Когда телеканал открывает новое скабрезное шоу - с ним все ясно: только прибыль интересует, а быдлу это интересно, а быдло составляет большинство, вот и рейтинг, вот и приход от рекламы подскочил. Ради своих денег они хотят, чтоб быдла было побольше: подстраиваются под него, щекочут. Так утверждается быдлизм как норма жизни: лба поменьше, гениталий побольше.
  • 99. Старая французская присказка: нижнее белье следует иметь, но не следует показывать.
  • 100. Публичность бывшего интима оборачивается частичной, я бы сказал, духовной кастрацией. Усекновением самых сильных ощущений. Ничего: вот вам прокладка, вот вам виагра, вот вам презерватив, вот вам работники сексуальных услуг, вот вам объявление о гарантированном лечении импотенции, а ее все больше, зато детей все меньше. Обалдуи, вы думали, что вы раскрепощаетесь и учитесь получать от жизни все, потому что чего ради лишать себя чего‑либо? Это вы так вымираете! Выпуская пар в свисток, слова в толпу и сперму в презерватив.
  • 101. Плохо! Просто видеть надо дальше, чем на полшага вперед.
  • 102. В любой сфере сознания человека есть иерархия доминирующих величин и ценностей.
  • 103. В культуре плохо обстоит дело с объективными критериями, зато хорошо - с желанием каждого человека и народа быть покультурнее (позначительнее) в собственных глазах. Поэтому обычно строят два Пантеона - собственный, «национальный» - и мировой, общий. Свой к глазам поближе - мировой подальше: происходит перспективное искажение величин, двойной стандарт.
  • 104. Лучшие асы‑истребители русских, англичан и американцев по числу сбитых ими самолетов в Люфтваффе вообще не были бы заметны среди прочих: 30-50 побед против 200-300. Но герои выбираются из тех лучших, которые есть. Запомните эту простую формулу: Герои выбираются из тех лучших, которые есть. Она применима ко всему в культуре. Ко всему.
  • 105. Пикассо, много лет Первый Художник XX века, был гениальным саморекламщиком. Пардон: грамотно себя позиционировал. И все знали: коллаж‑примитив «Герника» есть великое произведение искусства. Умер старенький Пикассо. И как‑то все больше предпочитают ему Дали. Клоун знатнейший!- но картины выглядят искусством гораздо больше концептуальных композиций его земляка Пабло, мастерство и мысль более явны.
  • 106. Бездарный и беспрецедентно жестокий маршал Жуков не оставил после себя ни одной сколько‑то самостоятельной и ценной военной мысли, не спланировал и не провел ни одной операции, где хоть какую‑то роль играло военное искусство, переигрывание врага полководческим умением. Только подавляющим преимуществом в живой силе, технике, боеприпасах, топливе. Только гибелью своих солдат многократно большей, чем у врага. Бесспорно умел одно: беспощадно добиваться исполнения любых своих приказов, невзирая на любую бессмыслицу и кровь. Но России нужен великий полководец в выигранной войне! Сознанию народа нужна персонификация славы! И вот стоит конный памятник Жукову на Манежной. Ибо в структуре социокультурного пространства необходимо конкретизировать этот знак.
  • 107. Россия уже два века помнит и почитает декабристов: пять повешенных, десятки сосланы в каторгу. Но Россия не желает помнить о сотнях солдат, которые поверили посулам заговорщиков‑декабристов и были на Сенатской расстреляны на картечь. Эти обманутые декабристами солдаты, умершие вполне мучительной смертью - лишние в русском социокультурном пространстве. Их не надо. Они мешают чистоте знака: декабристы - благородные герои и мученики.
  • 108. Нас не интересуют положительные качества Гитлера и отрицательные качества Пушкина. Это не люди. Это знаки. Более того - знаки, поднятые до символов.
  • 109. Сегодняшнее искусство позиционирования прежде всего заключается в том, чтобы внушить толпе достойную «одетость» голых королей. А поскольку короли нужны всегда, и троны есть всегда, и сидеть на них кто‑то же должен, и голость и одетость любых королей относительна - то - - мы заменяем короля Знаком Короля. Это на голом месте королем становится в борьбе с прочими самый крутой. А где есть уже структура королевства и трон - любой усидит, подсадить, дело‑то кругом само пойдет.
  • 110. Слабость романа может маскироваться обилием материала и многословным жизнеподобием; слабость короткого рассказа нага и очевидна.
  • 111. Короткая проза, читаемая за один раз без признаков утомления, допускает большую концентрацию текста, большую лаконичность, формальную изощренность, густоту стиля: читатель может медленно смаковать трудную фразу и отдельную деталь, держа одновременно в сознании рассказ целиком.
  • 112. Рассказ - отчасти стихотворение в прозе, отчасти роман в миниатюре. Доля соучастия читателя при чтении поэзии максимальна, при чтении хорошего рассказа - близка к ней, роман же - наиболее «разжеванный» из литературных жанров, он более прочих говорит все сам и менее требует домысливания и расшифровки.
