ауреаты ведущих литературных премий, Славникова, Быков, Кабанов, Шишкин, М, Вагриус
О.Славникова:
- Сами по себе, не в телевизоре, а во плоти, сильные мира сего были странно уязвимы... Соединение предельной публичности и предельной секретности приводила к сложной компенсированности их недостоверного состава, какая бывает у врожденных инвалидов... Превосходство новых вельмож над обычными людьми есть преимущество слепых в помещении, где выстрелом разбили лампочку.
- Человек позволяет себе ничего не мочь, ничего не уметь. Эта вдовица - прирожденный паразит. Такие существа издают вибрации, чтобы подманивать доноров. Нет ничего страшней, чем призывная песня паразита.
- Она была гением беспомощности. Эта гениальность делала ее неотразимо соблазнительной. Маленькая женщина - действительно, какими-то вибрациями, струнным пением волоска, державшего ее над бездной - проникала им в подкорку и возбуждала, бередила, ласкала центры удовольствия. То было удовольствие от собственного великодушия.
- Он принадлежал к тому высокопрочному сорту мужчин, которым, чтобы переменить спутницу жизни, надо целиком менять самого себя. Анна Эртель обладала нерушимым внутренним спокойствием и верой в прочность всех окружающих ее обстоятельств и вещей.
- У меня триста с лишним человек терпят! Я обматерю, я же потом и дам украсть. Мне совсем честных тоже не надо, пусть таскают по чуть-чуть, крепче будут должны.
- Благотворительность должна быть на уровне бухгалтерии и в рамках политики. Только так мы можем скрывать, что ничего не можем. И, в общем-то, ничего не хотим.
- Сильные мира сего - по крайней мере, многие из них, - слабы в своей силе перед своими же человеческими чувствами и потому заменяют их безопасными в обращении копиями.
- Мы при государстве, а цель государства одна: существовать самому. Государство выполняет социальные программы, но оно не может протянуть руку помощи конкретному гражданину, потому что это будет рука призрака. Ухватиться за нее нельзя.
- Гений - условность. Опасная условность... Гений - это повод для выдувания большого-пребольшого мыльного пузыря.
- Тебе, как гению, в этой жизни ничего не положено, потому что ты засоряешь будущее.
- Союз невежества и искусства.
- Теперь Капорейкин понимал, что должен разделить общую судьбу и неким неевклидовым способом присоединиться к людям, разбросанным по разным странам света и по разным сторонам человеческого бытия.
- Заведение было совковое, чинное и абсолютно бесполезное. Чтобы получить в «Людмиле» что-нибудь стоящее, следовало стоять по служебную сторону прилавка.
А.Кабаков:
- Дни летят, как монета, пущенная шутником по эскалаторному поручню, и в чем смысл их? Да нету смысла, честное слово. И единственное, чего дождемся мы все без исключения, так это сердечной недостаточности, и привет. Если же кому повезет и в коротком земном промежутке существования свалится на него счастье, то скорее всего, не заметит он этой своей удачи, примет ее за лишние хлопоты, отпихнет двумя руками и пустится дальше вниз, со звоном и все быстрее.
- Поздно, поздно, прожита жизнь, расползлись книги из-под рук, как тараканы из-под кухонной раковины, и новые будут такими же, если будут.
- Кто-то из столпов советской литературы (Катаев или Олеша) написал про слово, которое должно входить во фразу туго и со щелчком, как обойма в пистолетную рукоятку.
- В жизни, даже в текущей, жестокой и неблагоустроенной жизни нашей быстро становящейся, но еще не ставшей на ноги страны, есть много хорошего и благородного. Просто об этом мало говорят и пишут.
- Снег шел с таким видом, будто у него была цель. Возможно, цель заключалась в создании препятствий дорожному движению.
- Никакого утешения от сидения с закрытыми глазами мы не получаем. И даже от лежания, но без сна. Наоборот - лезут в голову всякие гадости, рисуются безрадостные перспективы, пугают неразрешимостью неизбежно грядущие ситуации, исключительно негативные находятся ответы на вечные вопросы бытия... А вот если открыть глаза, да посмотреть вокруг простым, как поется, и нежным взором, то можно увидеть много прекрасного.
- А дом, жильцы которого давно его оставили, выглядел ужасно, как запущенный в районной больнице старик-пациент.
М.Шишкин:
- Перо завязывает черту в форму, образ, придает ей смысл и дух, как бы очеловечивает ее. Попробуйте провести ровную линию! Ну вот, теперь полюбуйтесь на этот дрожащий изогнутый волосок. Смертному не дано провести прямую. Прямая линия есть недостижимый в природе идеал, к которому стремится бесчисленное множество кривых. Так и буквы лепятся вкривь и вкось, тогда как в каждой из них заложена гармония, красота - в соразмерности изгибов, в стремительности наклона, в правильности пропорций. Перо - только регистратор, что безошибочно запечатлевает на бумаге все мечты и страхи, добродетели и пороки, толкающие вас под руку при каждом нажиме. Все происходящее в вашей жизни немедленно оказывается на кончике вашего пера.
- Буквы, которые выводил там, здесь имеют совсем другую плотность. ...Границы, расстояние, воздух делают со словами чудеса...Лишенные там самостоятельного существования слова здесь будто приобретают вид на жительство, из средства становятся субъектом словесного права. Любое русское слово звучит здесь совсем не так и значит совсем не то. Так, наверно, в театре смысл любой сказанной фразы изменится, если поменять декорации.
- Опыт языка, прожитой им жизни делает языки с разным прошлым несообщающимися сосудами. Прошлое, живущее словами, не поддается переводу, то самое русское прошлое, которое никогда не факт, но всегда аргумент в бесконечной махаловке. И каждое слово по отдельности и все вместе - только усугубляют невозможность межъязыкового понимания, горизонтальной коммуникации. Задача языка - после Вавилонской башни - и заключается в непонимании. Искусство русской речи имеет свой закупоренный аромат, присущие только веществу русской литературы ингредиенты.
- Но горизонтальная коммуникация невозможна и внутри одного языка. И говоря по-русски, невозможно понять друг друга... И изящная словесность - лишь одно из проявлений косноязычия. Просто надо найти язык особой косности, на котором можно что-то объяснить. Сказать и быть понятым. Правильность приема зависит от правильности кода. Но все в языке само по себе направлено на то, чтобы запутать код, усложнить понимание, язык изначально строит бесконечные границы, ограничения, вносит несусветную путаницу. Поиск кода понимания приводит к новой косности. Границы сужаются, стены растут стремительно. Пространство понимания сворачивается и приводит к логическому завершению.