Новодворская Валерия Поэты и цари
Валерия Новодворская, Поэты и цари:
1. Русская литература - это главный предмет нашего экспорта, куда более насущный, чем нефть и газ.
2. Одни филологи будут бродить по кладбищу погибших кораблей.
3. Заговорщик должен быть занудой, а Пушкин занудой не был. Его свобода - не бремя, а праздник. Для личного пользования. Он не мог спасать Россию дольше двух часов в день.
4. Гоголь в Петербурге попадает в созданное Пушкиным мощное силовое поле русской литературы.
5. Нет ничего более противоположного, чем японская лаконичная статика и высокая молчаливая концентрация воли, и русский неконтролируемый треп у Достоевского в сочетании с российской же вечной расхристанностью и неумением даже не решать самостоятельно свои проблемы, но хотя бы не кричать о них на всех перекрестках.
6. Для масс [на Западе] русский брэнд менялся с «икра, водка, матрешка» на «водка, Горбачев, перестройка».
7. Одно общее кредо: надежда на русский «авось», неистребимая вера в чудо, золотую рыбку, скатерть-самобранку, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, Емелину щуку.
8. Русская литература прекрасна, но для жизни не предназначена.
9. «Все ищут ответа, где главный идеал. Пока ответа нету, копите капитал!».
10. Петер Вейс: «Блюдя достоинство и честь, не лез, во что не стоит лезть».
11. Творчество Гончарова - холодный душ. Он видел и понял, что за розовыми идеалами идут свинцовые времена, что идеализм кончится деспотизмом. За розовым и голубым жеманством шло красное палачество.
12. Гончаров просто констатирует: в России служба приводит чиновника к утрате всего человеческого. И чем больше денег, тем меньше души. Чиновник должен стать зомби, функционером.
13. В 1879 году Тургенев стал почетным доктором Оксфорда. Европейская эстетика + русская экзотика.
14. Чтобы насладиться природой, любовью, искусством, чтобы задуматься о благе человечества, надо иметь много досуга, много денег, и очень высокий интеллектуальный и образовательный уровень.
15. У Толстого было патологическое неумение лгать, притворяться, выполнять ритуалы: семейные, военные, идеологические, религиозные, государственные, образовательные.
16. Толстой попал в западню своей проповеди и своей популярности.
17. Высоцкий: «а вы, задние, делай, как я: это значит, не надо за мной. Колея эта только моя, выбирайтесь своей колеей».
18. [О Чехове] Еще одна роль интиллегента: соглядатай, провокатор, изгой, он должен «бичевать нравы» и идти против течения, то есть против жизни, против ее конформизма и самодовольства.
19. Антон Павлович ненавидит чиновников. Они и хапуги, и холопы, и трусы.
20. Вишневые сады были бесполезной роскошью, непрактичной красотой, их время истекло, их разбили на дачные участки, это сулило выгоду.
21. Мысль Тютчева - как лазерный луч.
22. Мережковский... ходил со скальпелем анализа и пугал и шокировал всех.
23. Русских Мережковский определил как «града настоящего не имеющих, но града грядущего взыскующих».
24. Бунин поймет, один из немногих, что бедность лечат только время, эпоха и сами бедняки, а вопросы «кто виноват?» и «с чего начать?» вообще в социальной сфере - табу.
25. Чехов в Степи тоже это отметил: русский человек не любит жить, он любит ныть и жаловаться, для него прошлое всегда лучше настоящего.
26. Строить в России - значит, строить на зыбучем песке.
27. А ставить мир с ног на голову, как предлагал Горький, это значит только приумножать зло.
28. Чехов видел Россию глазами аналитика, социолога, он о ней не мечтал, он ее не пережил, он видел ее холодно и трезво.
29. Для создания мифов нужны гениальные дети, не видящие изнанки и теней. Здесь Цветаева была в самый раз.
30. Блок, 1905г.: всю жизнь жестоко ненавидя и презирая этот свет, пускай грядущего не видя, - дням настоящим молви: нет!
