Троцкий, из статей:



статья Блок:

1.    Настороженно-выжидательное безволие в эпоху, когда подготовлялись, а затем разразились величайшие потрясения.

2.    О книжке Чуковского о Блоке: внешняя живость при неспособности привести хоть в какой-нибудь порядок свои мысли, клочкообразность изложения, какая-то куплетистость провинциальной газеты и в то же время тощее педантство, схематизация, построенная на внешних антитезах. Шарлатанство слов, этакая непристойная неопрятность мысли, этакая душевная опустошенность болтологии, дешевая, дрянная, постыдная.

3.    Блок - не наш. Но он рванулся к нам, а рванувшись - надорвался.

 

Статья: Маяковский:

  1. О Мейерхольде - попытка вытащить из будущего то, что может развиваться лишь как его неотторжимая часть и наспех материализовать это частичное предвосхищение на сегодняшних, еще голодных и холодных подмостках, создает впечатление провинциального дилетантизма.
  2. Или у нас так много квалифицированных сил, что мы можем с легким сердцем швыряться ими?
  3. Маяковский умеет поворачивать много раз виденные вещи под таким углом, что они кажутся новыми.
  4. Но в этом большом таланте нет необходимого соответствия между составными элементами, нет равновесия, хотя бы и динамического. Слабее всего Маяковский там, где требуется чувство меры и способность к самокритике.
  5. Маяковский одной ногой стоит на Монблане, другой - на Эльбрусе.
  6. Он всегда стреляет на пределе. Но, как известно артиллеристам, такая стрельба дает наименьше попаданий и тяжелее отзывается на орудии.
  7. Надо говорить тем голосом, который тебе дан от природы, а не другим, более громким, которого у тебя нет.
  8. В произведениях Маяковского больше всего не хватает движения.
  9. Вступает в свои права неподкупная диалектика - избыток стремительной образности приводит к покою.
  10. У Маяковского каждая фраза, каждый оборот, каждый образ хочет быть максимумом, пределом, вершиной. Оттого «вещь в целом» не имеет максимума. Части не хотят подчиняться целому. Каждый хочет быть собой. Каждый развертывает собственную динамику, не считаясь с волей целого. Оттого нет целого и нет его динамики.