Маяковский - из статей
1913:
- крошечных переживаний уходящих от жизни людей
- на сером фоне бессмысленности, как сальные пятна, плавают запутанные иностранные термины
- Город, напоив машины тысячами лошадиных сил, впервые дал возможность удовлетворить материальные потребности мира в какие-нибудь 6-7 часов ежедневного труда, а интенсивность, напряженность современной жизни вызвали громадную необходимость в свободной игре познавательных способностей, каковой является искусство.
- Художник ...должен дать обществу ответ, при каких условиях его труд из индивидуально необходимого становится общественно полезным.
- Искусство актера, по существу динамическое, сковывается мертвым фоном декорации, - это колющее противоречие уничтожает кинематограф, стройно фиксирующий движения настоящего. Театр сам привел себя к гибели и должен передать свое наследие кинематографу.
- Счастливый обладатель здравого смысла имеет громадное преимущество перед другими людьми - быть всегда и всем понятным. Это достигается благодаря двум, едва ли имеющим достоинства, фактам: Ограниченность уровня знания теми же рамками, как и знания ближнего. (Что же при таких условиях можно сказать непонятного?) И способность при усидчиво-нудном занятии своим делом воспринимать усталым и слабым мозгом только самые режущие и случайные черты нового явления.
- Искусство дает высокие образы, кинематограф же, как типографский станок книгу, множит и раскидывает их в самые глухие и отдаленные части мира.
- художники, целые организации, даже идеи, объединяющие различные направления художественной мысли, подняв на секунду температуру интереса, пропадают бесследно, как корь, отходят серо и быстро.
- живопись оказалась профессией без определенных занятий... Зачем мы? Самоопределение - вот основной вопрос сегодняшнего живописца... Объявив диктатуру глаза, мы уже знаем, какое отражение зрительной жизни нужно ему. Дублирование жизни? Зачем?
- Репин, Касаткин, Богданов-Вельский - славные художники для вымирающих богаделен стариков. Живите на проценты прошлого величия. Не хотят.
- Саша Черный: Двухкопеечным мыслям придам сумасшедший размах
- Уважая работу каждого, просто как затрату силовой энергии...
- Скольким писателям сбили дорогу! Некрасов, как вкусные сдобные баранки, нанизывал строчки на нитку гражданских идей, Толстой от "Войны и мира" лаптем замесил пашню, Горький от Марко ушел к программам-минимум и максимум. Всех писателей сделали глашатаями правды, афишами добродетели и справедливости.
- Тургенев ли, всё, кроме роз, бравший руками в перчатках, Толстой ли, зажавши нос, ушедший в народ, - все за слово брались только как за средство перетащить за ограду особняка зрелище новых пейзажей, забавляющую интригу или развлекающую филантропов идею.
- Чехов первый понял, что писатель только выгибает искусную вазу, а влито в нее вино или помои -безразлично. "Запоминайте, - говорил Чехов, - только какое-нибудь поражающее слово, какое-нибудь меткое имя, а "сюжет" сам придет".
- Причина действия поэта на человека не в том, что стих его - чемодан для здравого смысла, а в способности находить каждому циклу идей свое исключительное выражение.
- Сейчас в мир приходит абсолютно новый цикл идей. Выражение ему может дать только слово-выстрел.
1914:
- Я - рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя...