Николай Эрдман, Екатеринбург, У-Фактория, 2000:



Из пьесы Мандат (1924):
1. Почтовый чиновник всегда говорил: картина не что иное, как крик души для услаждения органа зрения.
2. А чего тебе делать: разве у начальства какие дела бывают? Катайся на автомобиле, больше ничего.
3. Такая великая страна - и вдруг революция. Прямо неловко перед другими державами.
4. Нынче очень много людей из ума выживают, потому как старые мозги нового режима не выдерживают.
5. Девическое состояние вроде собаки на сене: ни себе, ни людям.
6. При своем околоточном торговать очень хорошо, и законно, и выгодно.
7. Фаворитка, Анастасия Николаевна, это кухарка для наслаждений.
8. Зачем же мне, ваше превосходительство, политика, если я на всем готовом живу.

Из пьесы Самоубийца (1928):
9. Ты это что же, Мария, думаешь: если я человек без жалованья, то меня уже можно на всякий манер регулировать?
10. Человек без штанов - что без глаз, никуда он уйти не может.
11. Александр Петрович: Гражданин Подсекальников. Жизнь прекрасна. Семен Семенович: я об этом в «Известиях» даже читал, но я думаю - будет опровержение. Александр Петрович: вот напрасно вы думаете. Вы не думайте. Вы работайте.
12. Семен Семенович: видите, все уже приготовлено, чтоб играть на трубе. Есть желание, есть смета, есть руководство - нету только трубы.
13. К жизни суд никого присудить не может. К смерти может, а к жизни нет.
14. В настоящее время то, что может подумать живой, может высказать только мертвый.
15. Я на нее, Серафима Ильинична, с марксисткой точки зрения смотрел, а в этой точке никакой порнографии быть не может.
16. Раиса Филипповна: А любовь? Ведь сейчас наступила немая любовь. В настоящее время мужчины в минуты любви совершенно не разговаривают, только сопят. Уверяю вас. Только сопят.
17. Аристарх Доминикович: в настоящее время интеллигенция - это белая рабыня в гареме пролетариата.
18. Егорушка: разрешите мне вам преподать совет: вдохновляйтесь согласно постановлениям.
19. Егорушка: эка невидаль - обо всем. Обо всем и Толстой писал. Это нас не захватывает. Я курьер и хочу про курьеров читать. Вот что. Поняли?
20. Семен Семенович: что же я представляю собой, товарищи? Это боязно даже анализировать.
21. Аристарх Доминикович: кормит только господствующая идея. Дайте сделаться нашей идее господствующей, и она вас прокормит, товарищ.
22. Виктор Викторович: нам не важен покойник как таковой. Нам гораздо важнее сервировка покойника. Важно то, как подать его... Смерть сама по себе не имеет значения. Заражает не смерть, а причина смерти, а причину мы можем любую выдумать.
23. Аристарх Доминикович: нужно вызвать, товарищи, шепот общественности. Это самое главное.
24. Семен Семенович: что такое общественность - фабрика лозунгов.
25. Семен Семенович: когда человеку говорят: «война. Война объявлена», вы думаете, о чем спрашивает человек, вы думаете, человек спрашивает - с кем война, почему война, за какие идеалы война? Нет, человек спрашивает: «какой год призывают?». И он прав, этот человек.
26. Семен Семенович: Даже тогда, когда наше правительство расклеивает воззвания «Всем. Всем. Всем.», даже тогда не читаю я этого, потому что я знаю - всем, но не мне. А прошу я немногого. Все строительство наше, все достижения, мировые пожары, завоевания - все оставьте себе. Мне же дайте, товарищи, только тихую жизнь и приличное жалованье.
27. Семен Семенович: разрешите нам говорить, что нам трудно жить. Ну хотя бы вот так, шепотом: «нам трудно жить». Товарищи, я прошу вас от имени миллионов людей: дайте нам право на шепот. Вы за стройкою даже его не услышите. Уверяю вас. Мы всю жизнь свою шепотом проживем.
28. «Однажды ГПУ явилося к Эзопу и хвать его за жопу. Смысл сей басни ясен: не надо этих басен!».

