Сильвестров Дождаться музыки
Валентин Сильвестров, Дождаться музыки
- В искусстве - в музыке ли, в живописи - есть тексты неотменимые, персональные, а есть вещи, которые пишутся в зоне «вообще»: демонстрируют какое-то вообще умение или даже какой-то вообще мир. Под видом текстов они выполняют служебную функцию: сразу произвести впечатление, сразу добиться эффекта, с первого раза победить. В эпоху информационной перенасыщенности эта одноразовость получила очень широкое распространение, потому что композиторы знают, что второго прослушивания их произведения может и не быть. А между тем культура всегда основывалась именно на текстах персональных, неотменимых, т.е. на текстах, к которым ты можешь обращаться вновь и вновь, и чем больше ты к ним возвращаешься, тем больше они утверждаются в качестве некоей самостоятельной сущности.
- А принципиальность, на самом деле, заключается в том, что ты должен оставаться открытым. Если ты открыт, музыка сама тебя поведет. Кто-то из римских пап говорил: Бог не нуждается в нашем лицемерии. То же можно сказать и о музыке. Музыка не нуждается в нашем лицемерии.
- Любой человек, если он что-то делает, проявляет себя в своем деле. Даже если сапоги шьет. Это неизбежно. Но тут важен скачок – творение должно отделиться от создателя и возникнуть как нечто суверенное.
- Для кого-то это китч, а для кого-то подлинные переживания. Все зависит от контекста. …Банальность – это что-то вроде затвердевшей инерции. Но бывает и хорошая инерцяи, например – инерция полета.
- Почему-то считается, что, пребывая в творческом состоянии, человек ничего не видит. А оказалось, наоборот. Именно в этом состоянии все мгновенно открывается. Творчество, действительно, требует сосредоточения, но когда в этом сосредоточении ты оглядываешься вокруг, то больше в мире видишь, чем в нашей обычной унылости. Выходит, что творческое состояние, наоборот, открывает связь с миром. Мне кажется, это состояние есть чуткость к возникновению. А возникнуть все может в любой момент.
- Что такое религия? Это попытка каким-то образом, с помощью определенных приемов освободить человека от всего заезженного, от автоматизма жизни, попытка встревожить человека, чтобы он ожил! И тут не имеет значения, сочиняет ли он что-нибудь, или просто смотрит на мир.
- Просто, находясь в творческом состоянии, ты вдруг поднимаешь голову - и видишь больше, чем обычно! Казалось бы, ты и раньше все имел, но тут в одно мгновенье видишь еще больше. Получается - обостряется мгновение в человеке. Мгновенность! Нам кажется, что все течет непрерывно, на самом же деле жизнь пронизана дискретностью. И творческое состояние - он тоже дискретно. Не постепенный переход к нему, а скачок! Не культ, а какое-то особое отношение к этим мгновениям, чуткость какая-то особая - вот что важно!
- Критика во время прослушивания «забивает» текст, потому что возникает паника.
- Есть тексты, подобные маленьким вечным двигателям. Даже после бесконечного числа прослушиваний они не надоедают. А, наоборот, с каждым разом кажутся все лучше и лучше, потому что ты переходишь от получения информации к наслаждению самим текстом. Ведь человек любит его не за то, что в нем содержится какая-то информация, а за то, что он может в нем жить - как в некоем духовном доме. Или маленьком домике. И ему это доставляет наслаждение. А есть тексты, которые просто несут определенную информацию. Выполнив свою задачу, они исчезают.
10. Немецкие теоретики считают, что в музыке есть внешняя и внутренняя форма. Несовпадение внешней и внутренней формы-этот зазор, он бывает очень болезненным. Бывает, ты музыку знаешь и любишь, а потом смотришь в ноты и возникает этот зазор, когда ты вдруг обнаруживаешь, что все слишком материализовано.
11. Это не значит, что авангардист был лучше, чем человек, который остался в рамках традиции. Он просто рискнул выйти. Но может оказаться, что там, куда он вышел, ничего и нет… Тут важна одна вещь: чтобы он не претендовал на роль системы, которая упраздняет все, что было до него. Авангард занимает свое место, но не может претендовать на универсальность.
12. Возникают какие-то странные вещи, гетто такое, вот эти фестивали. Если это им интересно - на здоровье, но зачем мне это слушать?
13. Когда композитор что-то сочиняет, он, как я уже говорил, исходит из тьмы и движется от полного непонимания к пониманию. В итоге возникает свет, свет - это и есть текст. Теперь приходит исполнитель, у него в руках уже имеется свет, то есть текст. И вот если он будет просто свет исполнять - получится тавтология. Ибо свет этот был добыт автором из тьмы! Тут важен обратный ход, в этом-то и состоит творчество исполнителя. Он, когда изучает текст, этот свет как бы «растапливает». «Растапливает» в своей индивидуальности, помещая его в ту тьму, откуда он и возник. В ту же блаженную тьму. Благодаря этому обратному ходу и устанавливается связь исполнителя с композитором. Выходит, что произведение, подобно гробу Магомета, висит между двумя магнитами. И тогда возникает вот эта редкая, чудесная вещь, когда исполнитель становится не просто исполнителем, а сотворцом. Он осуществляет обратный ход и творит музыку!
14. Когда произведение записываешь, можно, конечно, достичь большей чистоты, но именно живые концерты отличаются таким вот человеческим несовершенством, которое часто бывает лучше совершенства.
15. Лирическое - это ты идешь от тьмы к свету. Ты умнеешь по ходу того, как вещь рождается, а уже потом, когда закончишь, ты уже можешь и сказать, почему так делал, и так далее. Но если я уже в начале рациональный, я не смогу рыпнуться, у меня всюду закрыто пространство. Сюда сунешься - а это уже было, и то было, а это похоже на то, а это на другое. И я должен выйти из этого положения. На то существует определенная техника, а точнее - определенный инстинкт.
16. Пропасть - это значит тут уже нет дороги, рельсы дальше не проложены, но по инерции мы летим дальше, а инерция - это очень важно, потому что если нет вот этих начальных рельс, тогда мы вообще оказываемся в полном хаосе.
