Дяченко С и М Visa Nostra



 

Дяченко, Vita Nostra:

 

  • 1. Сашка думала о жизни, как о коллекции одинаковых дней. Бытие состоит из дней, и каждый из них - как закольцованная лента, как велосипедная цепь, ровно бегущая по шестеренкам. Щелк - переключили скорость, дни стали немножко другими, но снова текут, снова повторяются, и в этой монотонности и заключается смысл...
  • 2. -Не берись за свободную тему, - наставляла преподавательница. - Бери стандартное и раскрывай, как учили. Свободные темы - для гениев или для двоечников, не наступай два раза на одни и те же грабли!
  • 3. Она не сможет соскочить с проторенной дорожки. Она будет сидеть, и заниматься, уже зная, что все впустую, но в глубине души надеясь, что это пригодится.
  • 4. Сашка подумала, что делать, что хочет, она не сможет, наверное, до самой смерти. А будет, наоборот, делать то, чего смертельно не хочет.
  • 5. Сашка бегала от кольца к кольцу, скорее изображая активность, чем в самом деле пытаясь повлиять на ход игры.
  • 6. Он ведь напрямую не грозил. Он позволил моему страху - как бы самому - высвободиться и меня накрыть. Полностью. И мой страх привел меня сюда... и держит здесь. И будет держать.
  • 7. Все его преподавательское мастерство заключалось, по-видимому, в умении принуждать.
  • 8. Оксана была из тех, кого чужая исключительность, хоть самая крошечная, заставляет искать дружбы с ее носителем. Лиза была из тех, кто сам претендует на исключительность и оскорбляется, оказавшись во втором эшелоне.
  • 9. Слова не имели значения. Взгляд, интонация, голос - все эти тоненькие ниточки, направленные в космос антеннки сообщали окружающим о равнодушии или сочувствии, о спокойствии, нервозности, любви... Не слова.
  • 10. Это не просто зубрежка, не только издевательство: смысл в этой каше проступает, как объемная картинка из ряби.
  • 11. Загляните себе в душу и поймете: хочется вам в основном гулять и развлекаться. Любая учеба - принуждение. Любая культура - принуждение, увы. Вы внутренне незрелы, поэтому вас надо заставлять, и заставлять жестоко.
  • 12. Почти радость - оттого, что вместо большой беды пришла относительно небольшая, которую легко пережить.
  • 13. Липа, под которой стояла во дворе скамейка, совсем облетела, и листья сгреб дворник. Один или два последних листка еще цеплялись за иллюзию жизни, подрагивали, а ветки бились одна о другую, скребли и шелестели.
  • 14. Сашке казалось, что она идет по полутемному музею, где все статуи сошли с ума и полезли обниматься.
  • 15. Пространства вокруг сжимались и вытягивались, время обламывало стрелки часов и путалось в недрах электронного будильника. Время никому не служило и ни перед кем не отчитывалось.
  • 16. Вы пока еще рабыня формы, гипсовая отливка с кое-каким воображением... С памятью, с характером...
  • 17. Вам трудно, да. Потому что ваши усилия связаны, гм, с выходом за грань внутренне дозволенного. У вас очень четкие представления о том, что можно, чего нельзя. Я говорю не о бытовых, житейских вещах, не о так называемых «принципах», я говорю о внутреннем устройстве вашей личности, о способности преодолевать стереотипы.
  • 18. Сделай что-нибудь такое, что кажется тебе невероятным. Это расшатает твою бетонную стабильность и поможет вырваться на новый уровень.
  • 19. Ты подарок, Сашенька. Талант. Ты вырвалась из оболочки, вылупилась из яйца... ты видела цыплят? Им надо дать время, чтобы прийти в себя... Освоиться с новым миром и своим новым местом в мире...
  • 20. Все отражается друг в друге. Помните? Ветер меняет направление, огибая камень, камень крошится, отражая ветер. Хамелеон меняет цвет, отражая листья... Обыкновенный заяц становится белым, отражая зиму. Я отражаюсь в вас, когда вы меня слушаете. Вы сами отражаетесь во многих людях более или менее глубоко.
  • 21. Вы перерастаете собственные рамки, вернее, те границы, которые привыкли считать пределом своей личности...Содержание ваше меняется, и форма не успевает адекватно реагировать...
  • 22. Она впервые ощутила связь между своими усилиями - и нарастающей внутренней мощью. А что это была именно мощь, сомневаться больше не приходилось. Сашка, всегда пропускавшая мимо ушей слова Стерха о ее «редком даре», впервые поняла, что он прав, что она в самом деле обладает исключительным талантом в пока еще таинственной, но бесконечно интересной области, и перед ней, с детства любящей учиться, раскрываются завораживающие, не вполне ясные, но притягательные перспективы.
  • 23. Средневековый карнавал - мгновенное высвобождение из-под чудовищного гнета - в истеричности своей похож на час, когда зачет по специальности окончательно сдан...«О чем поют воробушки в последний день зимы? Мы дожили, мы выжили, мы живы, живы мы!».
  • 24. Сила привычки в вас - необычайная, из-за этого так тяжело нам дался ваш прорыв...
  • 25. Предмет и его проекция соединены обоюдной связью. Так когда-то сказал Портнов. Он говорил - «набрасывал», по его собственному выражению, - слова и фразы, порой лишенные смысла, порой банальные донельзя или просто непонятные.
  • 26. Фарит Коженников: В мире полным-полно сущностей, с которыми нельзя договориться. Но люди как-то живут, верно?». Но как же хрупко они живут!
  • 27. Вагон понемногу наполнялся людьми; некоторые из них были плотными, как вырезанные из дерева фигурки. Другие казались зыбкими, выцветшими, не имеющими значения.
  • 28. Тень не знает препятствий. По воде, по земле, по снегу; тень легко падает в провалы и так же легко выбирается на поверхность.
  • 29. Смыслы множественны. Они могут отчуждаться от породившей их воли, запаковываться, распаковываться и преобразовываться... Учитывая, что на нынешнем этапе вашего развития вы способны воспринимать только привычным образом оформленную информацию, мы начнем с самого простого.
  • 30. В целом активатор - это одна большая интерактивная система, дающая возможность обнаружить связи между фрагментами информации.
  • 31. Когда-то она пыталась понять, что именно в организме работает, выполняя эти задания. Мозги? Да, конечно. Воображение? На полную катушку. Интуиция? Наверное, да... Но это были части большого механизма, причем не главные; когда механизм, разогревшись, начинал работать в полную силу, Сашке казалось, что вся она, Александра Самохина, - всего лишь фрагмент его. Заднее колесо.
  • 32. Понимать связи. Складывать из обломков - картину. Разбирать механизм на детали, собирать из деталей новый механизм, вдруг - случайно - обнаруживать новые возможности и, перепрыгнув на другую орбиту, видеть вокруг бесконечное поле деятельности.
  • 33. Вы на том этапе, Сашенька, когда вам хочется много, много внешней информации, причем не грубой, потоковой, а организованной, тонко структурированной. Вам хочется всего, что видят глаза, по счастью, видят они пока не так много...
  • 34. Ваше профессиональное развитие страшными темпами опережает физиологические возможности. И замедлять процесс искусственно нельзя... Да, Сашенька, вы беда и подарок в одном, как говорится, флаконе.
  • 35. Настойчивость у вас есть, не хватает сдержанности и дисциплины.
  • 36. Желтая книжонка, напечатанная на плохой бумаге, была ключом, соединяющим воедино обломки многих головоломок. Она сшивала - грубо, на живую нитку - нелегкий опыт, полученный Сашкой во время учебы, и ее собственные представления о мире - изрядно пошатнувшиеся за последние годы.
  • 37. Есть вещи, которые невозможно представить, но можно назвать. Получив имя, они изменятся, перельются в другую сущность и перестанут соответствовать имени, и тогда их можно будет назвать снова, уже по-другому, и этот процесс - завораживающий процесс творения - не имеет конца; вот слово, которое называет, и слово, которое означает. Понятие как организм и текст, как вселенная.
