Людмила Улицкая, Казус Кукоцкого:



  1. Важнейшее качество ученого - умение задавать правильные вопросы.
  2. Во многих отношениях слепоглухонемая, Коняга обладала нечеловеческой чуткостью к настроениям начальства.
  3. Обычно идеи работали в обратном направлении - не поднимались снизу вверх, а спускались сверху вниз.
  4. Достоинства жены восхищали его, а недостатки умиляли - это и называется браком.
  5. Словесные подтверждения быстро изнашиваются у разговорчивых людей.
  6. Важны не только большие, значительные события. Удивительно, но каким-то образом маленькие, незначительные события по мере удаления оказываются важнейшими.
  7. Самое важное может казаться мусором и отходами.
  8. Он был одарен редкой особенностью внушать свои идеи, была в нем большая заразительность.
  9. Я так люблю свою специальность чертежника как раз потому, что в ней есть точный закон, по которому можно все построить. Есть ключ перехода из одной проекции в другую.
  10. У тьмы не бывает теней. Тени возможны лишь при свете.
  11. Молитва моя не то чтобы была слаба. Она была недействительна. Она была здесь отменена.
  12. Если нет вины, то и прощения не может быть.
  13. Окна и двери. Даже ребенку ясна разница: дверь - граница. За дверью - другое помещение, другое пространство. Входишь туда - изменяешься сам. Невозможно не измениться. А окно только одалживает свое знание на время. Заглянул и забыл.
  14. (Вещи возникают лишь в тот момент, когда они нужны и как только надобность в них исчезает, они немедленно испаряются.).
  15. Жизнь логично и неотвратимо делится на прошлое, настоящее и будущее, и к этому хорошо приспособлены и все наши чувства, и все мысли. Даже сам наш язык с его грамматикой.
  16. Пока я не знала боли, я не могла вообразить и блаженства.
  17. Блестящие его лекции были для нее как на чужом языке... ибо были рассчитаны на иную аудиторию, более просвещенную и более многочисленную.
  18. Испокон веку лекари и священники брали плату за свои услуги натуральным продуктом.
  19. Перевод насущной мысли с языка познания на язык лирики.
  20. Дайте ребенку карандаш, когда ему хочется рисовать... Как трагично, когда новое умение, новая потребность созрела изнутри, а время упущено, мир не выходит навстречу этим потребностям. И тогда происходит торможение, полная блокировка.
  21. Равенство - вещь исключительно теоретическая и даже в такой области, как воспитание, не может рассматриваться как серьезный принцип.
  22. Горы произвели на нее большее впечатление, чем море, но и то, и другое вызывало восторг перед творцом, создавшим весь этот грандиозный инвентарь.
  23. По своему невеликому, но цепкому уму твердо знала, что если у кого-то излишки, то есть и такие, у кого жестокие недостатки.
  24. Оформленных мыслей у нее не было, только чувства, приправленные мыслью.
  25. Чтобы знать сплетни, надо все-таки иметь к ним известный интерес.
  26. Ощущение профессионализма - когда глаза и руки живут в согласии, нисколько не нуждаясь ни в командах, ни в присмотре высшей инстанции, делают свое дело, независимо и автономно, а дело льнет к рукам, словно радуясь происходящему творению.
  27. Профессия - это угол зрения. Профессионал очень хорошо видит один кусок жизни и может не видеть других вещей, которые его профессии не касаются...Профессионал тот, кто берет на себя ответственность, выбирает из имеющихся возможностей наиболее приемлемую.
  28. Я отказываюсь решать вопросы мирового значения. У нас и так полстраны только этим и занимается... Это безответственное занятие. А всякий, кто вообще что-то делает толковое, несет ответственность. Большинство людей старается не делать вообще ничего.
  29. Самые тяжкие обиды как раз из того и происходят, что даже самые близкие люди по-разному проводят внешние и внутренние радиусы своей личности. (одному нужно, чтобы его пять раз спросила жена, как он себя чувствует, другой даже излишне внимательный взгляд воспринимает как посягательство на свободу).
  30. Здесь что-то не то с системой координат... Прошлое постоянно маячило неподалеку, но находилось как будто под замком, скорее, как предмет веры, чем как реальность.
  31. Здесь вообще нет ничего окончательного. Все очень изменчиво и меняется с большой скоростью.
  32. Оказывается, есть маршрут? Я-то считал, что мы топчемся здесь по кругу из каких-то высших соображений.
  33. Здесь предсказуемого вообще не бывает. Всгда импровизация - отвечал Иудей.
  34. Что ты видишь, зависит от места, а уж место зависит от тебя самого.
