Дина Рубина, На солнечной стороне улицы:
- Любая судьба к посторонним людям - чем повернута? Конспектом. Оглавлением... В иную заглянешь и отшатнешься испуганно: кому охота лезть голыми руками электрическую проводку этой высоковольтной жизни?
- Восток без дурмана, что скупой без кармана.
- Будто смотрит на людей издалека, в бинокль и по-всякому может увидеть - может крупно, вблизи... А может охватить человека дальней цельной панорамой , так что виден лишь силуэт и различима только походка - внаклон, вот как курица ищет просо в пыли. Но зато человеческая фигура вписана в пространство так, что глаз не разделяет вещества, из которого создано живое и неживое, вернее, все в этом пространстве, сотканном ее взглядом, делается живым, шевелящимся, теплым.
- Такой человек-коммутатор, всех между собой перезнакамливает.
- Все это приводило Катю в особенный восторг - когда в орбиту ее игры поневоле вовлекались посторонние, становясь статистами, подвластными ее замыслу.
- Строили театр оперы и балета имени Навои пленные немцы и японцы. Один из прорабов, посмеиваясь, говорил, что японцы возмущаются качеством строительства и материалов, чуть ли не с ужасом говорят: «это здание не простоит и двухсот лет!».
- Но и гораздо позже, когда стала отдавать себе отчет в истоках ненормального стремления вникнуть, внедриться... да попросту влипнуть в сюжет, - я бывала бессильна остановить самое себя на пути к любой опасной, никчемной, да и просто идиотской ситуации.
- Мать была данностью, как галера, к которой раб прикован до окончания жизни. Как крепостное право, в котором родился и умрешь... Мать была частью мира, основополагающей, краеугольной.
- Города должны жить долго - дольше, чем люди. Они должны меняться постепенно и величаво, строиться основательно и не наспех, улицы и площади называться раз и навсегда, памятники - стоять незыблемо. Это плохо, когда человеческая память переживает память города.
- Мое созревание - то есть настаивание цыплячьего мозга на спирту и специях жизни колониальной столицы, - сопровождалось видениями.
- Дипломы и прочее бряцание славы.
- Никакой особой доброты во мне никогда не было. Было и есть умение ощутить чужую шкуру на плечах, окунуть лицо в чужие обстоятельства, прикинуть на себя чужую шмотку. Но это от неистребимого актерства, боюсь, чисто национального. Способность вообразить, нарисовать самой себе картинку и ею же насладиться.
- С возрастом, если что и интересует меня, так это отношения человека со временем. Человек - и ускользающая, улетающая прочь, дырявая, как клочья тумана, бесформенная субстанция, которую можно высчитать и разбить на мельчайшие доли, а также описать все свои мельчайшие движения в эти мгновения (так создают бесплотную фреску на окаменевшей плоти минут и часов), но невозможно постигнуть и удержать. Убийца, которому нет определения, ибо неуловимость его вошла в поговорку.
- И вот он умер, его уже нет и никогда не будет. Исчезла вероятность того, что снова когда-нибудь он проскользнет в массовке моей жизни. Как же так! - вопиет все внутри меня, - ах, меня обобрали, отняли без моего ведома мое, - значит, мое имущество, моя жизнь - тает? Кто возместит мне убыток?
- Желания, почти все ее желания, в то время были настолько сильны, что смириться с любой потерей, любым недостижением желания было невыносимо.
- Самый действенный способ был - обратиться к нему по-узбекски: тут он точно не выдерживал, душа смягчалась, цена падала.
- За всем этим танцем обольщения покупателя он как бы забывает назвать настоящую цену. А я не тороплю события.
- Уже тогда в ней проявилась эта жестокая особенность - ускользать от неживого.
- Ее постоянно и интенсивно действующее воображение всегда безотказно и развлекает, и отвлекает ее, и ограждает от любых извержений мира.
- Смотрит на все вокруг взглядом отстраненным, пристальным - словно послана в этот мир для определенной, причем единственной цели - стать свидетелем, да не просто - свидетелем, а оценщиком каких-то изначальных нравственных ценностей, оценщиком непредвзятым, взыскательным, беспощадным.
- Империя не то, чтобы качнулась или стала осыпаться, но несколько утратила чувствительность своих щупалец. Они стали разжиматься, пока еще не выпуская колонии, но заметно ослабив хватку.
- Он писал, что художница заворожена карнавалом жизни, что ее тянет к острым и гротесковым темам и ситуациям, что увлекает ее скорее не глубокий психологизм, а именно застывший психологический отпечаток на лице: маска.
- Город держал свою луну на пиках своих колоколен. Чудовищно эротическое лунное поле колыхалось вокруг минаретов, восставших в ожидании предутреннего стона муэдзина. Луна подминала холмы под собой, прокатывала по ним бока. (Иерусалим).
- Зависимость художников от дворцов, похоже, остается все той же, вне связи от смены империй и валют.
- Ты был самым насущным, самым необходимым и поэтому самым незамечаемым - как незамечаем воздух, здоровье, солнце в южной стране. До тех пор, пока не выкачивают воздух, пока не скручивает тебя боль, пока не заходит солнце.
- Когда я уезжаю куда-нибудь в предвкушении приятной поездки или возвращаюсь из удачного путешествия, всем существом стремясь скорее оказаться дома... - как странен миг слияния с местом обитания, - какая жалобная накатывает тоска, как мечется блуждающая во времени и пространстве душа, сопровождая странствующее тело!
- Ее внешность вошла в прекрасную пору абсолютной, исчерпывающей полноты образа, когда лицо выражает покой и свободу от смятений молодости, от стремления непременно успеть и обязательно настигнуть... То золотое сечение возраста, краткий миг благоденствия, когда ты в ладу с временем, собственным телом и собственным лицом.