17. Музыка Ксенакиса, наверное, действует... Но ее нельзя сидеть и слушать у себя дома. Она должна звучать в каких-то больших залах. Ее нельзя присвоить, она не подчиняется присвоению. Она, видимо, находится в зоне такой же интенсивности, которая свойственна таким явлениям, как горы, море, их тоже нельзя унести и присвоить.
18. Канчели. Он драматург, он связан с театром, но когда его музыку слушаешь в зале (в записи это теряется), то возникает ощущение какой-то особой, специфической тишины. Он пользуется такими вот, вроде бы простыми средствами, громко-тихо, но вот это качество тишины, которого он добивается, оно для меня ценно.
19. В медитацию входит не только сам результат, умиротворение, но и трудный путь вхождения в него. Даже в восточной медитации нужно очистить свое сознание от всех конфликтов, оппозиций, точнее, - чтобы сознание само себя очистило и перестало сопротивляться. Я тогда еще понял, что европейская медитация (такой термин тоже есть) - это, по сути, сонатная форма. Смысл восточной медитации заключается в приведении к единству. А сонатная форма, она ведь именно этим и отличается: две темы, которые потом приводятся к единству в одной тональности.
20. Идея яркая, но все слишком рационально. Когда идею рассказываешь, то самому интересно. А когда слушаешь без идеи, то возникает ощущение, что напрасно музыку с постели поднял.
21. Вообще кризисом является каждая крупная работа, которую кто-либо делает. Если она получается, то после нее остается какая-то «выжженная земля», потому что ей отданы все силы. Это как пар на земле. Земля должна помолчать. Интенсивная деятельность достигает какого-то накала, а потом наступает как бы «перегорание пробок».
22. Кризис - вещь опасная, трудная, но если его пережить и перетерпеть, то он может дать благотворный результат. Кризис нужно как-то вытерпеть. Для этого иногда не хватает собственных сил, но часто помогают друзья, окружение, единомышленники, которые делятся своими бедами. Солидарность в беде иногда поддерживает - как того зайца, которого, оказывается, тоже кто-то боится.
23. Это же известно, что каждое новое сочинение отвлекает внимание от предыдущих, и кажется, что вот тут ты, наконец, прозрел. Кажется, а потом оказывается - нет. Идешь дальше.
24. Не у всех художников есть судьба. Они могут иметь карьеру или даже хороший имидж, хорошо писать музыку для кино - но это не судьба. А судьба - это когда, сказав «А», ты говоришь «Б», то есть когда есть путь и этот путь уже неотменим.
25. Появилось искусство, которое избегало готовых форм и демонстрировало акт творения. Это как бы лава. Лава, которая еще не застыла. Застывшая лава - это уже готовые формы, на этом этапе ценится «сделанность», точность, подгонка. Здесь же, если начинаешь подгонять, то что-то улучшаешь, но что-то теряется, наступает холод. В таких вещах приходится воспринимать не только эстетически, но и каким-то образом терпеть что ли, претерпевать эту форму.
26. Что это очень важно: не бояться банальности. В банальности хоть и есть своя опасность, но боязнь банальности - это новая банальность, еще более страшная. Банальными являются, допустим, чувства, искренность...
27. Одно дело, когда ты моделируешь и пестуешь свою индивидуальность, совсем другое, когда индивидуальность - это то, как ты живешь. Если ты живешь как индивидуальность, то все, что ты делаешь, будет индивидуально. Это совсем другая форма индивидуальности, точнее, личности. Индивидуальность - это когда ты говоришь: «Я индивидуален потому, что не использую таких-то аккордов». Индивидуальность как раз озабочена тем, чтобы аккордов не брать, а личность...
28. Инерционные формы нужно было «ущипнуть» так, чтобы «взвыл» тот же благополучный вальс. Вот это ощущение «неправильности» помогает устаревшим формам ожить. Но когда это утверждается, ты опять начинаешь тосковать по той «правильности» - когда никто не щипал и не бил молотком по голове эти несчастные формы, чтобы они ожили. То есть все решается в контексте.
29. Паузами пронизана вся музыка, в частности, новая музыка, авангардная, послевеберновская. Она пронизана паузами, потому что пауза - это тоже звук. К ней нужно относиться не просто как к прекращению звука, а и в самой паузе искать какую-то возможность. Допустим, был звук, а пауза ответила этому звуку. Это диалог звука и паузы. И если этот диалог складывается, то возникает какое-то другое ощущение паузы, не просто запятая, а какая-то иная вещь. Так что к паузе в новой музыке нужно относиться очень внимательно. Это звучит как парадокс: от новой музыки в истории музыки останется пауза.
30. Пауза вошла в музыку. Это есть и в литературе, и в живописи: белый холст, пустота.
31. Раз ты попал уже в эту систему, то либо она тебя заглатывает, так что ты становишься анонимным, либо ты пытаешься сделать так, чтобы там каким-то образом, хоть на мгновенье, проявилось лицо. И когда оно проявляется, ты говоришь: «Все, это конец». И оно существует. Получается, что тут не сопротивление материала, а наоборот, непротивление.
32. То, что Асафьев называл «интонационным словарем эпохи», может быть, и хорошо, как идея, но если на ней настаивать, то музыка теряет свою специфичность и превращается в такую вот доказуемую вещь: сказал - можно привлечь к суду за то, что ты сказал и так далее, и так далее. Словарь, действительно, есть, но это нужно рассматривать метафорически. Если произведение получилось, даже без намерения автора (скорее всего, без намерения, потому что преднамеренно такие вещи как раз таки и не получаются), - оно каким-то образом превышает уровень своего времени. Но превышает не с позиции гордости, что я там выше или лучше других, а вот именно тем, что получилось.
33. Этоо как раз то, что присуще музыке. Недоказуемость. По сути, в поэзии возникает та же проблема. Каждый поэт говорит на языке, обладает определенным словарем. Но не потому же он является поэтом, что обладает словарем!
34. Не в том тут дело, что «буря мглою небо кроет» - ну и что, что кроет? Или «мороз и солнце, день чудесный» - ну и что, что чудесный, да, чудесный, я и так могу об этом сказать, и без Пушкина, зачем об этом в стихах говорить? Но получается, что поэзия идет поверх этого. Она берет все эти вещи, но у нее есть свои рычаги - вот эти консонансы, буквы и прочее. Тот, кто слушает стихи, может быть, даже этого не осознает. И сам поэт, может быть, не осознает, это инстинкт. Многие стихи Пушкина, допустим, можно пересказать - просто рассказать, о чем он там говорит, и все. Но при этом теряется сама суть поэзии, вот это вот.
