Из книги Джоэла Баркера «Парадигмы мышления»



Предисловие доктора Ю.Рубаника (www.cntu.ru):

  • Стремительные изменения обесценивают социальный опыт, распадается связь времен.
  • Виртуальный мир создает условия для комфортного сна наяву.
  • Дело управленцев - управление будущим. А для этого надо уметь прогнозировать, предсказывать последствия своих действий или бездействия.
  • Откладывая решения, мы проигрываем дважды - тратим дополнительные ресурсы на сбор информации и запаздываем с решением.
  • Реальность обнаруживает черты различных сценариев. Сколько их выбрать? Какие факторы учесть?
  • Секрет видения будущего - в выборе правильной перспективы. «Лицом к лицу лица не увидать» или «все - суета сует» - это граничные состояния. Увидеть объект без избыточного количества деталей.
  • Э.Деминг: нет такой вещи, как просто факт. Любой факт приобретает смысл, значение только в определенном контексте.
  • Э.Голдратт: не боги ограничивают нас. Мы сами ограничиваем себя, используя неадекватные представления и модели.
  • Понимание дает свободу, помогает освободиться от комплекса жертвы.

 

1. Три ключевых фактора для успеха любой организации:

  • Совершенство (статистическое управление процессами, постоянное улучшение и т.п.)
  • Инновация (как путь обретения конкурентного преимущества)
  • Предвидение (информация, которая позволит вашим качественным инновационным продуктам или услугам оказаться в нужном месте и в нужное время). Предвидение избавляет от шока будущего.

2. К 1968 году Швейцария уже 60 лет была лидером мирового часового производства. 65% физического мирового объема продаж и 80-90% прибыли. К 1990 году их рыночная доля упала до 10%, доля в прибылях - до менее, чем 20%. Смена парадигмы - механические часы уступали дорогу электронным. С 1979 по 1981 год более 50 тысяч из 62 тысяч швейцарских часовщиков потеряли работу. Японцы в 1968 году имели 1% мирового рынка (хотя по качеству их механические часы не уступали швейцарским), сегодня у них 33% мирового рынка. Забавно, но электронный кварцевый механизм был изобретен в исследовательском институте города Невшталь в Швейцарии. В 1967 году эта работа была представлена на выставке в Швейцарии и дружно отвергнута. Тогда исследовали показали свою работу на Всемирном конгрессе по часовому делу, где ее увидели представители Seiko.

3. Качественное предвидение - это результат продуманных стратегических исследований, включающих в себя:

  • Понимание факторов влияния (что влияет на восприятие в процессе исследования)
  • Дивергентное мышление (мыслительные навыки, позволяющие найти более одного правильного ответа)
  • Конвергентное мышление (мыслительные навыки, позволяющие обобщать данные, вычленяя главное, и выбирать предпочтительные варианты)
  • Составление карт или схем - способность описать путь, который показывает, как попасть из настоящего в будущего
  • Отображение - способность описать словесно, графически или с помощью моделей то, что вы обнаружили в процессе исследования будущего

4. Парадигма - это набор норм и правил (письменных или устных), который выполняет две функции:

