Книга Э.Надлера и др. «Мышление полного спектра»:



  1. Проблемы:
  •          Неэффективные принципы, неэффективные подходы, неэффективные люди
  •          Сосредоточение на видимой или не той проблеме или не в тот момент
  •          Принять неполное решение или отказаться от более полного и эффективного
  1. Три принципа решения проблем в традиционном мышлении:
  •          Любую проблему можно разбить на составляющие
  •          Эти элементы можно заменять другими, более подходящими
  •          Разобравшись с элементом, дающим сбой и затем заменив его, можно решить проблему в целом.
  1. Четыре этапа традиционного мышления:
  •          Выявление проблемы
  •          Сбор и анализ данных
  •          Решить, что не так (гипотеза путем логической аргументации)
  •          Замена «плохих» элементов (эксперименты для подтверждения гипотезы)
  1. Семь принципов мышления полного спектра:
  •          Принцип уникальности - любая проблема уникальна (из-за контекста), готовые решения опасны.
  •          Принцип целенаправленности. Постоянно и непрерывно - в чем цель решения данной проблемы, какова цель этой цели - насколько это возможно. Концентрация на целях выявляет уникальность ситуации и несущественные моменты.
  •          Принцип опоры на конечное решение (следующее за принимаемым). Наличие целевого решения координирует краткосрочные цели с более общими.
  •          Принцип системности (проблема должна рассматриваться в рамках, включающих все элементы и их взаимосвязи. Любые решения или система являются частью системы более крупного масштаба, поэтому решение одной проблемы неизбежно ведет к другой.
  •          Принцип ограниченности сбора информации. Изучайте решение, а не проблему. Избыточный объем данных о проблеме не даст отыскать великолепные альтернативы.
  •          Принцип организации работы с людьми. Люди, которых это касается, лучше исследуют цели и конечные решения, чем собирают информацию о том, что «не так» в существующей системе. Те, кто воплощает, должны быть вовлечены в разработку. Кроме того, решение должно включать только элементы, имеющие фундаментальный характер, что создает достаточный запас гибкости для тех, кому придется это решение применять.
  •          Принцип постоянных и своевременных усовершенствований. Только наличие такой программы, служащей «мостиком» в будущее, обеспечивает жизнеспособность решения.

5.    Вся деятельность человечества во всем, что не касается выживания и достижения личного удовлетворения, может быть разбита на категории в соответствии с одной из 5 фундаментальных целей:

  •          Рабочий процесс и руководство (контроль и поддержка функционирования успешно работающих систем)
  •          Планирование и конструирование - создание новых или реконструкция старых, более не отвечающих назначению систем
  •          Исследование -  поиск обобщений для удовлетворения любознательности, касающейся природных явлений
  •          Обучение - приобретение знаний и навыков путем передачи их от одного индивидуума другому или с помощью опыта и повторения (воспроизведения)
  •          Оценка - определение успешности достижения наших целей.
  1. Препятствия традиционного мышления:
  •          Делит проблему на мелкие части (трудно найти универсальное решение)
  •          Избыточный объем анализа - риск паралича процесса поиска решения
  •          Утрата целостного восприятия и утрата взаимосвязей между элементами
  •          Создается обстановка конфронтации в результате потери взаимопонимания между элементами
  •          Завышает воображаемые страхи и риски.
  1. Достоинства мышления полного спектра:
  •          Акцент на синтезе, а не на анализе
  •          Концентрирует внимание на будущих решениях, а не на проблемах прошлого.
  •          Большее пространство выбора решений
  •          Будит творческое начало
  •          Дает всем участниками достойные роли
  •          Использует позитивные методы вовлечения людей в работу
  •          Обеспечивает возможность непрерывных изменений и улучшений.
  1. Мышление полного спектра - быстродействующее и гибкое новое «программное обеспечение разума».
  2. Решение - воплотимость, качество, экономическая эффективность, сокращение рисков, своевременность деятельности.
  3. Информационный хлам, шум, мусор накапливается, его создаем мы сами и другие - для нас.
  4. Устоявшаяся система взглядов и убеждений - это тоже «шум», хлам, который можно сделать непробиваемым, забетонировать (свод правил). (ИА - Девица на вокзале хотела сдать билет, ей сказали, что это в другом здании и она ушла, хотя на кассе было написано «продажа и возврат билетов»).
  5. Большинство людей в течение дня принимают примерно 50 тыс.решений.
  6. Заезжие профессионалы слишком часто обнаруживают нечувствительность к местным условиям и системам.
  7. Внимание к уникальности потребности клиента, снабжение его только полезной информацией, опережение конкурентов за счет предвидения будущих проблем и решений.
  8. Совещание проводится стоя вокруг стола.
  9. Половина браков в Америке заканчивается разводами.
  10. Ценности дают только импульс. Они - стимуляторы, но не результат.
  11. Профессор Лоуренс Грейнер, шесть фатальных ошибок организационных преобразований:
  •          Чрезмерное внимание внешним обстоятельствам (немедленное реагирование из-за давления СД и фондового рынка)
  •          Погоня за изменениями на макроуровне (должно меняться сразу все - стратегии, структуры, системы, технологии, культура)
  •          Ведение преобразований путем формальной рациональной переделки (предполагается, что среднее управленческое звено автоматически преобразится и будет приветствовать новообретенную свободу)
  •          Изменения с помощью харизматического лидера (раз в год - эмоциональный заряд, и опять в болото).
  •          Преобразование под лозунгом «делай, как я говорю» (часто это лицемерие)
  •          Перегрузка органов управления низшего уровня
  1. Психологическая тюрьма для творчества и независимости.
  2. Поиск новых путей использования существующих идей.
  3. Неохота говорить на языке, отличном от собственного.
  4. Очарование технологиями и применение их «не к месту».
  5. Псевдорешение (типа ограничения срока пребывания у власти).
  6. Идеальное решение ищется в пространстве целей.
  7. Майкл Шраге: «рост продуктивности не является процветанием. Это инерция».
  8. Акио Морита, Сони: компания ошибочно приравняла быстроту к успеху, перепутав тем самым средства с целью.
  9. Если целое сводить к частям, то и решения будут частичными.
  10. Парадигма - образец, пример - от греческого «пара» (из, от) и дайма (пример). Парадигма - это линза, настрой ума, рецепт восприятия.
  11. 50 лет назад Джон Кейнис написал: сложность заключается не в новых идеях, а в отходе от старых.
  12. Роберт Уотерман: организации, как и люди, продукты привычки. Со временем эти привычки превращаются в камни, вмерзшие в ледяной ландшафт.
  13. Будущее не может идти по следам прошлого (толкающее и вытягивающее мышление). (На самом деле может - если мы бежим по кругу, повторяет один год 25 раз - ИА).
  14. Избыток информации скорее блокирует действие, а не мотивирует или поддерживает его.
  15. Генри Минцберг: грех предопределенности.
  16. «Смирительная рубашка образования».
  17. Кейсы - это клонирование решений.
  18. Соотношение анализа и действий: 90%:10% в учебе, 10%:90% в работе (учат не тому).
  19. Понимание теории требует конкретного личного контекста.
  20. Анализ связан с обнаружением тончайших различий и погружением в детали.
  21. Конкуренция дает систему отсчета.
  22. Миражи бизнеса.
  23. Вице-президент MCI с оборотом 6 млрд.д - мы стреляем не в тех, кто ошибается, а в тех, кто не рискует.
  24. Бездумность поведения.
  25. Американцам свойственно путать определенность с уверенностью.
  26. Статистика должна быть служанкой, а не хозяйкой.
  27. Компьютер парализует мышление.
  28. Майкл Шраге: ИТ призваны решать лишь незначительную часть организационных проблем. Организации не работают на базе информации. Они работают на базе взаимоотношений - клиентов и поставщиков, коллег и подчиненных.
  29. Для решения различных проблем требуются различные способы мышления.
  30. Базовые подходы к решению проблем:
  •          Ничего не делать
  •          Положиться на удачу
  •          Аффективный подход (интуиция)
  •          Рациональный подход (структурность)

Ведут к решениям различных типов.