  • 38. И Сашка вгрызлась в текст. Привычка концентрировать внимание, привычка к ежедневному напряженному труду делала свое дело. Сашка плыла, рассекая абракадабру, ясно чувствуя, что озарение на подходе. Еще чуть-чуть...
  • 39. Любят не того, кто возбуждает, а того, за кого страшно...
  • 40. Когда ты покупаешь билет на поезд - ты не только читаешь свое будущее, ты его формируешь. На билете указано время отправления... Вагон... Место... Это значит, что в наиболее вероятном будущем ты явишься на вокзал, подойдешь к вагону, номер которого пропечатан в билете...
  • 41. Называя предмет, давая ему имя, мы изменяем его. И одновременно мешаем изменяться. Имя - как рогатина, фиксирующая змею на дороге, - Портнов сделал движение, будто прижимая рогатиной воображаемую гадюку. - Между прочим, обратите внимание: противоречивость какого-либо утверждения почти наверняка означает, что оно верно...
  • 42. Мир, слагающийся из мириадов оттенков, уже соскальзывал с нее, как уносимая ветром шляпа. Этот мир, постоянно находящийся в движении, пронизанный связями, головоломными и неочевидными, и одновременно естественными и гармоничными. Этот мир, который она только что начала исследовать - и уже поразилась его мудрости и красоте. Этот мир, идеально приспособленный для того, чтобы понимать его все глубже - от связи к связи, от листика к корешку, и дальше, и шире, анализируя, синтезируя, задыхаясь от радости...
  • 43. Если вы в самом деле то, чем теперь кажетесь, вам следует очень критически относиться к предложениям. Даже заманчивым.
  • 44. Смысл - проекция воли на область ее приложения.
  • 45. Как если бы миллион прекрасных песен зазвучали одновременно - и образовали бы, сложившись, какофонию. Как если бы миллионы признаний в любви произносились, накладываясь одно на другое, и получился бы гвалт, болтовня, ни одна воля не упала бы проекцией на плоскость приложения и не породила бы смысл...
  • 46. Вы развиваетесь с небывалой скоростью, но рывками, бесконтрольно и неуправляемо. В настоящий момент ваши возможности и уровень вашей ответственности пришли в такое кричащее противоречие, что мы, ваши преподаватели, должны принять решение...
  • 47. Что с вами делать, вы неуправляемы! Вы обезьяна с гранатой!
  • 48. -Я запретил бы тебе бегать по потолку, если бы знал наперед, что ты на это способна! -Я ведь тоже не знала. Просто жила... существовала, располагалась в пространстве, функционировала, действовала, продолжалась, длилась...
  • 49. Она любила учиться; лекции, сколь угодно скучные, и формулировки, сколь угодно запутанные, возвращали ее к действительности... К действительности, какой Сашка ее понимала.
  • 50. Великолепный муравейник смыслов со всеми его уровнями и связями, векторами, производными многих порядков, кольцами, восьмерками, прямыми, уводящими в бесконечность...
  • 51. Может быть, все отцы на земле - проекции одной-единственной сущности. Только способ преобразования разный. Тень балерины - уродец с крохотной головой и толстыми ногами... Представляешь, до какой степени может исказить сущность какой-нибудь изощренный способ проекции?
  • 52. Сашка [Самохина] говорила, с удивлением понимая, что мыслит не словами. Слова - потом, а поначалу - гибкие упругие... образы? Картины? Живые существа?! Необходимость переводить эти мысли-ощущения в привычную словесную форму начинала тяготить ее.
  • 53. Я вот что думаю: если понятия можно изъявлять , то, наверное, их можно являть заново. Создавать то, чего никогда не было раньше, а не просто проецировать идеи. Я проектор, я киноаппарат, бросаю тени на экран... А кто-то делает сущности - из ничего? Как ты думаешь, из ничего - можно ли сотворить что-то стоящее?
  • 54. Я вырвалась из нашего текста и могу посмотреть на него извне. И я вижу - это просто буквы. Каждый человек - слово, просто слово. А другие - знаки препинания.