35. Ты просто входишь в процесс слушания. И в этом процессе слушания ты отождествляешься с тем, что звучит. Отождествляешься и как бы тянешься за ним. Особенно это видно на примере оперных меломанов. Они же токуют! Когда звучит какая-то ария - бери его голыми руками. Он полностью в ней - можно позавидовать.
36. Любой язык - в каком-то смысле условность (в каком- то смысле!), и музыка идет поверх языка. Если ты входишь в процесс и не думаешь о языке, то ты можешь выражать также немоту. Вот этот простой язык у Хармса и Введенского. Ведь они говорят даже не то, что простым языком, а как будто бы тяп-ляп. А на самом деле оттуда светит какой-то абсурд, какая-то совершенно другая вещь!
37. Одна страна отличается от другой не тем, что в одной, скажем, есть крокодилы, а в другой - медведи. И там, и здесь есть люди, это главное! А крокодилы - вещь, наверное, вторичная для путешественника.
38. Кто-то, кажется Мазель, писал о том, что биологические связи множественны: есть основная связь и есть связи дополнительные. Одна связь - это опасно, она может оборваться. Поэтому в музыке есть еще и дополнительные связи. Допустим, техническая связь (понятийное, логическое) - одна, а есть еще связь семантическая, окутывающая. Если техническая прервется, то мы можем худо-бедно на семантике пролететь.
39. В принципе, было несколько моментов, когда начало было совершенно непонятное - к чему и когда. Просто - как бы плацдарм. На всякий случай высадился на каком-то берегу. На всякий случай высадился, смотрю - получилось. Окопался. Вот, в виде эскиза.
40. Ощущение частного человека в государстве, где было принято делать карьеру и где человек не делал ее не потому, может быть, что презирал это занятие, а потому что все было перекрыто.
41. Сочинительство было в наше время делом не то что трудным, но опасным. Это сейчас - что ни играй, все как об стенку горохом. А тогда следили за тем, что ты что-то не то делаешь.
42. Первой я написал песню «Сквозь волнистые туманы» Пушкина. Сначала она была одна, потом к ней начали присоединяться другие песни. И только по мере того, как они начали «кучковаться», находить себе «сестер», «братьев», стали происходить такие вещи, как с таблицей Менделеева: какая-то клетка пустовала, а потом она ему приснилась, то есть приснилось, что какого-то Н20 не хватает. У меня тоже возникали какие-то пустоты, которые потом заполнялись. То есть сначала это были просто отдельные песни, ни на что не претендующие. Но именно благодаря тому, что они начали объединяться, они стали усиливать друг друга; постепенно сложилась концепция, и уже потом, в 1977 г., выстроилась вся эта композиция. То есть я не сочинял «Тихие песни» намеренно, принципиально, как композиторы сочиняют вокальные циклы. Я просто жил то время и, что называется, прожил их.
43. Я убедился, что фрагмент может быть более сильным и богатым, чем целое, если он несет в себе это целое, потому что тогда вокруг него возникает свобода. Это то, что говорил Тынянов о Тютчеве: фрагменты оды. У Тютчева стихотворение часто начинается как ода, но у Державина это была бы ода на пять страниц, а у него - четыре строчки. Это фрагмент оды, и как фрагмент он свободен от сюжета. Там все сконцентрировано в малом, но малое несет в себе мощный посыл, силу, которая распространяется за пределы стиха.
44. Само стихотворение (я имею в виду стихотворение, в котором есть ритм) - оно уже как бы намекает на музыку: пропорции, чередующиеся строфы. Именно поэтому музыка и поэзия вначале были едины. Но потом они разделились для того, чтоб обрести свободу поодиночке. Хотя и сейчас есть так называемые барды. У них музыка и поэзия пребывают в единстве, но там и поэзия должна быть не совсем «доведена», и музыка должна быть более слабой, тогда получается цельный продукт. Часто говорят, хотя это, может быть, и не совсем правильно, что на менее значительные тексты му- зыку писать легче.
45. В момент своего возникновения тексты (в особенности классические, антологические, т.е. тексты, которые все знают) были живыми, и их читали вслух. Затем стали читать вслух все меньше и меньше, а потом вообще начали читать одними глазами. Если какой-то чтец и берется их исполнять, то слушать его невозможно, потому что их мало кто может прочесть по-настоящему хорошо. И стихотворение усыхает. То есть оно, хотя и живет, но живет как бабочка под стеклом. Да, эта бабочка и под стеклом сохраняет свою красоту, но музыка на мгновение как бы возвращает ей жизнь, словно бы подпитывает ее живой водой, и она освобождается из-под стекла, чтобы немного «полетать» - хотя бы для самого композитора.
46. в каждом стихотворении есть определенная зона выражения, желаемого этим стихотворением. В эпоху его возникновения эта зона была более узкой, но когда прошло 150 лет, она расширилась. Потому что в том же языке, благодаря развитию искусства и гармонии, возникли какие-то новые ходы и лабиринты, которые раньше не были доступны. Так у стихотворения появилась возможность быть актуальным, не выпячивая свою актуальность.
47. Стихотворение должно петь само себя. А Яковенко - я так слышу - все же иногда был персонажем. Потому что он исполнитель театрального плана. Он много пел Мусоргского и даже сцены при этом всякие разыгрывал. Как я его ни «топил», там все же другая «порода» выскакивала. Но иногда он прикасался правильно, возможно, из-за того, что стихотворение было ему более близким.
48. По сути, и живое существо мы можем рассматривать, как под микроскопом: из воды состоит, из металла и т. д. Если так смотреть на эту музыку, то все там вроде понятно, а новизна прячется. А если смотреть иначе, то возникает ощущение, что там есть новизна, которая появляется из понятных вещей. Потому что новизна здесь - в мелодической «схваченности», в том, как стихотворение с мелодией увязалось.
49. А песня - это все же вещь, которая должна получиться сразу. И вот, чтобы она сразу получилась, нужно уподобиться охотнику, то есть просто дождаться этого момента.