  35. Все они, как каторжники к ядру, были прикованы к какому-то заданию и не могут отсюда выбраться, покуда его не исполнят. Создавалось, однако, впечатление, что не все они даже догадываются, чего именно от них ждет неведомый режиссер всего этого действа.
  36. Костер оказывал на него двойственное воздействие - успокаивал, но и притуплял ум.
  37. В этой заново образующейся цельности, совместном выходе на орбиту иного мира, открывалась новая стереоскопичность, способность видеть сразу многое, и думать одновременно многие мысли.
  38. И домашняя жизнь сохраняла лишь общую формулу, пустой панцирь былого семейного счастья.
  39. (Перегруженный корабль тонет, маневра нет. Так и избыточное знание - ИА).
  40. Русские всегда хорошо шли в тех областях науки, где все можно сделать в уме, на пальцах, без серьезного финансирования.
  41. Ясное ощущение иерархичности знания, где в самом низу, но и в самой основе, лежит конкретика: вес, форма, цвет, количество хромосом или ножек. В той древней и описательной науке не допускалась приблизительность и ответ обязан быть недвусмысленным - да или нет... Спекуляции теоретического характера должны были опираться именно на это, надежное, измеренное сантиметром, градусником и ареометром, знание.
  42. Какие качества давали индивиду большие шансы на выживание? Ум? Талант? Честь? Чувство собственного достоинства? Моральная твердость? Нет! Все эти качества выживанию препятствовали. Носители этих качеств либо покинули страну, либо планомерно уничтожались. А какие качества выживанию способствовали? Осторожность. Скрытность. Способность к лицемерию. Моральная гибкость. Отсутствие чувства собственного достоинства. Вообще, любое яркое качество делало человека заметным и сразу ставило его под удар. Серый, средний, троечник оказывался в преимущественном положении. Возьми гауссовское распределение. Из него вырезается центральная часть. Наиболее сильные носители любого признака.
  43. (Гауссово распределение справедливо для сотрудников, клиентов, дел и всего прочего - ИА).
  44. Мудрость мира превосходит любые, даже самые выдающиеся человеческие открытия. Потеешь, пыхтишь, становишься на цыпочки, напрягаешься до предела - и улавливаешь только отблеск истинного закона.
  45. Чем более послушен человек, тем менее ценна его личность.
  46. Что за прихоти памяти? Совместная двадцатилетняя жизнь, в которой один помнит одно, другой - другое... В какой же мере была она совместной, если воспоминания об одном и том же так различаются?
  47. Они были без пяти минут еврейскими вундеркиндами, с неистребимым и почти законным чувством превосходства над окружающими.
  48. Мимоходом, махнув косым подолом клетчатой юбки, она, сама того не зная, упразднила строгую иерархию интеллекта... Иерархия интеллекта оказалась не единственной шкалой, по которой распределялись ценности.
  49. Зачем я бросила музыку? Сидеть у рояля, она течет с твоих пальцев, а ты только вместилище, передаточный механизм между нотным листом и звуками.
  50. В случайности заложено большое богатство возможностей. (как стеклышки в калейдоскопе).
  51. Был проведен разрез или локальное сечение, и невидимые внутренние очертания предмета, показываемые обычно штриховыми линиями (их выявил этот разрез).
  52. Любая педагогика есть бред и холодный рационализм, и когда начинается педагогика, отступает природное чувство, глубокое животное чувство любви к детенышу. Самое низкое из всех высоких чувств.
  53. Скелет человеческий уныл и беспол, и только куски пронизанного жиром мяса создают и женскую прелесть, и мужскую крепость, и даже само различие между мужчиной и женщиной.
  54. Илья Гольдберг: Безнравственная наука оказывается хуже и опаснее безнравственного невежества. - П.Кукоцкий: Но наука не антитеза невежеству. Наука - это способ организации знания, невежество - отказ от познания. Невежество - не малознание, а установка...Невежество ненавидит все, что ему недоступно. Отрицает все, что требует напряжения, усилия, изменения точки зрения.
  55. Политический строй. Неудобный и отчасти опасный. С другой стороны, всюду есть какой-то строй, а там, где его нет, либо горные кручи, либо дикие звери с ядовитыми змеями. И другие неудобства.
  56. Спасительная музыка, мало сказать, делала их свободными, она сама по себе и была свободой.
  57. Деньги на пропитание должны образовываться сами собой, в процессе свободной игры.
  58. Человек и лошадь - это уже всадник, человек и оружие - воин, сумма человеческого и нечеловеческого превышает значение каждого в отдельности.