  • 55. Она была, как воздушный шар, рвущийся вверх... Она вышла от Портнова, переполненная картиной мира - яркой, завораживающей и страшной. И носила ее до вечера, стараясь не расплескать.
  • 56. Счастье - то, что чувствует любой человек, совпавший со своим предназначением.
  • 57. Бывают слова - полова, мусор, и они превращаются в ничто, едва прозвучав. Другие отбрасывают тени, уродливые и жалкие, а иногда прекрасные и могучие, способные спасти погибающего. Но только некоторые из этих слов становятся людьми и тоже говорят слова. И у каждого в мире есть шанс встретить того, кого он сам когда-то произнес вслух...
  • 58. В этом семестре мы вплотную подступим к изучению Речи как многоуровневой системы усилий, изменяющих мир либо удерживающих его от перемен.
  • 59. Понимаешь, Егорка, собственный опыт, он... средство индивидуального пользования. Когда что-то понимаешь, знаешь наверняка, но не можешь объяснить другому человеку, у которого просто нет такого опыта... Очень неприятное чувство.
  • 60. Она научилась проглядывать параграфы, скользить по верхам, не углубляясь в скрежещущий словесный хаос. Это не заменяло вдумчивого изучения, но пользу приносило несомненную.
  • 61. ...она кишела идеями и смыслами, образами, обрывками и целыми впечатлениями. Все было случайно и все было взаимосвязано, казалось, только протяни руку, возьми свежий смысл, осознай, пойми - и все переменится, мир переменится тоже...
  • 62. ...иногда представление об институте можно составить, просто послушав случайную беседу...
  • 63. Институт окружен толстым слоем информационной ваты, за два года Сашка отлично в этом убедилась. Защитное покрытие глубокого быта, осязаемой провинциальной обыкновенности. Случайный свидетель ничего не заметит.
  • 64. Глаголы в сослагательном наклонении очень уязвимы. Эта их неопределенность... Иногда - на пути формирования - такой человек, особенно молодой, может стать тенью другого глагола. Глагола в повелительном наклонении. Повелитель оставляет отпечатки, сослагатель принимает их. Как штамп и сургуч, как форма и воск, как две цепочки ДНК... Таким образом, сослагатель живет и поступает так, как этого хотел бы, сознательно или бессознательно, повелитель.
  • 65. Страх - проекция опасности, истинной или мнимой.
  • 66. Кроме основного вектора - прошлое-будущее - вы должны учитывать общую продолжительность действия, периодичность действия, завершенность или незавершенность действия, отношение начала и конца действия к точке «сейчас»...
  • 67. Два глаза нужны человеку, чтобы точно определять расстояние до предметов. Две точки зрения, образующие угол. Так говорил на занятии Портнов; ваша проекция на ближайшее будущее и ваша проекция на ближайшее прошлое посажены ближе, чем глаза на лице, но они придают устойчивость вашему личному времени. «Был» и «буду» - две опоры, две ноги, при ходьбе вы можете переносить центр тяжести чуть вперед или чуть назад...
  • 68. Язык созидания не знает грамматического времени. В нем существует одно только наклонение - повелительное. Первая производная от созидания использует сослагательное наклонение. Вторая производная - повествование.
  • 69. Имена - кирпичи созидания. Глагол - побуждение строить, воля в чистом виде. Импульс. Концентрированное действие. Глагол может вытащить имя из небытия, а может погрузить обратно одним повелением. Все глаголы, каких я знал, были эгоцентричны, самовлюбленны и нацелены на успех... на созидание любой ценой.
  • 70. Воспоминания - проекция событий, а реальных или нет - в данном случае неважно.
  • 71. Ты уже бабочка, но пытаешься ползти. Вспоминаешь, как была гусеницей...
  • 72. На пути к резной скульптуре дерево проходит неэстетичную стадию обрубка; полработы дуракам не показывают.
  • 73. Ты не просто глагол в повелительном наклонении. Ты Пароль - ключевое слово, открывающее новую информационную структуру. Макроструктуру.
  • 74. Понятия двигались, как идет триумфальное шествие. Как плывет большой корабль.