50. Петь нужно в состоянии сильного горя, или большой радости, - или выпить! А когда смотришь на академического певца, то мотивировки не чувствуешь, потому, что все губит какая-то подлая, возвышенная манера исполнения, это очевидно. Тут нужен певец, у которого есть голос, но который может его скрыть. Филармонический певец (а не кто-то безголосый!) должен сбить с себя весь этот налет, «пожертвовать» своим голосом - и тогда возникнет тишина. Это тишина бесконечная, тишина стихов. Решиться на это, конечно, нелегко.
51. Шенберг сформулировал одну мысль, ее можно рассматривать как парадокс: «Для того, чтобы сказать то же самое, нужно сказать это иначе». Я этот парадокс переворачиваю: для того, чтобы сказать иначе, нужно сказать то же самое. Тут есть связь с метафоричностью.
52. Мы же не ищем друзей, руководствуясь концепцией. Дружба возникает спонтанно, проявляется какая-то родственность. А потом, когда вещь уже существует как целое, она может нести в себе и концепцию. Тут важно вот что: рождается ли концепция изнутри текста или навязывается ему? Навязывание - это другая форма, в ней больше стратегии и, может быть, больше убедительности. А эта вещь вполне может восприниматься не как концепция, а просто как музыка.
53. Вы говорили об однообразии. Да, но это однообразие воды: если внимательно присмотреться, речная вода очень многообразна. Особенно вода спокойная. Сначала все в ней кажется тебе совершенно одинаковым, но потом ты начинаешь различать там огромное разнообразие, которое прячется за одинаковостью.
54. Есть такая форма - «искусство филармонического вранья»*. Это когда филармоническое исполнительство, вместо подлинности имеет эту зону - зону брехни, но искусственной.
55. Мы выигрываем в яркости впечатлений и ора: «А! Давай!», но потом это все куда-то исчезает. А такие вещи - скромные, они не имеют такого эффекта, но они поселяются в человеке, они звучат внутри его сознания. Выходит, что функции музыки разными бывают. То, что Вы предлагаете, - это провокация. У нее тоже есть своя ценность, потому что она сбивает инерцию, освобождает мозги. А потом - когда мозги уже освобождены - тогда уже вхожу я со своими песнями.
56. Державин, кажется, говорил, что рифма объединяет далекие идеи. То есть за счет того, что что-то рифмуется (если рифмуется удачно), вдруг возникает философия. Какая-то вещь рифмуется, отождествляется и объединяется с тем, что, казалось бы, с ней несовместимо, но она объединяется и объединяется хорошо. А если просто так, без рифмы объединить, то это звучало бы совсем иначе.
57. Если брать музыку как бы в нормальном виде, то она, конечно, не может обходиться без эмоций. Допустим, Бах. Он считается эталоном духовной музыки. Но, если приглядеться, то знаменитая ария альта из «Страстей» - это же «Ямщик, не гони лошадей». Эта мелодия вполне могла быть цыганской, что не помешало арии быть абсолютно высокодуховной. Это очень важно, так что все эти разговоры, что вот эта интонация - цыганская, они от Лукавого. Бах и не думал ни о каких цыганах, а эти интонации у него появились. Потому что они и у цыган, и у Баха связаны с каким-то щемящим состоянием души, но у цыган они имеют одну мотивировку, у Баха - совсем другую.
58. Да. Решение простое, а результат оказался более сложным, чем тот, который получился бы, если бы симфония была насыщена какими-то технически сложными вещами. Когда есть эти технически сложные вещи, может статься так: симфония звучит лихо, колоссально, но композитор теряет нить. Эта сложность не улавливается семантически, ты улавливаешь только, что все что-то там играют. Вместе. Сколько такой музыки, которая организована таким образом! Она хорошо звучит, ярко, но вот только что там звучит? Там нет этой рассады, этого ростка, который постепенно распространяется. Нет вот этого толчка, благодаря которому возникает пространство. Там пространство уже забито.
59. Прелюдия - это форма частная, свободная, импровизационная. Фуга - это уже закон, как бы эссе. Потом у Баха есть просто прелюдии, но это прелюдии перед проповедями. Вместо фуги - проповедь. Прелюдия и проповедь. Значит, прелюдия и фуга - это тоже проповедь, потому что фуга - это какая-то сентенция. Какая-то тема, которая все время что-то говорит, все время повторяет на все лады, что, вот, «будьте, наконец, людьми, сколько же можно? Сколько можно это терпеть»?
60. В развитой музыкальной культуре уже не нужно начинать текст с самого начала. Нужно что-то добавлять, добавлять к тому, что есть. Или сказать, намекая на что-то. Вот в этом и заключается смысл постлюдии.
61. Нужно не навязывать музыку стихотворению, а попытаться выяснить - будучи, конечно, во всеоружии профессионального понимания и внимания - что же это стихотворение хочет от тебя? Именно в данное время. Если услышать это, то возникает именно этот жанр - Lied. А если навязывать стихотворению свое прочтение, то получится другая форма, может быть, тоже ценная, но другая. Она связана не с Lied, а с комментаторством, с более сложными принципами взаимоотношения с текстом, с отражениями разных его перипетий и т.д. Раньше это называлось романсом. У Мясковского даже был такой термин: стихотворение для голоса и фортепиано.
62. Элла Фитцжеральд - она часто как бы напевает, но микрофон берет - и получается хорошо. Видимо, и в консерватории нужно учить певцов работать с микрофоном. Это тоже особая техника. Если у певца голос есть, то он должен его каким-то образом скрыть, но скрыть так, чтоб аура от его голоса шла в этот микрофон.
63. Получается, что то, что я называю «багательностью» в музыке, это оно и есть: возвышенная незначительность. Если ты выйдешь на нее, то ты уже чувствуешь, как собака, что вот это вот - оно. Конечно же, это связано с дзеновской идеей - не смотреть косо на какие-то обычные вещи. Не воспринимать их предубежденно, преодолеть дуализм «высокое-низкое». Но преодолеть дуализм - это не значит, что тебе безразлично, высокое оно или низкое. Именно дуализм преодолеть, чтобы наконец научиться «видеть» или «слышать».
64. Есть и авангардная поэзия, связанная с буквами (тот же самый «дыр бул щир», к примеру) - ее легко можно испортить музыкой. Потому что, если положить ее на музыку, то она превратится в шаманство.