31. В 1918г. Блок напишет «Двенадцать» - дикий коктейль из бандитского шансона, отрывков из большевистских декретов и профанации христианства.
32. Мандельштам - лакомство для интеллектуалов, он не для всех... Мандельштам слишком сложен и слишком зол, он ранит, как осколки стекла, читать его больно и небезопасно.
33. Птицы учатся летать, но не учатся петь. Это дано им от природы.
34. Он не улетел в теплые края, колибри - не перелетная птица, она не знает, что такое зима.
35. Рассказы Горького ярки, тяжелы, бесшабашно-отчаянные, не вышиты, а выбиты на скале, как рисунки неолита.
36. Настоящая фамилия Бальмонта - Баламут.
37. СМОГисты ранних 60-х 20 века. Сила. Мысль. Образ. Глубина. СМОГ.
38. В 1920 году Бальмонт публично заявил, что поэты - не планеты, чтобы вращаться вокруг революционных солнц. Поэты - кометы, они идут мимо планет и солнц, и никто не составляет им маршрута. «Есть люди, присужденные к скитаньям, где б ни был я, я всем чужой, всегда...».
39. Художник в нем [А.Н.Толстом] был сильнее политика, он стоял на пути потоков лавы с мольбертом.
Корыстолюбцев и пошляков, гаеров и мелкие душонки ловят на роскошь: на жратву, на брюлики, надворцы, на бархаты и шелка, на славу, наконец, на место классика, на лесть в газетах и стул в президиумах. Настоящих поэтов ловят вовсе не на это. Рыболовы от власти должны знать рыб и прикормку, должны не перепутать премудрых пескарей, охранных голавлей, сановных шук с карасями-идеалистами и сатириками-ершами. Настоящих поэтов ловят на жертвенность, на идеалы, на страдания, на разруху, на мечту, на нужду и голод, даже на смерть. Так поймали Маяковского.
офицеры из дружины, младшие и старшие командиры нанимались на службу только к успешному князю - умному, рачительному, щедрому. Хорошие ремесленники искали своего рода офшорную зону с низкими налогами, эффективной защитой от врагов (половцы и склочные князья-хулиганы) и обширным рынком (в бедных княжествах кому были бы по карману изделия этих самых ремесленников?). Купцы искали того же. Художники, архитекторы (пока только для храмов) жались к богатым и просвещенным князьям: для искусства нужны деньги, свобода творчества и хороший вкус у князя-мецената.
Этот сквозняк, ветер странствий, свобода передвижения ремесленников, купцов, дружинников-контрактников, свободных крестьян (им тоже нужна была защита от набегов, низкие налоги и рынок) делали Русь эффективной. Да и князья не засиживались при профнепригодности. Новгород вообще приглашал князя «на работу» со стороны как топ-менеджера, ибо это была республика, менее просвещенная, чем Афины или Рим, но более сытая и более свободная. И без рабов, без плебса, без социальной розни поначалу.
Да и другие города Руси (и Киевской, и Владимирской, и Суздальской) могли запросто «уволить» своего князя, и даже без выходного пособия. Если плохо справлялся со своими обязанностями. И нанять другого. Дело в том, что князь владел землей, а не людьми. Он-то был сеньор, но они не были его вассалами! Волюшки на Руси было от пуза. Так что князь не мог позволить себе быть дураком или трусом. И пенсий с пособиями не с кого было спрашивать.
Киевская Русь на краткий исторический миг (XII век) была первой в Европе и по ВВП, и по качеству жизни, и по грамотности, и по уровню развития демократии. Мы были не только житницей Европы, мы были ее МВФ. У нас были деньги (закамское новгородское серебро) и твердая валюта в у.е. тех времен - меха и драгоценные камни. У нас брали взаймы. Дочери Ярослава Мудрого были нарасхват в Европе. Наши войска ходили «напрокат» во Францию, Венгрию, Польшу.