  • 113. И «Повести Белкина», и «Герой нашего времени», и «Красное и черное», и «Гамлет», весьма низко расцененные при появлении, обрели признание не скоро. Такова судьба всего, что опережает свое время, определяя пути развития культуры.
  • 114. Как актер может произнести фразу с двадцатью разными выражениями, так писатель может описать одно и то же явление двадцатью разными способами - и это будут двадцать разных произведений.
  • 115. Повторим Гете: «Хорошая книга дарит двойное наслаждение: человеческое - от сопереживания рассказанному в ней, и эстетическое - от того, как она написана».
  • 116. Художественное же мышление - в простейшей форме - это умение сочинять, придумывать истории, переделывать в уме ситуации.
  • 117. Пушкину лучше работалось осенью, Александру Грину - зимой, Лев Толстой писал утром, Бальзак - ночью.
  • 118. Так называемый творческий тип психики - это повышенная восприимчивость, раздражительность, широкий диапазон чувств от депрессии до эйфории. Писатель практически всегда интраверт, его внутренние переживания преобладают над внешними поступками.
  • 119. Любознательность, мечтательность, склонность к фантазированию, постоянные размышления - та почва, в которой прорастает зерно замысла. Настоящему писателю всегда есть что сказать, он полон мыслей, чувств, энергии, нужен лишь малый толчок, чтобы воображение начало воплощать все это в конкретную литературную форму.
  • 120. Таким толчком обычно выступает момент объективный, внешний - случай.
  • 121. Случай как бы оплодотворяет потенциальную возможность писателя. Он не столько причина, сколько повод к возникновению замысла, как шорох - повод к сходу лавины, а причина - в массе снега и крутизне склона. Случай годится лишь для того, кто может им воспользоваться.
  • 122. Хемингуэй переосмыслил и вывернул наизнанку «Идиота» Достоевского, заменив добрейшего и беспомощного Мышкина боксером Коном в «Фиесте». Акутагава в «Бататовой каше» предложил обратный вариант «Шинели» Гоголя: бедный маленький человек получает желаемое в огромных размерах. Парадоксальный ход мыслей вообще плодотворен.
  • 123. Детство живо в любом человеке,- а у писателя хорошая память. Пиноккио, Чипполино, Незнайка, Микки‑Маус, Алиса - детские игры взрослых людей.
  • 124. Знание дает материал для произведений. Понимание позволяет использовать этот материал, не копируя, а трансформируя его в художественный текст. Знание без осмысления дает очеркиста‑описателя. Понимание глубинных и вечных проблем жизни без достаточного знания житейских реальностей ведет обычно к эстетизму в башне из слоновой кости.
  • 125. Владимир Гиляровский прожил редкостно богатую жизнь - был бурлаком, грузчиком на Волге, табунщиком в калмыцких степях, солдатом русско‑турецкой войны, бродячим актером, арестантом, репортером уголовной хроники, выходил из головоломных переделок; описал свои приключения, затмевающие биографии Джека Лондона и Бенвенуто Челлини, но литературной величиной не стал. Описательный способ - копирование действительности, и в этом его бесплодие. Литература начинается тогда, когда писатель показывает читателю нечто, чего читатель сам на его месте увидеть бы не сумел.
  • 126. Как жаждущая любви девушка всегда найдет, в кого влюбиться, так охваченный жаждой творчества писатель всегда найдет подручный материал для воплощения замысла. Глина под ногами у каждого, лепить из нее - вопрос таланта. Художник - это тот, кто способен увидеть смысл и почувствовать прекрасное в любой мелочи рядом с собой, сказал Бергсон.

•127.      Часами созерцая крошечный садик в два квадратных метра, японец приобщается к вечности. Он умеет видеть то, на что смотрит.

  • 128. Осмысление материала означает умение увидеть в маленьком факте большой смысл, ибо наимельчайший факт - проявление всеобщности жизни.
  • 129. «Сокровенные части тела баронессы можно держать в руках, но нельзя называть их так, как они называются, хотя эти же слова можно орать перед ротой матросов»,- писал Соболев в «Капитальном ремонте».
  • 130. Аналитический ум, постигший закономерности жизни, способен по нескольким подробностям восстановить событие целиком. Это сродни дедуктивному методу Шерлока Холмса.
  • 131. Хорошему писателю нет надобности изучать описываемое во всех деталях - ему достаточно знать узловые моменты, правдиво воссоздать остальное позволят ум, логика, опыт, знание людей, талант.
  • 132. Револьверная композиция. Здесь событие показывается с разных точек зрения глазами нескольких героев, подобно тому, как деталь, доводимая до нужной формы, поочередно обрабатывается несколькими резцами, подаваемыми вращающейся обоймой. Это позволяет и диалектически рассмотреть происходящее, и показать героев как со стороны, так и изнутри, их собственными глазами.
  • 133. Иногда первая фраза просто хороша сама по себе и долго живет в памяти писателя невостребованной: ее не к чему приспособить. Постепенно звучание ее расширяется, она обрастает дополнительным смыслом, возникает паутина ассоциаций, из которых постепенно прорисовывается контур рассказа, созвучного этой фразе. В такой ситуации первую фразу можно уподобить паровозу, вытягивающему из темного тоннеля поезд рассказа.
