Казиник Тайны гениев



 

Михаил Казиник, Тайны гениев.

 

Проблемы и сложности - мощнейший катализатор деятельности таланта.

 

Казиник. Ребенку очень хорошо живется в материнском животе: не нужно самому дышать, самому питаться - еда и воздух поступают как по волшебству. Ребенок, словно космонавт, находится в космическом пространстве и даже поза его напоминает позу космонавта. Наконец наступает момент выхода в жизнь. Ребенок кричит: «Там все чужое». Шок. 

 

В своей издревле присущей нам стадности мы подсознательно воспринимаем гениальность как болезнь и умело излечиваем ребенка. Оставляем его в ряд, тщательно постригаем духовно, подрезая психически. Мы рождаем гениев, а затем переделываем их в посредственность. Гений и ребенок в стадии гениальности, в отличие от взрослого, не коллекционирует мир, но каждый раз воспринимает одно и то же по-новому. Тогда то и рождается то, что Шопенгауэр называет подлинным созерцанием свойственным гению.

 

Антонио Сальери, скрипач, клавесинист, органист, композитор, сочинил 41 оперу, великий реформатор оперы. Среди его учеников Бетховен, Шуберт, Лист. Стиль Сальери - это стиль выдающегося деятеля, руководящего работника, который даже наедине с собой говорит так, как будто выступает перед широкой общественностью. Речь Моцарта - само естество. Сальери - великий музыкальный жрец, первосвященник, посвященный. Моцарт же во всех внешних проявлениях - рядовой музыкант.

 

Мусоргский Чайковского даже попкой и квашней обзывал, а иногда помягче, сахарином или патокой. Сметана, по его мнению, испростоквашил музыку. Бородин был записан на крепостного Порфирия Бородина, а на самом деле это незаконный сын грузинского князя, на самом деле он Александр Лукич Гедиани.

 

Речь об уровне контакта, уровне духовного культурного соответствия. Мальчик обязательно должен быть духовным партнером этой девочки, находиться на уровне ее духовных запросов и приоритетов. Все офицеры царской армии учились играть на рояле. Для боевой подготовки это вряд ли было нужно, а для генофонда - да. А поэтические диспуты в казарме, а знание 3-4х иностранных языков.

 

Попытки определить поэзию: толстовская поэзия - это выламывание языка. Мандельштамовская - орудийность и метаморфозность. Пастернаковская - ты - пригород, а не припев.

Гейне сказал, что первый, кто сравнил женщину с цветком, был великий поэт, а тот, кто сделал это вторым, - великий болван.

 

Система не нуждается в гениях, она запустила механизм подавления гениальности. Формируется то, что можно назвать средним разумным типом - социальная особь, мыслящая стереотипно и полезно. Это грубый механизм подавления личности, есть и более изощренные. На западе, скажем, налогоплательщики недовольны качеством программ третьего канала телевидения.

 

Почему майонез во все месяцы года называется майонез?

 

Курочка Ряба - это великая притча о шансе, о том, что жизнь предоставляет нам возможность иного пути, иного измерения, а мы зашторены, зомбированы, способны жить без чудес, без глубинного зрения и слуха.

 

Великая русская культура и ее потребители - это невероятно тонкий слой культуры, 2-3% россиян потребляют подлинную культуру. Если говорить о культуре в массовом аспекте, то мы на одном из последних мест в мире, причем, чем дальше от Москвы, тем меньше культуры. Западная культура куда более демократична и не центробежна. Формула западного мира: культура - это аспект свободного времени, фактор досуга.

 

Бердяев: «Почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что во мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины.

 

Ницше: Культура - это лишь тонкая яблочная кожура над раскаленным хаосом. В античных гимназиях было всего четыре предмета - музыка, математика, геометрия и риторика. Речь впервые пошла о гармонически развитой личности.

 

Искусство - это вечное стремление выйти за пределы исчислимого пространства, приблизиться к истине. Этим же занимается наука. Но она ограничена необходимостью прибавлять, отнимать, делить и умножать. Поэтому почти всякое научное открытие - лишь очередная ступень на лестнице познания. Искусство же - всегда у цели. Искусство - это не путь от простого к сложному, а единственное в нашем, во всем остальном ограниченном мире, что не подвержено общей логике движения, развития, усложнения.

 

Коммунистическая идея могла существовать только в условиях тотального страха и тотального потребления спиртного (лучше - того и другого вместе).

 

Для мужчины половой акт может носить только характер наслаждения. Для женщины он может оказаться судьбоносным. Женщина по природе своей - сотрудник вселенной. А с кем же сотрудничает мужчина? С системой, ибо мужчина социален. Если самка оленя ждет победителя оленьего турнира для того, чтобы родить оленят именно от победителя, значит, в природе есть программа улучшения оленьего рода.