Из Интермедий:
29. Нынче всюду перемена
И за планом новый план.
30. Пустославцев: революционная пьеса не есть еще революционный спектакль, ибо если революционная пьеса зависит всецело от автора, то революционный спектакль зависит всецело от вас , ибо если публика аплодирует там, где ей пожелается, а не там, где ей полагается, никакой идеологии не получается.
31. Борзиков: вы должны строить роль диалектически. Иногда в вас начинает говорить старое, и вы начинает стонать, но как только вы начинаете стонать, на вас обрушивается новое и вы начинаете подхихикивать. Понимаете замысел: стонете - подхихикиваете, подхихикиваете - стонете, вот у вас и получится диалектика.
32. Гамлет: я люблю актеров. Герой, который изображает из себя короля, мне гораздо приятнее, чем король, изображающий из себя героя.
33. Раньше зритель приезжал в театр, теперь театр приезжает к зрителю.
34. - Разве у них изменился репертуар? - Нет, у них изменилась публика. - Что же, разве новая публика перестала понимать старых авторов? - Нет, старые авторы перестали понимать новую публику.
35. Когда критики видят героическую пьесу, они говорят, что этого еще недостаточно, а когда они видят сатирическую пьесу, они говорят, что это уже чересчур.
36. - Рыть или не рыть - вот в чем вопрос. - Какой же это вопрос? Раз начальство приказало рыть, значит, ты и будешь рыть.
37. Есть бог или нет - это одному богу известно. Пока он сам к нам не явится и не скажет, что его нет, до тех пор я буду сомневаться.
38. - Пить или не пить - вот в чем вопрос. - Какой же тут вопрос? Ясно, что пить.
39. Бригелла: шляпа у меня в самый раз. А вот голова у меня действительно слишком большая для этой шляпы.
40. Труффальдино: если дело в голове, а голова в шляпе, значит, и дело в шляпе.
41. Панталоне: ну прямо ума не приложу, ваше художественное руководство, какой вам дать совет. Разве только художественный совет? Но ведь художественный совет не дают, а назначают.
42. Панталоне: в прениях выступал - восемьсот девяносто пять раз. Конкретных предложений внес - одно... Я не специалист по конкретным предложениям. Я специалист по поправкам.
43. Помреж: на нашем пути очень часто встречаются. Директор: тернии и крапива. Помреж: тернии... икра... пиво. ... Помреж: виноват, господа. Оказывается, на пути театрального деятеля нет ни икры, ни пива, одни тернии.
44. Директор: при одном упоминании этого имени я возмущаюсь и краснею. Помреж: Икра с нею. С нами, значит, тернии, а с нею икра. Очень хорошо.
45. Директор: Попойка... Помреж: это вы серьезно? (поет).
46. Лаунс: каждый человек, попадающий в первый раз в какой-нибудь город, должен интересоваться только тремя достопримечательностями: - Это какими же? - Теми, которые могут задержать его в этом городе на тот или иной срок. Кладбище, тюрьма и женщины. Причем кладбище может задержать навсегда, тюрьма на годы, а женщина на часы. На кладбище и тюрьму я уже посмотрел вблизи, а на женщин не хочу смотреть даже издали. - Почему? - Потому что именно из-за них мы чаще всего попадаем в тюрьму или на кладбище.
47. Лаунс: вот уже третий день составляю список. Список ее хороших качеств и ее плохих качеств. Если у нее плохих окажется больше, чем хороших, пожалуй, я на ней не женюсь. А если хороших у нее окажется больше, чем плохих, вряд ли она за меня пойдет. Стало быть, от нашей любви никто ничего не потеряет и никто ничего не выиграет. Что может быть лучше и чище таких отношений?

Из переписки с Ангелиной Степановой:
48. НЭ: Даже грустным глазам лучше смотреть на далекий парус, чем на близкую стену соседнего дома.
49. АС: какое большое у нас тобой прошлое, какое трудное настоящее и какое туманное будущее.
50. АС: жизнь течет во имя твое, только то, что касается тебя - важно, интересно. Ты - импульс в работе, ты - вдохновение на репетициях. Ты - дни и ночи.
51. АС: по несчастливой судьбе моей нахожусь в таком положении, что сила моих желаний не решает дела.
52. АС: как растения тянутся к свету, теплу, чтобы расти, жить, так я тянусь к тебе всем существом, со всеми своими и плохими мыслями, и мечтаниями. Давно живя со своею любовью, я старалась научиться спокойно нести ее тяжесть.
53. НЭ: О работе лучше не говорить. Если бы я был певец, я мог бы сказать, что потерял голос, но я все больше и больше сомневаюсь, что он у меня когда-нибудь был.
54. АС: Миша Яншин очень верно сказал, что на сцене прекрасные актеры, прекрасные и беспризорные.
55. П.Марков писал об актере Н.П.Баталове (1899-1937): он был актером крупной характерности, потому что видел мир крупно и сильно, а не ущемлено и сжато.
56. НЭ: описывать - неинтересно, исповедываться - не умею, врать - стыдно за себя, говорить правду - стыдно за других.
57. НЭ: третий день валит снег - влажный, он прилипает к подошвам, и ноги делаются тяжелыми, как у слона.
58. АС: спектакль должен иметь большой успех у публики, потому что, помимо мелодраматичности и любовности сюжета, он сделан внешне с потрясающим вкусом, роскошью и блеском. Актерски слаб до юмора.
59. АС: дни так заняты и однообразны, радуют только минуты жизни на сцене, моменты творчества, поиски в искусстве театра.
60. С.Эйзенштейн об актрисе Пролеткульта Юдифь Глизер: ее актерская техника точна, как работа эксцентрика, ее манера двигаться четка, как математическая формула, ее владение ритмом безошибочно, как стихотворение первоклассного поэта.
61. Из письма Немировича-Данченко: желаю, чтобы нити, связавшие творчество создателей этого спектакля (Дни Турбиных) с искусством и лучшими традициями стариков, не обращаясь в цепи, закручивались в прочные узы.
62. Из речи П.Романова (1884-1938) на Первом съезде советских писателей (1934): «надо добиться, чтобы к концу третьей пятилетки у нас в СССР отпала надобность в сатире и осталась потребность в юморе. Надо научиться побеждать в себе однобокий юмор.
63. НЭ: ехать на своем автомобиле гораздо приятней, чем на чужих лошадях.
64. Е.Баратынский, Признание: «как часто мы даем поспешные советы, смешные, может быть, всевидящей судьбе».
65. НЭ: Бабелю верь, но не очень: «старый еврей», как и всякий учитель жизни, может посоветовать только то, чего бы сам никогда не сделал.
66. В.Шверубович из книги «О старом Художественном театре»: не могу не вспомнить от Владимире Львовиче Ершове, о самом добром, самом благородном человеке, с которым так легко, так просто было дружить и жить. Какая в нем была нежная деликатность, какое умение приладиться, приспособиться к сожителю, сочетать независимость и гордость с постоянной добротой, с непокидающей мыслью об удобстве, настроении, самочувствии товарища. А его щедрость, широта.
67. Перед большим горем все слова делаются маленькими.
68. За границей показывали фильм, в котором проститутка, получившая в наследство миллион, смогла осуществить мечту своей жизни. Она купила самую дорогую кровать, и, вытянувшись под одеялом, сказала: «наконец одна» - и уснула.