65. У каждого по-своему, но у меня происходит так: если какой-то текст мне уже очень хорошо знаком, то он может внезапно раскрыться. Я вдруг «попадаюсь на этот крючок», и тогда начинается развертывание. То есть это все проблема маний: у каждого свои какие-то мании, как обмануть самого себя. Тот, кто что-то делает в музыке или поэзии, - я давно об этом говорю - он окружен уже сделанным, притом со всех сторон: куда ни рыпнись, везде тебе дают «бекары» и «отказы». «Это уже было, туда не суйся и т.д.». Идти напролом - это авангардная или модернистская тенденция. Это тоже возможно, но требует определенных сил. А есть и такой путь (который тоже, может быть, напролом) - чтобы тебя застало врасплох. Это как в футболе (я знаю, поскольку в детстве, до музыки, я играл по сто часов в футбол): если соперники стоят друг перед другом (и один классный, и другой), то ничего сделать нельзя: ты туда - и он туда. Сбить сразу - тебя оштрафуют. А когда они находятся в движении, и когда их движения не совпадают, то стоит сделать один маленький жест - и противник со всей его техникой с удивлением проскакивает мимо мяча. То есть, пока ты статичен, сила натыкается на силу, а когда ты находишься в смятении каком-то, в движении, вот тогда возможна неожиданность.
Так и тут: ты вдруг «проскакиваешь» за пределы вот этой «сделанности», и тебе уже безразлично, было оно или не было, ты уже находишься в мастерской «деланья». Может быть, это тоже самообман, но этот самообман дает возможность «проскочить» и что-то сделать. Потому что если все время идти по линии самокритики, то и пальцем шевельнуть нельзя.
66. В пушкинском тексте есть одна странная вещь, которая мне очень по душе. Нигде: ни у Державина, ни у Горация - нет последней строфы, вот этой вот: «Веленью божию, о муза, будь послушна». То есть у них стихотворение завершается мыслью, что, пока будет Римская империя, буду существовать и я. А у Пушкина иначе: даже если империи не будет (в чем он оказался прав), то все равно останется Поэзия. И странно, что такое стихотворение заканчивается словом «глупца». Это тоже как бы снижение, какой-то удар, именно частный, он переводит всю эту конструкцию с государством в другую плоскость, и она куда-то слетает перед этой последней частной молитвой.
67. Если мы остановимся и начнем слушать симфонию статично, с какого-то куска, то эти напластования будут восприниматься как помехи хоралу. А если мы будем слушать с самого начала, то, может быть, услышим, что тут все время словно бы наплывают какие-то тени того, что уже звучало. В самом конце фактура, которая там всегда присутствовала, остается одна, остается один аккорд. Стратегия тут такая: есть словесное, вербальное, а есть то, что его окутывает: бормотание, невнятность какая-то, то, что я называю «зоной бормотухи». Здесь все это производно от вербального, то есть в несловесных фрагментах звучат какие-то запятые, восклицания, дыхание, шепот, которые остаются от вербального и входят в целое.
68. Есть сомнительная часто похвала, когда говорят, что по одному звуку можно узнать автора, это еще не говорит о качестве текста, а говорит только об этой «интонационной мозоли».
69. Повторы повторам рознь. Одно дело - воробей живой, похожий на другого такого же. Совсем другое - воробей точно такой же, но чучело. Вот чучело - это и есть самоцитирование. А тут вроде и похож, но вот чуть-чуть другой. Важно, что он опять летает. С одной стороны, в музыке должен присутствовать этот пафос неповторяемости, стремление открывать что-то новое.
70. Поэт обладает гигантским запасом слов, но он же не ставит перед собой цель использовать его полностью. Владея полным словарем, он берет только самое необходимое. Даже у Пушкина, я заметил, у него «берег дальний», «печаль - даль» повторяется. Он мог бы выдумать что-то другое, но вот не пошло.
71. Отдельные элементы могут быть сходными, но чуть-чуть меняется контекст, то есть освещение. Мысль, сформулированная на русском и на украинском языке, с содержательной точки зрения не меняется, но язык придает ей какой-то другой «загар» что ли, другой оттенок.
72. У Валери есть такая мысль, она воспринимается как парадокс: «То, что ни на что не похоже, не существует». Получается, что схожесть - это не только какое-то унылое и плохое качество, а как бы точка отсчета. То есть ее нужно понимать правильно и тому, кто пишет, и тем, кто воспринимает. Нельзя специально стремиться к непохожести.
73. Солистами должны быть все, даже те, кого не слышно и не видно. И тогда возникает ощущение невероятной качественности вот этого цветения. Даже того, что не видно: оно тоже создает, видимо, что-то важное. Так же и в оркестровой технике, особенно в такой вот, педальной. Там то, что, может быть, и не слышно, дает вот этот общий, суммарный оттенок, его качественно, по-человечески сыграть.
74. Бывает сложность кажущаяся, которая в действительности является сущностной, потому что то, что ты ищешь, иначе выразить невозможно, - это не сложность, а как бы адекватность. Когда ты смотришь на такую вещь, то видишь, что она сделана так, как нужно. А бывает сложность другая, когда ты смотришь и не понимаешь, почему вещь так сделана. Это уже социальная функция: сложно, потому что не чувствуется, что же за этой сложностью стоит. Хитрость сознания заключается в том, что мы знаем, что сложное потом становится простым, и тут есть ловушка. Я делаю сложную вещь ради сложности, а не для того, чтобы выразить что-то наиболее адекватным образом, а потом я удивляюсь, что для кого-то это сложно.
75. Ни одного произведения Ксенакиса нельзя хоть скромно показать. Потому что там музыка выходит за пределы, она очень умственная (но, конечно, не только умственная, связанная с философией особой); чувствуется, что это не музыкант сочинял, а музыкант-математик, который это все вычислял. Не то, чтобы эта музыка была чисто умозрительной, там есть энергия, энергетика. Но мне не нужна энергетика оттого, что тебя музыкой лупят по голове: вставь два пальца в розетку или пойди ударь омоновца - получишь такую энергетику, что тебе и не снилась! От музыки должна быть энергетика не вот эта вот, а какая-то семантическая. Оркестр воет и это действительно впечатляет, но потом смотришь - а слушать-то невозможно! Вернее, слушать возможно, но в определенных условиях: гигантский зал, в нем какая-нибудь гигантская же скульптура стоит, метров на тысячу, - тут уместна такая музыка, она обслуживает такую функцию. Но если ты придешь домой и послушаешь ее просто так, даже в наушниках - то тебя перемалывает, ломит... Я отношусь с большим уважением к Ксенакису, но это пример музыки, которая организована разумом.