 

В отличие от других видов музыки классическая музыка не может быть фоном, она требует полного снимания только и только к себе. Она воспринимает вас не как фабричный товар природы, а как богоподобный феномен, как собеседника, как вселенскую личность. Несколько столетий само слушанье подобной музыки было важнейшим признаком принадлежности к элите, к власть имущим.

 

Радио и телевидение уже самим фактом своего существования лишили классическую музыку ее основной функции быть главой общения, а не заполнением звукового вакуума.

 

Душа, как и тело, требует гимнастики, определенных упражнений для развития, умения выходить за рамки каждодневности. Я еще ни разу в жизни не видел пьяного муравья.

 

В области культуры и искусства на планете никогда не бывает спада. Бах писал свою музыку 300 лет назад, но и сегодня она воспринимается актуальной, по современному сложной и глубокой.

 

В традициях старой скандинавской гимназии система погружения в предмет. В течение 2х недель у гимназистов не будет никаких предметов кроме одного. Обычно приглашают преподавать людей не из школы, а ученых, искусствоведов, философов, писателей, композиторов. Это творческое преподавание, с большим участием творческой практики. Те, кого мы называем неформалами, чаще всего самая талантливая часть всякого общества. Общество просто не умеет с ними неформалами общаться. Оно сердится на них и потому вынуждено прибегать к репрессивным мерам. Только культура с ее неформальностью способна наладить контакт с «отщепенцами».

 

После премьеры балета Чайковского «Лебединое озеро» русские газеты упрекнули его в бедности фантазии и отсутствии ярких мелодий.

Французские критики говорили о Клоде Моне, что он просто не умеет рисовать. Опера Кармен провалилась в Париже на премьере и через 3 месяца умер Жорж Бизе.

Когда мы приходим в этот мир с его «мошенниками», слухами, подделками, условностями, на нас обрушивается лавина информации, якобы проверенной и официально признанной. Нам предлагают не сомневаться и принять все за чистую монету.

 

Лейбниц сказал, что музыка - это скрытое арифметическое упражнение души, которая вычисляет сама того не зная.

Человек ощущает всю глубину и подлинность своего существования не когда он ест, спит, гуляет или рассуждает на злобу дня, но лишь на грани возможного небытия. Именно в этот момент жизнь является как высочайшая ценность, как  невероятный дар и благо. Это идея пограничной ситуации. По достоинству оценить ценности, например, свободу, можно только находясь в пограничной ситуации, то есть на границе потери, на грани.

 

Мандельштам назвал Рембрандта мучеником светотени.

Поэт, художник, композитор, писатель создает свой настолько глубокий мир, что часто не способен воспринимать иные миры, другие возможные формы гениальности.

Чайковский не любил музыки Брамса, Мусоргский смеялся над Дебюсси, Толстой считал Шекспира ничтожеством. Один из крупнейших скрипачей мира Леопольд Ауэр не понял посвященного ему скрипичного концерта Чайковского и никогда не играл его. Блок и Белый ненавидели друг друга и дело чуть не дошло до дуэли.

 

Эйнштейн говорил, что Достоевский дал ему больше чем Гаусс. Великий писатель дал ученому больше чем великий математик. Классическая музыка - это интеллектуальное питание мозга, это противоядие против безальтернативности. Человек, обладающий необходимостью высказаться, поделиться сложными проблемами, но лишенный чувства слова, способности выразить свои мысли, становится агрессивным. Это состояние духовного «Альцгеймера».

 

Слово концерт в переводе с итальянского означает соревнование, а по латыни концерт означает согласие.

 

С точки зрения философии фуга - музыкальная аналогия максимально глубокого мышления, охват мысли со всех сторон, проверка мысли на подлинность. Независимо от того верите ли вы в бога или нет, считаю что нужно жить так, будто бы бог есть.

Существует два вида веры в бога. Первый - господи, верую, поэтому дай. Иной вид веры - господи, верую, поэтому возьми. Творческая способность - это возможность многозначного восприятия жизненных сфер, явлений, мыслей, событий и возможность передавать эту многозначность в образах созидания. 

 

Два типа познания: первый - пассивный, попытка ответить на все вопросы. Второй - активный, правильно поставить вопрос. Творческий человек, поставив вопрос, вызывает этим миллионы новых вопросов. Появляющаяся многозначность изменяет картину вещей и явлений и в этом случае творчество - это возможность переставит вопрос в иную плоскость, в иное измерение, где может существовать подобие ответа.