Французские мыслители
Мишель де Монтень (1533-1592), из Опытов:
- Различными средствами можно достичь одного и того же.
- Изумительное, суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо - человек.
- любовь - неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
- Моя книга в такой же мере создана мной, в какой я сам создан моей книгой.
- Весь мир - это вечные качели... Даже устойчивость - и она не что иное, как ослабленное и замедленное качание. Я не в силах закрепить изображаемый мною предмет. Он бредет наугад и пошатываясь, хмельной от рождения, ибо таким он создан природою.
- Удачный брак, если он вообще существует, отвергает любовь и все ей сопутствующее; он старается возместить ее дружбой. Это - не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязательных взаимных услуг и обязанностей.
Блез Паскаль (1623-1662), Из Мыслей:
- Но так как знания судей и лекарей лишь воображаемы, они волей-неволей принуждены прибегать к суетным украшениям, дабы поразить воображение окружающих, - и вполне достигают цели.
- Стоит нам увидеть правоведа в мантии и шапочке - и мы уже полны веры в его таланты.
- Лучшее в добрых делах - это желание их утаить.
- МЫ никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано, и так суетны, что мечтаем об исчезнувшем, забывая об единственном, которое существует...
- О настоящем мы почти не думаем, а если и думаем, то в надежде, что оно подскажет нам, как разумнее устроить будущее... Настоящее и прошлое лишь средства, единственная цель - будущее.
- Понятия справедливого и несправедливого меняются с изменением географических координат. На три градуса ближе к полюсу - и вся юриспруденция летит вверх тормашками; истина зависит от меридиана; несколько лет владения новой собственностью - и от многовековых установлений не остается камня на камне; право подвластно времени...
- Хороша справедливость, которую ограничивает река! Истина по сю сторону Пиренеев становится заблуждением по ту.
Жан де Лабрюйер (1645-1696), Из Характеров или нравов нынешнего века:
- Мы приходим в восторг от самых посредственных сатирических или разоблачительных сочинений, если получаем их в рукописи, из-под полы и с условием вернуть их таким же способом; настоящий пробный камень - это печатный станок.
- Есть области, в которых посредственность невыносима: поэзия, музыка, живопись, ораторское искусство.
- Скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на картине нужен фон: он придает им силу и рельефность.
- Подобно тому как рыбу надо мерить, не принимая в расчет головы и хвоста, так и женщин надо разглядывать, не обращая внимания на их прическу и башмаки.
- Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно.
- Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись.
- Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он - лишний.
- Мы...видим счастье там, где его нет и в помине; мало на свете таких семей, которые выигрывают от близкого знакомства с ними.
- Долг судей - вершить правосудие, а их ремесло - оттягивать его; многие судьи знают свой долг и продолжают заниматься своим ремеслом.
Люк де Клапье де Вовенарг (1715-1747), из Введения в познание человеческого разума:
- Источников добра и зла для нас всегда два: чувство и размышление. Бывают люди, у которых ощущение бытия сильнее сознания собственного несовершенства; отсюда веселость, кротость, умеренность в желаниях и т.д.
- Бывают другие, у которых сознание своего несовершенства острее, нежели ощущение бытия; отсюда вечное беспокойство, меланхолия и т.д.
- Желание - это тревога, порожденная отсутствием какого-либо блага, меж тем как беспокойство - это беспредметное желание. Робость можно определить как боязнь порицания, стыд - как уверенность, что оно неминуемо.
- Иной раз проще создать новую партию, чем постепенно добиваться главенства в уже созданной.
- Живость ума не слишком красит человека, если ей не сопутствует верность суждений. Не те часы хороши, что ходят быстро, а те, что точно показывают время.
- Торговля - школа обмана.
- Если некое новшество трудно приживается, это означает, что в нем нет необходимости.
- В старости друзей не заводят, поэтому любая потеря - невосполнима.
- В теории нет ничего прекрасней равенства, на деле же нет ничего неосуществимей и фантастичней.
- Ум нужней дипломату, чем министру: высокая должность избавляет иногда от необходимости иметь еще и дарование.
- Предисловие - это обычно та же речь адвоката в суде, где никакое ораторское искусство не властно повлиять на ход дела: если произведение удачно, его оценят и так; если неудачно - его все равно не оправдать.
Никола-Себастьен де Шамфор (1740-1794), из Максим и мыслей, афоризмов и анекдотов:
- Честный человек притворяется лишь по необходимости или чтобы избежать опасности. В этом его отличие от плута - тот опережает события.
- Стихийные бедствия и все превратности, которые претерпел род человеческий, вынудили людей создать общество. Общество умножила несчастья, на которые обрекла их природа. Несовершенство общества породило потребность в государстве, а государство усугубило пороки общества. Вот и вся история человечества.
- Честолюбие воспламеняет низменные души гораздо легче, чем возвышенные: омет соломы или хижина загораются быстрее, чем дворец.
- Известность - удовольствие быть знакомым тем, кто с тобой незнаком.
- Стоит светским людям собраться где-нибудь в толпу, как они уже мнят, что находятся в обществе.
- Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками - там нужна разменная монета, в особенности мелочь.
- Известность - это возмездие за заслуги и наказание за талант. К своему таланту, как бы мал он не был, я отношусь как к доносчику, существующему для того, чтобы лишать меня покоя.
- Мужчины живут в мире с женщинами точно так же, как европейцы с индусами: это вооруженный мир.
- Чтобы связь мужчины с женщиной была по-настоящему увлекательна, их должны соединять наслаждение, воспоминание или желание.
- Одна умная женщина бросила мне как-то фразу, которая, возможно, проливает всет на природу слабого пола: Когда женщина выбирает себе любовника, ей не так важно, нравится ли он ей, каа нравится ли он другим женщинам.
- В женском мозгу, видимо, на одно отделение меньше, а в сердце - на одно чувство больше, чем в мозгу и сердце мужчины. Без этого особого устройства женщины не могли бы растить, выхаживать и холить детей.
- Лучше всего мы знаем, во-первых, то, что поняли чутьем; во-вторых, то, что изведали на собственном опыте, сталкиваясь с разными людьми и явлениями; в-третьих, то, что уразумели не из книг, а благодаря книгам, то есть благодаря размышлениям, на которые они нас наталкивали; в четвертых, то, чему научили нас наши книги и наши учителя.
Антуан де Ривароль (1753-1801), из Избранных высказываний:
- Нам не по душе внезапное явление яркого светила в литературе, и даже самые блистательные репутации нуждаются в предрассветных сумерках.
- Печатный станок - это артиллерия мысли.
- На свете существует две истины, которые следует помнить нераздельно. Первая: источник верховной власти - народ; вторая: он не должен ее осуществлять.
- Память всегда на побегушках у сердца.
- Разум - историк, страсти - актрисы.
- Роль живота у нас так велика, что руки и ноги наши - всего лишь его предприимчивые слуги, а головка, которой мы так гордимся, является не больше, чем его спутником, только ярче освещенным. Она - фонарь на здании, и только.
- Философы больше заслуживают названия анатомов, чем врачей: они вскрывают, но не излечивают.
- Любовь - это мелкая кража, которую удается совершить природному порядку вещей у порядка общественного.
- У природы всего четыре больших декорации - времена года, вечно одни и те же актеры - солнце, луна и прочие светила, зато она меняет зрителей, отправляя их в мир иной. Мы не властны менять зрителей, зато меняем декорацию и пьесу.