Печерский Б Афоризмы



 

Б.А.Печерский, афоризмы:

  1. Только в музыке логика и парадокс могут сосуществовать в нерасторжимом единстве.
  2. Моцарт доказал, что можно быть великим новатором, ничего не разрушая, а только созидая.
  3. Пианизм Моцарта представляет для исполнителей исключительную трудность своей исключительной легкостью.
  4. Замечательно сказал сам Моцарт о проблеме музыкальных вкусов: «Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравились, что ни один нормальный человек этого не понимает». Звучит весьма актуально!
  5. Для композиторов-романтиков в личном плане все заканчивалось трагично: из-за слишком сильных чувств и переживаний они быстро «сгорали». Фигура Листа стоит особняком. Лист часто переключал себя на другие виды деятельности и увлеченности: исполнительство, педагогика, религия, путешествия и, наконец, просто светская жизнь.
  6. Пауза - чрезвычайно важная нота молчания, а иногда и умолчания. Великие драматические актеры славились умением слушать и держать паузу. В музыке - то же самое. Паузой иногда можно сказать больше, чем любым звукосочетанием.
  7. Великий Глинка - это грандиозный монумент без соответствующего постамента.
  8. Песни Шуберта - это жемчужины со дна неба.
  9. Мюзикл - жанр специфический: чем больше на сцене красивых девушек, тем меньше обращаешь внимание на все остальное.
  10. Сонаты Скрябина - это целый архипелаг радости и огня.
  11. Дебюсси приписывают мысль о том, что «Вагнер - это закат солнца, который многие приняли за свет утренней зари». Красиво, но хочется добавить, что и зори бывают разные, и закат солнца зависит от погоды.
  12. Марш Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» - минутный шедевр, который бросает тень гениальности на всю оперу.
  13. В искусстве точка зрения определяет все. Как-то Диницетти спросили: «Неужели Россини написал «Севильского цирюльника» всего за 20 дней?» Ответ последовал молниеносно: «Вполне возможно, Россини писал медленно».
  14. Рондо Бетховена «Ярость по поводу утерянного гроша» - бесценная пьеса по ничтожному поводу. Часто бывает наоборот. Замечательный пример для еще живых композиторов.
  15. Любая рецензия - это палка о двух концах. Один из них предназначен критику, который всегда знает, как сделать лучше, но никогда не может это показать.
  16. Поп-музыка - это музыка, доведенная популярностью до неприличного состояния.
  17. Некоторые теоретики-музыковеды, анализируя музыкальное произведение, напоминают хирургов-энтузиастов: разрезать во что бы то ни стало, а дальше - как получится.
  18. Роль личности в профессии дирижера трудно переоценить. Техника, жестикуляция и вся прочая внешне-профессиональная атрибутика отступает на второй план, когда за дирижерским пультом выдающийся музыкант. Только тогда срабатывает фактор магии, т.е. гипнотического влияния на оркестрантов, а это - главное в дирижировании.
  19. В процессе создания художественного произведения чувства должны опережать разум, но не безнадежно.
  20. Музы - это не девушки по вызову. Они сами, кого захотят, того и вызовут.
  21. Эксперимент - самый красивый синоним неудачи в искусстве.
  22. Извечные вопросы искусства: что такое талант и что такое гений? Мне кажется, талант - это норма в превосходной степени, а гений - это отклонение от нормы.
  23. Исполнитель - доверенное лицо композитора со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
  24. Концертмейстер должен больше слушать, нежели играть.
  25. Движения пианиста за роялем должны быть предельно целесообразны. Чем больше руки или пальцы отрываются от клавиатуры, тем меньше возможностей у исполнителя управлять процессом звукоизвлечения, то есть предвидеть и влиять на качество звука. Возникает зависимость от множества случайностей: насколько точно, с какой силой упала рука или палец на клавиатуру, какой именно палец «принял на себя удар» и т.д. Таким образом, на первый план, выходят проблемы физиологии, а не художественного смысла.
  26. Фортепианная клавиатура - пример нерасторжимого единства белых и черных.
  27. Слово «фуга» в буквальном переводе с латыни означает «бег». Главное для исполнителя, чтобы это не был «бег на месте».
  28. Педагогика - есть сотрудничество того, кто учит, с тем, кого учит. Если сотрудничество не становится суммой слагаемых, то результат всегда отрицательный.
  29. Учитель должен быть талантливым, хотя бы для того, чтобы распознать талант в ученике.
  30. Цитата - это мысль взаймы. Бесконтрольно одалживать не стоит, так как рано или поздно придется отдавать.
  31. Конспектировать можно двумя способами: либо опуская чужие мысли до своего уровня, либо подымая свои - до чужого.
  32. Получить серьёзные знания - проблема. Найти им достойное применение - удача.
  33. Читая лекции, необходимо соблюдать осторожность. Когда человек говорит долго, он рано или поздно скажет глупость. Лучше объявить перерыв.
  34. Любая реформа бесполезна, если она не начинается с себя, любимого.
  35. Культура начинается и заканчивается ограничениями.
  36. Добиваясь определенной цели, учитель не должен говорить одно и то же на каждом уроке. Необходима форма вариаций.
  37. Когда юного Шостаковича привели к маститому Зилоти, мэтр не нашёл у мальчика достаточных музыкальных способностей.
  38. Десять пальцев пианиста - это уникальный оркестр, где исполнителей не выбирают; их нельзя выгнать, уволить, их можно только воспитывать.
  39. В своей записной книжке Р.Шуман писал: «Пусть цепь правил всегда будет обвита серебряной нитью фантазии».
  40. На пьедестале всегда тесно и неудобно.
  41. Если представить общество в виде пирамиды, то искусство всегда на вершине. Однако при разрушении пирамиды искусство падает с наибольшей высоты.
  42. Анализировать означает сомневаться, хотя и в утвердительной форме.
  43. Гармония - это согласие гласных, согласных и не согласных.
  44. Достижения науки опровергают. Достижения искусства дополняют.
  45. Книга - это собеседник без претензий, общение с которым можно закончить в любую минуту и на любой ноте.
  46. Интеллигентность можно определить по следующей формуле: ум, помноженный на образованность и деленный на уровень бестактности.
  47. Поп-музыка - это то, что воспринимается ногами, руками и всем тем, что между ними находится, не успевая подняться до головы.
  48. Ценность искусства в том, что оно может трогать, затрагивать, дотрагиваться, притрагиваться... и наконец, просто никого не трогать.
  49. Общество, в котором желание отнять и поделить сильнее желания поработать и создать, обречено на постоянные катаклизмы.
  50. Обольщение на интимном уровне чревато браком, на массовом уровне - культом.
  51. Истина не устраняет противоречий. Она порождает лишь новые.
  52. В рейтинге слов на букву «Б», благородство почему-то всегда проигрывает.
  53. Начитанность не прибавляет ума, а добавляет занудливости.
  54. Свободу можно понимать по-разному. Если вас посылают в определенном направлении, а вы имеете возможность выбора, то это ведь тоже проявление свободы.
  55. В России всегда косо смотрели на аристократию. А за последние 100 лет и смотреть стало не на кого.