  • 134. Все средства художественного языка по мере развития и распространения их употребления теряют свою свежесть, стираются, пользоваться ими становится как бы неприличным: «Это плохо, потому что банально». Но есть тот уровень языка, который не может стать банальным: краткая передача информации.
  • 135. Изображая контраст, автор стоит как бы на пограничье между двумя его сторонами, и картина получается двойственная, диалектичная. (В этом гений Чаплина: «Смешно, но невесело...»).
  • 136. Несколько десятков тысяч слов активного словарного запаса дают неисчислимое количество сочетаний и комбинаций. Но умение писать - это лишь во‑вторых умение адекватно излагать на бумаге свои мысли, чувства, впечатления; во‑первых же это - умение наблюдать, фиксировать, анализировать, мыслить.
  • 137. Стиль являет собой диалектическое единство языка как средства мышления и языка как средства передачи информации.
  • 138. Лишь авторское отношение обычно разделяет слова «бандит» и «партизан», «бунтовщик» и «революционер» (невольно вспоминается: «Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе.»).
  • 139. Инверсия подчеркивает значение какого‑то слова («Он любил жить» - «Он жить любил»: слово не на своем привычном месте вызывает повышенное внимание и ему придается читателем повышенное значение).
  • 140. Точка может стоять в любом месте. Предложение можно рубить на любые куски. Плавное течение речи сменяется отрывистым стуком забиваемых гвоздей: «Никогда. Я. Не. Вернусь. Сюда».
  • 141. Тире может выделять любое слово, любой оборот, членить фразу на отдельные обороты, интонационно подчеркивая их значимость. Достаточно раскрыть раннего Горького: «Дело - сделано,- мы - победили!» «Ну, что же - небо?- пустое место... Я видел небо».
  • 142. Вообразите марафонский бег с барьерами. В принципе возможно, но невероятно вымотает бегунов и будет действовать на нервы зрителям,- хотя бег с барьерами на сто десять метров - зрелище вполне увлекательное. Так и длинная проза требует более плавного и спокойного ритма, рассказ же допускает самую жесткую ритмическую организацию фразы, иногда совершенно родственной фразе поэтической. Жесткий ритм увеличивает напряжение фразы, повышает ее эмоциональную нагрузку до уровня, который невозможно поддерживать долго.
  • 143. В современном портрете (как и вообще в описании) деталь обычно играет роль своего рода колышка, к которому привязывается воображение читателя, дорисовывающее недостающие черты (ибо всего перечислить невозможно, да и не надо - нагромождение подробностей лишь помешает воспринять цельный образ).
  • 144. Знаменитое чеховское «тень мельничного колеса чернеет на плотине и блестит в лунном свете горлышко разбитой бутылки - вот и пейзаж готов!».
  • 145. Напор действия искупает недостаток деталей. В «Трех мушкетерах» пейзажами и интерьерами не пахнет: по прочтении семисот страниц мы даже не знаем цвета мушкетерских плащей!
  • 146. Доктор Ватсон излагает события банальным языком - но этот банальный язык выразителен и эффектен. Все произведения построены одинаково - но эта одинаковость доставляет наслаждение читателю: он встречает старых друзей и предвкушает то интересное, что сейчас начнется. («Шерлок Холмс» - предтеча бесконечных западных телесериалов: зрители (читатели) жаждут продолжать знакомство с любимыми героями.)
  • 147. Бабелевская Одесса - это четыре рассказа общим объемом двадцать восемь страниц. В памяти же она предстает куда более пространной книгой. Текст перенасыщен красочными, бьющими деталями, фраза смачна, выразительна, самоценна,- Бабель один из самых цитируемых у нас в разговорах писатель.
  • 148. Сущность парадокса заключается в том, что явление разворачивается на сто восемьдесят градусов и рассматривается с обратной, противоположной стороны. Плодотворность такого подхода очевидна: с обычной, лицевой стороны явление и так каждому видно и понятно. Парадоксальный подход позволяет, таким образом, видеть обе стороны явления, прямую и обратную: возникает тот самый диалектизм, многозначность, полифония.
  • 149. Каждый ответ правилен, и ни один не является полным. Многозначна, неисчерпаема, диалектична жизнь, и все в ней одновременно и так, и не так, и еще как‑то.
  • 150. Талант - это всегда нечто единичное, своеобразное, индивидуальное, и поэтому вмешательство одного таланта в работу другого - это всегда искажение, нивелирование, усреднение: попытка впрячь лебедя и щуку в одни сани. Два таланта никогда не могут совпасть, на то они и таланты, итогом может быть лишь некий компромисс, а компромисс всегда достигается на почве общепринятости, обычности, привычности: и своеобразие талантливого произведения ослабляется, сглаживается.
  • 151. Когда Белинский решил поредактировать юного Достоевского, это привело лишь к пожизненному разрыву - от которого, кажется, Достоевский не пострадал.
  • 152. Не спорьте прямо - уходите на «качели»: если обвинение формально - давите на психологию восприятия, и наоборот. Таким образом получится, что как бы и редактор прав, но и вы по‑своему правы.