Михаил Эпштейн, О жанре однословия:



  1. Парадокс в том, что чем больше расширяется язык, тем больше он пустеет и тем больше в нем появляется семантического вакуума и лексических вакансий. 
  2. Действительность голодает по языку, язык голодает по действительности, и тем самым между ними поддерживается эротическая напряженность, взаимность желания, которому суждено остаться неутоленным.
  3. Но именно плодовитость языка, бесконечность потенциальных словообразований и позволяет создавать новые значения, а следовательно - и новые явления, которые прежде были неназванными, неосознанными, а значит и несуществующими. Словарь - это как бы книга регистрации плодовитых браков между языком и действительностью.
  4. Можно было бы составить словарь незатребованных слов, слов-потенций, слов-замыслов и подсказок, намеков и внушений, чью весть нам еще только предстоит расслышать.
  5. Товарно-рыночные неологизмы не только называют определенное явление, но и призывают обратить на него внимание: вступить, подписаться, приобрести, купить, воспользоваться и т.д. Это слова - лозунги, кличи, приманки, обещания, приглашения, увещевания.
  6. Слово - самая плотная упаковка смысла, наилучший хранитель той многообразной информации, которая рассыпана в текстах мыслителя.
  7. Язык обслуживает самые разные воззрения, которые только потому и могут спорить и противоречить друг другу, что говорят на общем языке.
  8. Словарь - не столько реестр, сколько модель образования тех слов, которые могли бы существовать в языке.
  9. Подлинно художественный текст всегда умнее автора, и слова в солженицынском словаре сами говорят за себя, кричат о том, о чем автор молчит.
  10. Травматургия. Вопрошайка. Демокрады. Лживопись. Тленинец.
  11. Как говорил А.Я.Таиров, актер - это и материал для художественной работы, и ее инструмент, и само произведение.
  12. Памятник с кукишем или подмаргивающим глазом плохо глядится, потому что мгновенная поза передразнивания или подначивания не годится для вечности.
  13. М. В. Ломоносов: поэтический образ есть сопряжение далековатых идей? Отсюда и мичуринский метод "отдаленной гибридизации" - скрещивание растений из далеко отстоящих друг от друга географических зон.