76. Появилось ощущение очень лихой такой свободы: композиторы обрели возможность манипулировать со звуками, свободно гонять их табунами туда-сюда. Все это как бы складно получалось, но было утрачено вот это, персональность была утрачена. В этом беда музыки Денисова. Организована она замечательно: и стиль есть, и интерес, но вот это вот ослаблено. А ведь вначале - я имею в виду до «Солнца инков» - оно у него еще было. Оно было, но он его преодолел и вышел как бы на свой стиль. И вот Денисов как раз является примером того, что все есть, и красота звука есть - но персональность ослаблена.
77. Джаз из-за того, что он свингует, он все сдвигает, он актуализует те вещи, которых, казалось бы, в музыке нет. Он делает эти «узелки времени», и ты наблюдаешь картину, когда (условно, в шутку) тебя как бы столкнули с лестницы, и ты летишь, но удерживаешься на ногах, да еще и с бокалом вина. Вот это джаз! Получается, что эта музыка не входит в зону письменной.
78. Не мы судим произведение, а само произведение, если оно удалось, судит воспринимающего. Даже при всех его недостатках… Это как с явлениями мира - они судят нас, а не мы их. Попробуй, осуди солнце: оно само нас судит.
79. Гениальность – это еще и невероятно точное видение. Без иллюзий. И вот это видение, оно подрубает у гениальности корни, потому что гениальный человек видит, трагически видит. То есть видит не только возвышенные вещи, но и самое жуткое. И это сильно бьет по нему.
80. Даже в классической музыке медь приберегалась для каких-то особых случаев. Лучше ей один раз вступить, чем если она шпарит, как будто ее кормишь с утра до вечера. У Стравинского, в его последних оркестровых вариациях, медь тоже почти не участвует.
81. То, о чем Вы говорите, - это как бы риторика, успешная риторика. Я же нахожусь скорее в зоне созерцания. А созерцание стремится не расставаться с предметом.
82. Считается, что Бах строгий. Что за ерунда! Когда он играл, выпив кружку пива! Гершкович называл такую манеру исполнения «лютеранская румба»
83. Допустим, «Мчатся тучи» («Бесы»). По сути это как бы цыганская песня. Но там есть остановки, неожиданности. А цыганская она почему? Не потому, что цыгане - это бесовщина, а потому, что это какая-то чуждая, странная стихия в дворянской культуре. Дворяне вплоть до Блока были очень привязаны к цыганскому пению как к выходу за пределы вот этой нормированной жизни. Для них это было и соблазном, и какой-то необходимостью. И для Пушкина, это известно. Тут получается, что он бесов жалеет, они ему надрывают сердце. А это же типичная цыганская песня - ее смысл именно надорвать сердце.
84. В этом смысл песни, этим она отличается от более сложных форм взаимоотношения музыки и текста. Песня сочетает внешнюю простоту и невероятную сложность, потому что нужно точно попасть. В этом есть какая-то удача. Может получиться, а может и нет.
85. Песня - это какая-то встреча, человеческая встреча разных типов сознания. Если песня получилась, то даже тому человеку, который вне контекста, она доставляет какое-то удовольствие. А у того, кто понимает, это удовольствие тоже будет присутствовать, но кроме него будет что-то еще.
86. Неправильное исполнение лишает песню какой-то красоты. Но, тем не менее, она как Золушка: хоть и в грязном дранье, а все равно есть. Ее опять одеть - и будет королева.
87. Аранжировочность имеет ценность, однако относится к вторичным каким-то признакам. Часто именно эти признаки обеспечивают публичную успешность композиции. Но успешность успешностью – похлопали, и разошлись.
88. Нужно играть на фортепиано так, как будто ты идешь по тонкому льду. Это возможно, такие вещи бывали, хотя и редко. Допустим, Горовиц. Он играл такие совершенно учебные репертуарчики... Но играл каким-то воздушным прикосновением - и музыка словно оживала.
89. Клавир - это только путь и как бы вестник текста, который еще не готов. Вестник того, что он уже существует на этом свете, что он уже есть, хотя ему еще нужно пройти свой путь.
90. У Уствольской - не просто методоцентризм, у нее есть особый тип, особая судьба. Это узкий лазер, который действует в узком пространстве. Начальные сигналы, как правило, очень яркие и очень живые. Как вестники некоего мира они меня устраивают. Но когда начинается развертывание, то это часто невозможно слушать, потому что начинается «долбежка». Допустим, три композиции с тубой: начальный сигнал, где флейты и кластеры фортепиано, убеждает. А развертывание - сколько ни слушаю, не держит…. Есть же люди, которые музыку не слушают. Им музыка нужна только для того, чтобы поговорить. Это целый клан культурологов, философов, может быть, и художников, которые, в общем-то, заняты своим делом - им музыка не для слушания нужна, они что-то там ловят...
91. Есть же люди, которые музыку не слушают. Им музыка нужна только для того, чтобы поговорить. Это целый клан культурологов, философов, может быть, и художников, которые, в общем-то, заняты своим делом - им музыка не для слушания нужна, они что-то там ловят...
92. Смирение заключается в том, что, если ты хочешь выразить невыразимое, то ты понимаешь, что это невыразимое выражено и у Баха, или у того же Шопена. Конечно, если играть его как выразимое, так оно становится заасфальтированным.
93. Когда ты находишься в языке, тебе уже «до лампочки», что это банально, низкий стиль и пр. «Низкие» слова, у них есть свое место в иерархии, они тоже находятся в языке. И в нужный момент «низкое» слово может оказаться выше высокого. В определенном контексте.
94. При всем восхищении Цветаевой, ее гениальностью... Она словесно, конечно, мощная, но у нее есть какая-то «вздрюченность», мне это как бы не близко. Это особый тип. Так же, как и Маяковский.
