Французские мыслители



Мишель де Монтень (1533-1592), из Опытов:

 

  •          Различными средствами можно достичь одного и того же.  
  •          Изумительное, суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо - человек.                                    
  •          любовь - неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
  •          Моя книга в такой же мере создана мной, в какой я сам создан моей книгой.                                                
  •          Весь мир - это вечные качели... Даже устойчивость - и она не что иное, как ослабленное и замедленное качание. Я не в силах закрепить изображаемый мною предмет. Он бредет наугад и пошатываясь, хмельной от рождения, ибо таким он создан природою.                
  •          Удачный брак, если он вообще существует, отвергает любовь и все ей сопутствующее; он старается возместить ее дружбой. Это - не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязательных взаимных услуг и обязанностей.                         

 

Блез Паскаль (1623-1662), Из Мыслей:

 

  •          Но так как знания судей и лекарей лишь воображаемы, они волей-неволей принуждены прибегать к суетным украшениям, дабы поразить воображение окружающих, - и вполне достигают цели.                 
  •          Стоит нам увидеть правоведа в мантии и шапочке - и мы уже полны веры в его таланты.                                           
  •          Лучшее в добрых делах - это желание их утаить.         
  •          МЫ никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано, и так суетны, что мечтаем об исчезнувшем, забывая об единственном, которое существует...
  •          О настоящем мы почти не думаем, а если и думаем, то в надежде, что оно подскажет нам, как разумнее устроить будущее... Настоящее и прошлое лишь средства, единственная цель - будущее.
  •          Понятия справедливого и несправедливого меняются с изменением географических координат. На три градуса ближе к полюсу - и вся юриспруденция летит вверх тормашками; истина зависит от меридиана; несколько лет владения новой собственностью - и от многовековых установлений не остается камня на камне; право подвластно времени...
  •          Хороша справедливость, которую ограничивает река! Истина по сю сторону Пиренеев становится заблуждением по ту.               

 

Жан де Лабрюйер (1645-1696), Из Характеров или нравов нынешнего века:

 

  •          Мы приходим в восторг от самых посредственных сатирических или разоблачительных сочинений, если получаем их в рукописи, из-под полы и с условием вернуть их таким же способом; настоящий пробный камень - это печатный станок.                                   
  •          Есть области, в которых посредственность невыносима: поэзия, музыка, живопись, ораторское искусство.                        
  •          Скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на картине нужен фон: он придает им силу и рельефность.                 
  •          Подобно тому как рыбу надо мерить, не принимая в расчет головы и хвоста, так и женщин надо разглядывать, не обращая внимания на их прическу и башмаки.                                    
  •          Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно.                              
  •          Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись.                                                   
  •          Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он - лишний.                                       
  •          Мы...видим счастье там, где его нет и в помине; мало на свете таких семей, которые выигрывают от близкого знакомства с ними.
  •          Долг судей - вершить правосудие, а их ремесло - оттягивать его; многие судьи знают свой долг и продолжают заниматься своим ремеслом.

 

Люк де Клапье де Вовенарг (1715-1747), из Введения в познание человеческого разума:

 

  •          Источников добра и зла для нас всегда два: чувство и размышление. Бывают люди, у которых ощущение бытия сильнее сознания собственного несовершенства; отсюда веселость, кротость, умеренность в желаниях и т.д.
  •          Бывают другие, у которых сознание своего несовершенства острее, нежели ощущение бытия; отсюда вечное беспокойство, меланхолия и т.д.
  •          Желание - это тревога, порожденная отсутствием какого-либо блага, меж тем как беспокойство - это беспредметное желание. Робость можно определить как боязнь порицания, стыд - как уверенность, что оно неминуемо.                                                   
  •          Иной раз проще создать новую партию, чем постепенно добиваться главенства в уже созданной.                                  
  •          Живость ума не слишком красит человека, если ей не сопутствует верность суждений. Не те часы хороши, что ходят быстро, а те, что точно показывают время.                                      
  •          Торговля - школа обмана.                                     
  •          Если некое новшество трудно приживается, это означает, что в нем нет необходимости.                                               
  •          В старости друзей не заводят, поэтому любая потеря - невосполнима.
  •          В теории нет ничего прекрасней равенства, на деле же нет ничего неосуществимей и фантастичней.                               
  •          Ум нужней дипломату, чем министру: высокая должность избавляет иногда от необходимости иметь еще и дарование.                      
  •          Предисловие - это обычно та же речь адвоката в суде, где никакое ораторское искусство не властно повлиять на ход дела: если произведение удачно, его оценят и так; если неудачно - его все равно не оправдать.                                                