  1. Оценка может начинаться с построения идеальной системы (игра в доверие), за чем идет сравнение реальности с идеальной моделью (игра в сомнение).
  2. Теодор Левит: перемены требуют ясного видения будущего, а не оценки прошлого.
  3. Те, кто занят введением перемен, должны быть дипломатами: они должны уметь говорить на успокаивающем языке статус-кво и на негромком языке перемен (напирая на положительную сторону предлагаемых идей).
  4. Дипломатичность - это «способность послать к черту таким образом, будто вы желаете счастливого пути».
  5. До 1970 г. производительность труда в США росла на 2% в год, после 70-х - на 1% в год (исключение 1993 год - 4%).
  6. GM потратила 40 млрд.д. на автоматизацию производственных операций, полагая, что автоматизация сама по себе позволит успешно конкурировать на рынке. Это жест отчаяния. Сначала эффективные пути, потом - их автоматизация.
  7. Еще в античной Греции считалось, что для эффективного решения проблем человек должен следовать за нитью цели.
  8. Западная медицинская наука: «здоровье - это излечение или замена любой больной части. Целое - сумма частей - и ничего более».
  9. Эйнштейн: проблемы нельзя решать с помощью того же типа мышления, которое привело к их появлению.

58. Дизайнеры перемен.

  1. Доминирующая коалиция - те, кто в данной организации уполномочен принимать решения.
  2. Метод возвышается над создателем и тот потом мстит за это методу, выбрасывая его, заменяя.
  3. Ощущая на своем горле хватку культа рассуждений.
  4. Контроль над знаниями, обладание знаниями - соловьиная песня их опыта.
  5. Диагноз нужен тому, что предопределено природой (медик не может создавать и перестраивать человеческое тело, структуры же и системы разрабатываются людьми).
  6. Индикаторы истощенной парадигмы США:
  •          Крайняя озабоченность деньгами как целью
  •          От новаторства - к росту ради роста
  •          Рост коррупции и числа скандалов
  •          Упадок добрососедства, взаимной ответственности и т.д.

65. Дж.Гибсон выделил 7 основных элементов практики Фредерика Тейлора:

  •          Аналитический подход с направлением снизу вверх с классическим разбиением на компоненты или элементы
  •          Отсутствие фазы определения целей в обычном процессе инженерного дизайна
  •          Практика инженерных разработок в вакууме - без учета человеческого фактора.
  •          Иерархический, непрофессиональный стиль инженерных разработок.
  •          Фантазия дизайна, свободного от ценностей.
  •          Традиционная практика отделения мышления от практических действий.
  •          Сильный акцент на индивидуальное вознаграждение за индивидуальные усилия.
66. Творчество включает процесс изменения личного отношения к ситуации.
67. Определение проблемы:
·         Психолог Дэвис: это стимулирующая ситуация, на которую организм не имеет готового отклика
·         Э.Боно: это разница между тем, что есть и чего хочется.
68. Томо Сугияма - три типа проблем: иррациональность, непоследовательность, необоснованные затраты.
69. Уилл Маккуини - четыре альтернативных реальности у людей - сенсорная (физическая реальность), социальная (чувства и восприятия), унитарная (авторитарная), мифологическая (харизматическая).
70. Крис Арджирис: руководители любят «затушевывать» проблемы, вызывающие у них озабоченность.
71. Все классификации проблем, не связанные с целями (например, по методам решения) - имеют серьезные недостатки.
72. Любая проблема и потребность имеют два аспекта - ценностный (убеждения, желания, цели) и сущностный (управление, исследования, конкретные ситуации).