  • Устанавливает границы
  • Говорит, как действовать в пределах заданных границ, чтобы добиться успеха
  1. Успех в большинстве случаев измеряется вашей способностью решать проблемы. Любая игра (например, теннис) - это парадигма. Культуры, мировоззрения, организации и предприятия - это настоящие леса парадигм. Смена парадигмы - это переход к новой игре и новому своду правил. Есть создатели, пионеры и последователи новой парадигме.
  2. 5. Первые видеомагнитофоны были изобретены в США фирмой Ampex, они весили сотни фунтов и стоили 250т.д. Затем японцы позаимствовали эту идею и применили приемы и методы, которые сделали применение новой парадигмы экономически выгодным для решения проблем образования и развлечений.
  3. 6. Любая парадигма решает определенный круг проблем и срок ее жизни ограничен.
  4. Рано или поздно в рамках любой парадигмы формируется комплекс важных проблем, которые хочет решить каждый, кто занимается данной областью, но никто не имеет понятия, как это сделать. Любая парадигма в процессе выявления новых проблем наталкивается на проблемы, которые она не сможет решить. И эти неразрешимые проблемы становятся катализатором смены парадигмы.
  5. Четыре типа преобразователей парадигмы:
  •          Молодой новичок, только что закончивший обучение
  •          Человек постарше, который переключается на новое для него дело (они «наивны» и не знают, что невозможно)
  •          Белая ворона
  •          Слесарь-самоучка (электронные таблицы VisiCalc изобрел молодой программист, имеющий смутное представление о бухучете, он хотел приспособить Apple для сложных вычислений и держал под рукой учебник по бухгалтерскому делу).
  1. Управляющий одним из отелей Мариотт говорил группе новичков: «вы - мои глаза и уши. В течение ближайших двух недель вы увидите здесь странные вещи. Вы заметите, что работу, которую мы делаем, можно выполнять куда лучше. Вы будете находить способы решения проблем, которые резко отличаются от подходов, которые применяются сейчас.» Он приглашал новичков приходить к нему в офис и делиться идеями, он выделил время для этого. Успех неискушенных задел и возбудил старых сотрудников.
  2. Новая парадигма ставит под удар всех, кто применяет старую парадигму. Чем выше должность, тем больше риск. Чем комфортнее вас в рамках существующей парадигмы, чем больше вы в нее вложили, тем больше вы потеряете при смене парадигмы.
  3. Создатели парадигм - почти всегда аутсайдеры, они не разбираются в тонкостях доминирующей парадигмы и не делали в нее никаких инвестиций.
  4. Парадигмы действуют как психологические фильтры - вы в буквальном смысле не в состоянии воспринимать данные, которые находятся у вас прямо перед глазами. Мы лучше всего видим (нюхаем) то, что нужно и едва замечаем информацию, которая не укладывается в нашу парадигму.
  5. Сущность пионерского подхода: те, кто меняет свою парадигму одними из первых, делают это по велению сердца, а не разума. Их всегда мало. Им нужна не только интуиция, но и смелость.
    Чтобы получить все преимущества от смены парадигмы, не обязательно создавать новую парадигму. Достаточно стать пионером парадигмы.
  6. Sony начала поставлять плеер Walkman в США в 1979г. Не прошло и 3 месяцев, как аналогичные изделия выпустили Panasonic и Aiwa. Sony в ответ выпустила более компактные плееры. Конкурентам пришлось снижать цены на старые модели и напрягать конструкторов. Sony ответила плеерами с частотной модуляцией. За следующие 10 лет Sony выдала следующие инновации:
  •          Автоматическая смена направления движения ленты при воспроизведении и записи
  •          Подъем частотной характеристики в области нижних/верхних частот
  •          Особые компактные наушники
  •          Влагонепроницаемость
  •          Ударопрочность
  •          Электронная настройка радио
  •          Уменьшение габаритов
  •          Аккумуляторные батареи
  •          Еще одно уменьшение габаритов
  •          Система шумоподавления Dolby
  •          Будильник
  •          ...
  1. Ключевой вопрос: что из того, что невозможно осуществить в вашем бизнесе (сфере деятельности, подразделении, технологии и т.д. - выберите подходящий вариант) могло бы коренным образом изменить состояние дел? И еще - кого за пределами моей сферы могут интересовать мои нерешенные проблемы?
  2. Безграничная приверженность парадигме может вызвать ее паралич.
  3. Лидер - это человек, за которым вы пойдете туда, куда не отправились бы по собственной инициативе.
  4. Менеджер управляет в рамках парадигмы. Лидер ведет от одной парадигмы к другой. Хороший менеджер может оптимизировать систему, развить парадигму.
  5. Варианты: сохранить парадигму, сменить потребителя или сменить парадигму, сохранить потребителя или сменить все.
  6. Уоррен Беннис:

Менеджер

Лидер

Занимается администрированием

Занимается преобразованиями

Интересуется краткосрочными аспектами

Интересуется долгосрочной перспективой

Спрашивает как и когда

Спрашивает что и почему

Следит за прибылью и убытками

Устремляет взгляд к горизонту

Мирится с существующим положением дел

Бросает ему вызов

  1. Среди тенденций 90-х:
  •          Регионализация мировой экономики
  •          Экологизация промышленности
  •          Качество во всем
  •          Позитивное отношение к многообразию
  •          Биржевые игры вместо налогов
  •          Широкое распространение волоконной оптики
  •          Рациональное использование энергетических ресурсов
  •          Самоуправляемые команды
  •          Вода становится драгоценностью
  •          Биотехнология повсюду
  •          Интеллектуальная собственность - ключ к богатству
  1. Среди парадигм 90-х:
  •          Новые источники энергии - солнечная, водородная, ядерная
  •          Налог на время (в штате Колорадо снизили налоги для пожилых в обмен на помощь местным школам)
  •          Бизоньи земли (возврат к природе)
  •          Образование, ориентированное на конечный результат (если ученик не дотягивает до нормы, его далее обучают бесплатно)
  •          Волшебные полимеры
  •          Энергосберегающие технологии
  •          Новые стройматериалы (вплоть до домов из песка и возведения сооружений в толще вод)
  •          Кредитование беднейших слоев (под гарантии группы)
  •          Геометрия фракталов и теория хаоса. В основе фрактала лежит простой образ, фигура, которые при многократном повторении создают чрезвычайно сложный и, как правило, очень красивый образ.
  •          Индивидуализированное производство (для этого нужны высококвалифицированные сотрудники, обеспеченные модемной связью - изначальная подгонка под размеры и вкусы человека. Такой подход был применен в велосипедах Мацушита).
  •          Мастера и покровители. Покровители защищают мастеров от людей, посягающих на их время и ресурсы. Они обеспечивают мастеров ресурсами и оберегают их от обыденных мелочей. Человек не может быть мастером и покровителем одновременно.
  •          Виртуальная реальность.
  1. Не тренды делают наше время бурным. У трендов есть прошлое и они помогают сглаживать неупорядоченные процессы.