95. Часто возникают такие «тусовки», плеяды, которые пытаются заявить о себе. Но сделать это можно по-разному. Можно заявить футуристически. Ты войдешь тогда в энциклопедию - ну и все! А потом же надо... Получается, что не все эти вещи достигают своей цели. Одного желания мало. Одно дело, когда ты сознательно идешь на провокацию. Совсем другое - когда ты делаешь что-то, не думая ни о чем таком, с чистым сердцем, а это воспринимают как провокацию. К твоему недоумению. Вот эта ситуация мне кажется более подлинной.
96. Для концертного исполнения она не очень годится. Потому что ты можешь не успеть... Две-три минуты. Такая сложность. А уже нужно аплодировать и следующую фугу слушать. А когда ты сам играешь, ты можешь вернуться, сыграть еще раз. То есть музыка Баха (в частности, музыка для клавира) была предназначена для любителей музыки, которые сами себе ее играют. А потом уже началась культура концертов.
97. Неотменимыми являются вещи, которые выдерживают многократное прослушивание. Чем больше ты их слушаешь, тем меньше думаешь, что я это уже слушал, сколько можно? Ты уже живешь, этот текст уже живет. Знаменитые шедевры музыки - это вечные двигатели. Их исполняют бесконечное количество раз, бесконечное количество людей их слушает. Казалось бы, это инерция и в ней может быть какой-то недостаток. То, что называется «сотворением кумира».
98. «Багатель» в переводе с французского - это пустяк. Известны багатели Бетховена, два цикла. Даже у Веберна есть «Багатели» - это одно из самых замечательных его произведений. Шенберг считал «Багатели» шедевром мировой музыки, потому что здесь в сжатом виде сказано больше, чем во многих симфониях. Я понял, что багатели - это музыкальные мгновения. Они похожи на стихи, которые появились как бы случайно. ... Многие пушкинские стихотворения (это видно) тоже сочинялись без всякого намерения. Это, конечно, связано с небольшими формами, которые аккумулируют в себе мгновение. Большая форма требует большего времени и обработки. Тем не менее, и большая форма начинается, видимо, с мгновения. Ей трудно было бы стать полноценным произведением, если бы в ней не затонул вот этот мгновенный прорыв от ничто к что. Это как раз то, что демонстрируют багатели или лирические стихотворения, подобные, к примеру, тютчевским. То же можно сказать и о шубертовских песнях или его непритязательных, на первый взгляд, фортепианных экспромтах, музыкальных моментах. Там даже слово взято: музыкальный момент.
99. Если сейчас, допустим, лампочка взорвется, это тоже будет момент. То есть момент - это когда что-то внезапно случилось, но ничего не образовалось.
- Возникает такой странный парадокс: бессмертная музыка - это именно та музыка, которую можно погубить. Потому что, если музыку нельзя погубить, то она изначально мертвая. Я не говорю, что мертвая - это плохо. Я просто говорю, что это другой вид, «звуковое искусство». То есть искусство, связанное не с музыкой, а с различными типами игры со звуком.
- Манипуляции тоже могут иметь свою поэтику. Точно так же, как и абстрактное искусство, состоящее, к примеру, из ромбов или квадратов, - у кого-то оно тоже может носить лирический характер. Там есть такая возможность. Другое дело, что этими возможностями редко пользуются
- Средневековье иконописец перед тем, как писать икону, должен был поститься. Для того чтобы обрести какое-то спокойствие духа, чтобы потом эти каноны у него не были мертвые, чтобы они ожили. И вот на этих багателях я не то, что постился, но как бы «разоружился», то есть освободился от «композиторства». Самое главное здесь заключалось в термине, который, может быть, больше всего напоминает заповедь врачам: не навреди. Если приходит какой- то импульс, то важно сберечь это и не навредить. Потому что навредить можно не только неумением, но и мастерством. Мастерски украсил - и, по сути, навредил.
- Не навредить - это дать этому ростку в тебе, в твоем слухе прорасти, чтобы возникла самоорганизация. Конечно, ты можешь этому росту как-то помогать, каким-то естественным образом, но главное тут - не мешать. И не опережать. Не вырывать «колоски» прежде, чем они выросли. То есть не помогать им особенно усердно.
- В принципе аранжировка - это, по сути, тоже досочинение, но в ней сохраняется какой-то каркас уже существующего произведения. Если его нет или оно написано до половины, то возникает как бы двойное авторство. Два автора пишут один текст.
- Мелодия - это самая стойкая вещь, самая последняя вещь, благодаря которой музыка держит оборону, прежде чем раствориться в анонимности, в «вообще». Мы ее не замечаем до тех пор, пока она не пробьется в неотменимое.
- В Древнем Китае, история живописи которого насчитывала тысячелетия, были мастера, которые рисовали только рыб. Другие - только птиц и изъеденные лепестки. Изобразительность этих художников опиралась на все развитие китайской живописи. Только одному было близко одно, а другому другое. Но это не значит, что другое не существовало. Оно присутствовало, но в каких-то отблесках.
- О Стравинском, допустим, говорили, что он как бы пишет музыку о музыке. Но если бы это было только так, то мы бы его не имели. У него был еще один параметр. Такое странное ощущение интервала. Он сам говорил, что его музыка - это как бы перфокарта, что в ней словно бы пробиты какие-то дырки, из которых сквозит хаос, тютчевский. Хаос в музыке - это молчание. Оно пронизывает даже те опусы Стравинского, которые близки к стилизации: пронизывают этими характерными дырками, заиканиями какими-то.
- Если мгновение начинает прорастать, то оно становится толчком к бытию. Без него бытие как бы спит. А тут вот этот толчок, он начинает расширяться и пока расширяется, возникает вот эта багатель. А это и есть озарение. Ну, на человеческом языке. Вспышка какой-то ясности. Или прозрачности.
- Музыка может обладать какими-то минимальными собственными средствами, чтобы взлететь. Нечего сажать ее в вертолеты. У нее крылья могут быть из бумаги сделаны, но она взлетает. А бывает так: колоссальный аппарат и ручек много, но не летит! Нажимаешь - не летит.
- Интуиция не развивается. Она либо есть, либо ее нет. <Смеется>. Если ты начинаешь копошиться, то что же это за интуиция? Это уже рацио, или мудрость, на худой конец.
- Тот, кто роет землю с помощью специальных инструментов, может ничего не дорыть. А тот, кто с палкой, он подойдет, копнет - а там клад. Нельзя исключать такую возможность. Она редка, как говорил Гоголь, но бывает.
