Шкловский Виктор



ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ, Сентиментальное путешествие, М,Новости, 1990:

 

Когда мы уступаем дорогу автобусу, мы делаем это не из вежливости.

Законные дети рождаются тем же способом, что и незаконные.

Было хорошо. Река несла всех, и вся мудрость состояла в том, чтобы отдаваться течению.

Боевых задач я, конечно, не выполнил, да их и никто не выполнял.

Это был человек хороших умственных способностей, но не обладающий ароматом талантливости.

Он /Ленин/ сминал перед собою сомнения, точно кабан тростник.

Демократический принцип обсуждения был доведен здесь до абсурда, но нам удалось впоследствии углубить и обработать этот абсурд.

К армии он /генерал Корнилов/ относился так же, как хороший шофер к автомобилю. Шоферу важно прежде всего, чтобы машина шла, а не кто на ней едет.

Все, кого можно было произвести в офицеры, были произведены. Хороши или плохи были эти люди - других не было и следовало их беречь.

Мы напрасно так умны и так дальновидны в политике. Если бы мы вместо того, чтобы пытаться делать историю, пытались просто считать себя ответственными за отдельные события, составляющие эту историю, то, может быть, это вышло бы и не смешно. Не историю нужно стараться делать, а биографию.

Поразительно, насколько государство глупее отдельных лиц!

Большевики вошли в уже больную Россию, но они не были нейтральны, нет они были особенными организующими бациллами, но другого мира и измерения... Смазка вместо горючего. Большевики держались, и держатся, и будут держаться благодаря несовершенству механизма их управления.

Мысль бежит и бежит по земле и все не может взлететь, как неправильно построенный аэроплан.

Большевики верили, что материал не важен, важно оформление, они хотели проиграть сегодняшний день, проиграть биографии и выиграть ставку истории. Они хотели все организовать, чтобы солнце вставало по расписанию и погода делалась в канцелярии. Анархизм жизни, ее подсознательность, то, что дерево лучше знает, как ему расти - не понятны им.

Проклятые посредственности, акционерные общества по нивелировке людей.

Искусство в основе иронично и разрушительно. Оно оживляет мир. Задача его - создание неравенств. Оно создает их путем сопоставлений.

Человек живет не тем, что он ест, а тем, что переваривает. Искусство нужно как фермент.

Обезьяна, по словам индусов, не разговаривает, чтобы ее не заставили работать.

ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ, Zoo или письма не о любви или третья Элоиза:

Ирония - легчайший способ преодолеть трудность изображения вещи.

Пулеметчик и контрабасист - продолжени своих инструментов. Подземная железная дорога, подьемные краны и автомобили - протезы человечества.

Шоферы изменяются сообразно количеству сил в моторах, на которых они ездят. Мотор свыше сорока лошадиных сил уже уничтожает старую мораль. Быстрота отделяет шофера от человечества.

Я люблю тебя, Аля, а ты заставляешь меня висеть на подножке твоей жизни... Я не ревнив к людям, я ревнив к твоему времени.

Государство не отвечает за гибель людей, при Христе оно не понимало по-арамейски и вообще никогда не понимает по-человечески.

Але нужны не цветы, а запах цветов.

А чтобы жить, художнику нужно халтурить. От халтуры же болят физически плечи.

Он /Пастернак/ чувствует движение, его стихи прекрасны своей тягой, строчки их гнутся и не могут улечься, как стальные прутья, набегают друг на друга, как вагоны внезапно заторможенного поезда.

Если бы автомобиль ничего не весил, он не мог бы ехать, тяжесть дает опору его колесам.

Бедная русская эмиграция! У нее не бьется сердце... Мы заряжены в России, а здесь только крутимся, крутимся и скоро станем.