Дез Деарлав: Бизнес-путь:Ричард Брэнсон, СПб, «Крылов», 2003:



  1. Основные правила партизанской войны: война на своей территории и преимущество внезапности.
  2. Нет риска - нет и прибыли. Но лучше, если риски берет на себя партнер, а прибыль - ты.
  3. Брэнсон - аномалия, оппортунист в эпоху стратегов. Универсальный брэнд Virgin Group везде. Virgin стоит выше товаров, которые продает.
  4. Надо все время переделывать бизнес так, чтобы он соответствовал своему времени.
  5. Четыре основных способности Virgin:
    • Способность находить подходящие возможности для роста
    • Способность быстро двигаться
    • Готовность ежедневно осуществлять менеджмент-контроль относительно небольших рабочих команд.
    • Способность создавать эффективные совместные предприятия и руководить ими.
  6. И еще важнейшая способность - побуждать людей к действию. Плюс - постоянное стремление Брэнсона взглянуть на свой бизнес с точки зрения потребителя.
  7. (Планку задают не тебе, а ты. Мало амбиций - мал и результат).
  8. Брэнсон - это неуважение к представителям власти, патологическое чувство юмора и удовольствие быть гвоздем в ботинке «большого бизнеса».
  9. Гуру маркетинга любят говорить о «растягивании брэнда». Это глупости - «качественный продукт с ощущением разумности цен».
  10. Бизнес надо сделать крестовым походом - все облекая в рыцарские одежды.
  11. Деньги - не предмет первой необходимости, это лишь мера оценки достижений.
  12. Уважение к работникам и клиентам - демонтаж существующих иерархий и ликвидация внешних признаков существующих привилегий. 
  13. Если возникнут трудности, я никогда не прогоню своих детей. Просто каждому достанется немного меньше. Так же следует поступать и в фирме.
  14. Часто сектора рынка характеризуются недостатком фантазии и пренебрежением к нуждам потребителей. Печальное состояние дел зачастую принимается потребителями как должное. (Надо встряхнуть рынки, на которые попадаешь).
  15. Харизма, вежливость и обаяние маскируют ту вычислительную машину, которой является его мозг. Под его беспечной болтовней скрывается острый аналитический ум и свирепое желание взять верх над конкурентом. Плюс терпение, редкое для импульсивной натуры.
  16. Жесткость и последовательность под маской обаяния и жизнерадостности. (Он мастерски всегда прятался за чужие спины - ссылаясь на юристов или коллег).
  17. Культура труда - это способ мотивировать и удерживать людей, к тому же им можно платить не так много. (Если у вас репутация блестящего изобретателя или менеджера с пророческим даром - то же самое).
  18. Он обладает даром вдохновлять людей и использовать их по максимуму (они и сами не знали, что на такое способны - это людям нравится больше, чем деньги).
  19. Дети и компании расцветают под действием похвалы. 
  20. Он довольно сильно заикается и не производит впечатление акулы бизнеса.
  21. Когда компания достигает определенной величины, я, вместо того, чтобы позволять ей расти дальше и плодить новые офисы и отделы, вызываю к себе, скажем, заместителя менеджера по маркетингу, заместителя исполнительного директора, заместителя менеджера по продажам и говорю - «теперь вы топ-менеджеры новых компаний». Так Virgin Records была разделена на 5 компаний.
  22. Брэнсон ждет от окружающих его людей, что они будут делать все возможное для достижения поставленных им целей, а не спорить о том, может или не может это быть сделано.
  23. Бизнес должен быть забавой. Окружите себя талантливыми людьми и дайте свободу их творчеству.
  24. Ни у одного потребителя не было проблем из-за того, что он играл на пианино Ямаха, а потом катался на мотоцикле Ямаха.
  25. Репутация компании основана на пяти хитах: деньги, качество, надежность, нововведения и желание развлекаться. Новое изделие - это: качество, новизна, конкурентоспособность, вызов по отношению к существующим альтернативам, должно быть в какой-то степени забавным и должно приносить прибыль.
  26. Хороший брэнд растет сам, эластичность его бесконечна. Любите, лелейте и прославляйте свой брэнд.
  27. Для вкуса необходима щепотка соли (так же для бизнеса нужны юмор и веселье).
  28. На открытие Virgin Cola в США Брэнсон приехал на боевом танке. Танк прошел по шумной нью-йоркской улице и разгромил стену из банок колы. (Все новости были полны сообщений об этом событии).
  29. Он излучает искренность, и это очаровывает.
  30. Одних бизнесменов жестко критикуют за каждый неверный шаг, другие измудряются скрывать свои ошибки и неудачи от взоров публики.
  31. Поймите, чего хотят СМИ, и пусть они это получат. Кто-то тратится на дорогую рекламу, а кто-то дает им ценный продукт - новости.
  32. «Не паси овец, разводи кошек». Собрать кошек в стаю гораздо труднее, но интереснее.
  33. Никакой стиль управления не может компенсировать отсутствия деятельности. Некоторые руководители прячутся за должность, надеясь на иерархическую структуру и власть.
  34. Брэнсон имеет магический кристалл предвидения. Он золотоискатель, промывающий несметное количество бизнес-идей. Он с 2 экспертами рассматривает около 50 предложений в неделю. 
  35. Он - катализатор, который запускает цепную реакцию. Он, как магнит, притягивает талантливых людей, узнает их и оценивает по достоинству.
  36. У него есть способность превращать хаос в порядок.
  37. Брэнсон создал короткую цепочку принятия исключительно быстрых решений.
  38. Он не тратит драгоценное время, пытаясь убедить кучку менеджеров среднего звена в правильности своих идей. Он просто говорит «да» или «нет».
  39. Кажется, что он работает по 35 часов в сутки, рассчитывая, что и штат его будет делать то же самое, часто посягая на время и терпение людей своими невозможными требованиями.
  40. Не бойтесь делать ошибки, это единственный путь учиться. Брэнсон разорил более 100 компаний.
  41. Брэнсон не пользуется компьютером, никаких иерархий управления и схем организации. Назначенные встречи записывает в ежедневник, а пришедшие в голову идеи - на руке. Носит при себе блокнот формата А4, в который записывает идеи, заметки и т.д.
  42. Virgin - исключительно децентрализованная структура. Брэнд контролируется посредством лицензионных соглашений с каждой фирмой. Брэнсон является собственником 50% акций. Если фирма стала настолько большой, что уже невозможно запомнить по именам всех ее сотрудников, пора ее раздробить (обычно это порядка 60 сотрудников). У каждой компании - свое небольшое зданий (в группе более 200 фирм). (Идея автономии - как флотилия подлодок - как ее уничтожишь целиком? - ИА).
  43. Ричард Брэнсон сделал умение слушать политикой своей компании. Он лично использует любой случай (включая полеты на самолетах собственной авиакомпании), чтобы поговорить с клиентами.
  44. Три составляющих успеха Брэнсона: слава, состояние и умение смеяться.
  45. Брэнсон - необыкновенный коктейль из культа личности и деловых инстинктов.
  46. Рассматривай своих клиентов в качестве консультантов - они лучше знают свои потребности и запросы, чем любые эксперты и специалисты.
  47. Будь таким, каким тебя хотят видеть люди - будь хамелеоном.
  48. Мастерство заключается в том, чтобы его скрывать.