Милтон Эрикссон



  1. Умение создать поле отношений.
  2. Разница между знанием живым и мертвым.
  3. «Обучающие истории» М.Эрикссона.
  4. Его умение смотреть на простые вещи и описывать их сложность, его вера в способность людей использовать накопленный опыт, о наличии которого они даже не подозревали.
  5. С незапамятных времен истории и притчи служили способом передачи культурных ценностей, этики и морали. Даже горькую пилюлю легко проглотить, если она покрыта сладкой оболочкой. Своими историями Эрикссон дает новую информацию, вызывает новые чувства и подталкивает к новому опыту.
  6. Одна фраза может поменять чувства. «Знаешь ли ты, что каждая травинка имеет свой собственный оттенок зеленого?».
  7. Аура просветленности. Преображающий транс. 
  8. Эффект «промывания мозгов» может быть временным и постепенно исчезает.
  9. Джек Хейли назвал это «стратегической терапией», при которой сам терапевт является генератором происходящего на сеансах и создает особый подход к каждой конкретной проблеме. 
  10. Сама метафора была для Эрикссона неким смысловым полем, внутри которого он работал, чтобы вызвать нужные изменения.
  11. Эрикссон использовал принцип захвата внимания пациента с помощью удивления, потрясения, сомнения или смятения, щедро сдабривая свои рассказы вопросами, юмором, вставками и каламбурами.
  12. Метафоры дают в руки много крючков, на которые можно повесить проблемы.
  13. Переструктурируя восприятие, можно помочь человеку стать хозяином положения. 
  14. Пациенты сами выбирают в историях то, что относится к ним. 
  15. Научение является одним из лучших видов развлечения. 
  16. Он очень любил цитировать Вилла Роджерса: нам создает проблемы не то, чего мы не знаем, нам создает проблемы то, что оказывается не таким, каким мы его знаем. 
  17. Еще в 15 веке Парацельс сформулировал: кем человек себя представляет, тем он и будет. И он есть то, что он представляет.
  18. Расширяйте ограничения. Играя в гольф, каждую лунку считайте первой.
  19. Нужно практиковать дивергентное мышление - в противовес конвергентному. При конвергентном мышлении и поведение все более стереотипны, темы сводятся к одной. При дивергентном одна идея разветвляется по множеству направлений, как ветви дерева. Пример: назовите все способы, которыми можно перейти из одной комнаты в другую.
  20. Любая проблема затрагивает как прошлое, так и будущее. Если вы искорените прошлое и измените будущее, то на две трети проблема будет решена.
  21. Вы должны увидеть цветную вспышку. Вы должны увидеть многое, чего обычно не видите.
  22. Мы вырастаем с мыслью, что нам нужно заканчивать то, что мы начинаем. Это чушь. Неправда, что мы должны продолжать начатое до тех пор, пока не скончаемся сами. Сковывающее чувство, что мы должны завершить начатое, легко может блокировать спонтанность и творчество.
  23. 90-килограммовая пациентка, которая хотела похудеть до 60, но все время набирала снова - Эрикссон заставил ее дойти до 100кг, а потом начать худеть, изменив стереотип на обратный. Он сделал порог переносимости непереносимым.
  24. В книге Изменения Вацлавик, Вигланд и Фиш пишут: Переструктурировать - значит, изменить концептуальную и/или эмоциональную настроенность или точку зрения, относительно которой ситуация переживается и перенести ее в другую систему отношений, в рамки которой «факты» прежней ситуации вписываются не менее точно, а может быть, даже лучше, и изменить таким образом весь смысл ситуации.
  25. С пациентом надо работать в его системе отношений. Если человек долгие годы выполнял приказы, значит, совет должен быть в форме приказа.
  26. Альфред Адлер как-то сказал: «Психотерапия похожа на плевок в чей-то суп. Человек может продолжать его есть, но он не может им больше наслаждаться».
  27. Говорят, что под небесами нет ничего нового. В действительности же под небесами нет ничего старого. Устаревает лишь наш взгляд.
  28. Дети еще очень мало знают, поэтому у них масса вариантов изменения окружающей действительности. Умы взрослых закрыты. Они думают, что видят все. Но они не видят. У них запрограммированный взгляд на вещи. 
  29. Пациенты должны почувствовать себя инструментом, позволить психотерапевту коснуться своих струн и играть на них. Потрясение и удивление являются очень действенными средствами для ломки косных психологических установок. Они помогают выйти из равновесия и вносят элемент детскости. 
  30. Фактически жизнь представляет собой одну большую манипуляцию - она состоит из нее целиком. Чтобы записать свои мысли, вы манипулируете карандашом. Любое общение предполагает ответную реакцию и поэтому является манипуляцией. 
  31. Неожиданное всегда сбивает мысли с привычного круга и нарушает сложившиеся стереотипы поведения.
  32. Хорошая идея - попросить всех встать и молча приветствовать каждого опоздавшего. С тем, что они получили такую власть над всеми.