- В бытовой музыке, в джазе, была распространена такая вещь. Какой-то дилетант сочинял мелодию - допустим, знаменитый «Дым» - и теперь весь мир аранжировки играет. Джазмен - он вооружен баллистическими ракетами, гармониями всякими. Но ему все равно нужна эта пожива. А эту поживу мог сочинить человек, который ничем не обладает, только даром вот этим, даром кладоискателя. То есть в джазе произошло как бы разделение функций полноценного композитора. Один аранжирует и имеет полную свободу музыкальных технических возможностей. Другой может добыть вот эти сигналы. Тот, кто аранжирует, мог бы, казалось бы, сам мелодии сочинять, но он все равно берет вот эти вот сигналы как опознавательные знаки. В Моцарте, например, сосуществовали и дилетант, который добывает сигналы, и профессионал, который их обрабатывает. То же самое - в Бахе, в Бетховене, в Шопене, в Чайковском.
- Если мы лишимся своей провинциальности и станем в технологическом смысле наравне с Европой, это, конечно, будет хорошо. Но мы же видим, что в Европе происходит: технологии есть, а «самолеты» не летают. А тут вроде лопата и кирка, но какая-то вещь может взлететь.
- Нужно, видимо, внимательнее относиться к тем, что с лопатами, а не только бить их. Нужно помнить о том, что у них есть что-то ценное: чутье вот это, что они «водоискате- ли»; они чуют воду. Те, что с баллистическими ракетами, они могут даже не знать, что у них под ногами «вода». А тот, что с лопатой, может, и знает. Но только знание этого человека не должно быть гордым. Он должен уважать и другое. В этом проблема отставших культур: не потерять водоискательную потенцию, которая у них сохранилась, может быть, в большей степени, чем у тех, передовых, но не думать с гордостью о том, что вы там зажрались, а мы тут все понимаем.
- Никто не ставит перед собой цели быть понятным или любимым. Ты просто делаешь свое дело, и никто не станет упрекать огурец за то, что он не помидор. И приставать к нему: почему ты вообще не красный, а зеленый?
- Обучение - это тренировка. И все. А потом, натренировавшись, ты должен выходить безоружным. Точнее, ты вооружен, но ты не должен быть весь обляпанным этими «автоматами». Ты должен их отбросить, потому что ты с ними уже наигрался. Отбрось их и выходи один на один. Вот это вот очень важно. Но для того, чтобы выйти один на один, нужно пройти длительный путь. Сразу это не получается.
- Сама авангардная позиция - это позиция гениальности как таковой, выход за пределы данности. Но, когда эта позиция манифестируется, появляется масса безответственных «гениев». Гений - это опасная вещь, а не то, что приносит какие-то дивиденды.
- поэзия все равно остается поэзией. Есть музыка как наука, а есть музыка как действование: тут нужно идти на свой страх и риск и все. А потом уже придут аналитики, которые музыку исследуют, они найдут законы и пр. Но сначала закон должен родиться. Конечно, бываюттакие композиторы, как Шенберг, которые объединяют в себе научное и творческое начало. Или Бах.
- В принципе, любая музыка - это есть комбинация звуков, но не любая комбинация звуков есть музыка. Мы можем подменить музыку тем, что мы на струнных инструментах изображаем какие-то звуковые процессы - это может дать какой-то технический результат, но зачем он нужен? В природе этого и так навалом. Холодильник, когда заработает, он так рычит... Что мне не нужны никакие инструменты.
- Музыка включает звуковое искусство, но она предполагает еще и сопротивление, с ней нельзя сделать все, что хочешь.
- Если ты попробуешь с цветком оперировать, то только лепестки оборвешь. И будет ясно, что ты разрушил. А в звуковом искусстве ты можешь переставить все, что хочешь. Это освобождает человека от чуткости, но тут есть своя компенсация, человек получает свободу задумывать любые структуры, фантазировать. То есть это тоже имеет свой смысл.
- Академизм рождается тогда, когда степень заасфальтированности становится настолько высокой, что уже ничто не пробивается. А до поры до времени тенденции сохранности работают и остаются живыми. То есть академизм - это затвердевшая классика, как бы засахаренное варенье.
- У Седаковой в каком-то интервью было такое выражение: «хроническое неблагополучие». «хроническое неблагополучие» - это когда нет трагедии, а есть зубная боль, вот какое-то такое...
- Это чем-то напоминает сказки Андерсена, которые на самом деле являются не такими уж и простыми. Допустим, «Голый король». Это же сказка очень мудрая. По сути, масса культурных явлений живут благодаря тому, что находятся в зоне доверия, веры, что в этом что-то есть, но потом смотришь: а где оно было? Где-то в истории осталась память, что оно было, а на самом деле не было его.
- Ускорение-замедление: раньше это было связано с психическими процессами. Но ускорение и замедление - это деформация времени, к ним можно относиться как к структуре. Конечно, у этих деформаций времени есть и психический оттенок, но если ограничиваться им одним, то это будут вторичные признаки. Отдаление и приближение звука - они похожи на природное явление, но на самом деле к ним можно относиться и как к структурам.
- Когда слушаешь концерты Моцарта можно подумать, что он сочинял их так, как будто бы кто-то за ним гнался: успел написать только одну руку, другую недописал и на концерте что-то там наиграл. Да не в этом дело! Там часто качество самой мелодии, какой-то идеи музыкальной было настолько свежим, что как бы этого было достаточно, хотя с точки зрения стилистики, стилистической обработки, оно как бы «недоварено»… Когда музыкант играет то, что чуть-чуть недоделано, ему есть куда двигаться. Потому что если все уже сделано, то он становится просто рабом.
- Сколько усилий музыкантов и композиторов «уходит в песок» таким образом! А почему? Не потому, что нет таланта, а потому, что потерян какой-то ориентир. Если, допустим, я плыву и знаю, что берег там, то у меня хоть есть шанс, что я доплыву. То есть я, может быть, и утону, но хотя бы шанс есть. А если я плыву туда, где берега нет, то и шанса никакого нет. Я плыву и даже не думаю, что там есть какой-то берег. Это, очевидно, ты ломишься в открытую дверь, а оказывается - какая новость...