 

Никола-Себастьен де Шамфор (1740-1794), из Максим и мыслей, афоризмов и анекдотов:

 

  •          Честный человек притворяется лишь по необходимости или чтобы избежать опасности. В этом его отличие от плута - тот опережает события. 
  •          Стихийные бедствия и все превратности, которые претерпел род человеческий, вынудили людей создать общество. Общество умножила несчастья, на которые обрекла их природа. Несовершенство общества породило потребность в государстве, а государство усугубило пороки общества. Вот и вся история человечества.                       
  •          Честолюбие воспламеняет низменные души гораздо легче, чем возвышенные: омет соломы или хижина загораются быстрее, чем дворец.          
  •          Известность - удовольствие быть знакомым тем, кто с тобой незнаком.
  •          Стоит светским людям собраться где-нибудь в толпу, как они уже мнят, что находятся в обществе.
  •          Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками - там нужна разменная монета, в особенности мелочь.                                   
  •          Известность - это возмездие за заслуги и наказание за талант. К своему таланту, как бы мал он не был, я отношусь как к доносчику, существующему для того, чтобы лишать меня покоя.                
  •          Мужчины живут в мире с женщинами точно так же, как европейцы с индусами: это вооруженный мир.                                  
  •          Чтобы связь мужчины с женщиной была по-настоящему увлекательна, их должны соединять наслаждение, воспоминание или желание.         
  •          Одна умная женщина бросила мне как-то фразу, которая, возможно, проливает всет на природу слабого пола: Когда женщина выбирает себе любовника, ей не так важно, нравится ли он ей, каа нравится ли он другим женщинам.                                                
  •          В женском мозгу, видимо, на одно отделение меньше, а в сердце - на одно чувство больше, чем в мозгу и сердце мужчины. Без этого особого устройства женщины не могли бы растить, выхаживать и холить детей.
  •          Лучше всего мы знаем, во-первых, то, что поняли чутьем; во-вторых, то, что изведали на собственном опыте, сталкиваясь с разными людьми и явлениями; в-третьих, то, что уразумели не из книг, а благодаря книгам, то есть благодаря размышлениям, на которые они нас наталкивали; в четвертых, то, чему научили нас наши книги и наши учителя.                                                         

 

Антуан де Ривароль (1753-1801), из Избранных высказываний:

 

  •          Нам не по душе внезапное явление яркого светила в литературе, и даже самые блистательные репутации нуждаются в предрассветных сумерках.
  •          Печатный станок - это артиллерия мысли.
  •          На свете существует две истины, которые следует помнить нераздельно. Первая: источник верховной власти - народ; вторая: он не должен ее осуществлять.                                                     
  •          Память всегда на побегушках у сердца.                              
  •          Разум - историк, страсти - актрисы.                               
  •          Роль живота у нас так велика, что руки и ноги наши - всего лишь его предприимчивые слуги, а головка, которой мы так гордимся, является не больше, чем его спутником, только ярче освещенным. Она - фонарь на здании, и только.
  •          Философы больше заслуживают названия анатомов, чем врачей: они вскрывают, но не излечивают.                                      
  •          Любовь - это мелкая кража, которую удается совершить природному порядку вещей у порядка общественного.                            
  •          У природы всего четыре больших декорации - времена года, вечно одни и те же актеры - солнце, луна и прочие светила, зато она меняет зрителей, отправляя их в мир иной. Мы не властны менять зрителей, зато меняем декорацию и пьесу.