Интересные фрагменты и мысли из книги Л.Б.Переверзева



  1. Образно-понятийный каркас
  2. Артикуляция видения
  3. Импортирование бизнес-образование, неразборчивое копирование
  4. Острый дефицит каналов коммуникации между производителем и потребителем
  5. Обсуждение идей, сюжетов и проблем, общая композиция
  6. Концепция - мысленное зачатие, эмбрион того, что должно быть сотворено, выращено, совершено, построено.
  7. Минимальная инерционность концептуального материала (в отличие от программ и проектов)
  8. Способность к мгновенному восприятию, анализу и оценке быстро меняющихся проблемных ситуаций с немедленным проектным моделированием путей и средств их разрешения.
  9. Генерация в массах платежеспособного спроса.
  10. Концептуальный дизайнер задает наивные вопросы, выявляя, обнаруживая, изобретая пучки смыслов.
  11. Группа американцев настойчиво пыталась понять, почему в годы сталинских репрессий люди покорно шли в тюрьмы и лагеря, а не нанимали себе хорошего адвоката.
  12. Своевременная замена изнашивающихся человеческих элементов, увеличение их количества.
  13. Бизнес-образование - это интеллектуальное (шире - культурно-деловое) оснащение индивида, позволяющее ему быть активным и компетентным субъектом.
  14. Менеджмент - это управление активностью (в бизнесе - деловой активностью) - а не механизмами, и не деятельностью, и не командование.
  15. Туманные, размытые, плохо очерченные границы новых понятий.
  16. Нужна ревизия «очевидных» представлений.
  17. Присущие услугам (в частности, бизнес-образованию) качества раскрываются не сразу, лишь в процессе потребления.
  18. Неопытные потребители не защищены от любых фальсификаций (можно «втюхивать» обаяние вместо конкретных навыков).
  19. Сертификация - это барьер или фильтр, устанавливающий нижнюю планку качества, верхнюю стимулируют конкурсы и премии.
  20. Потенциальные клиенты бизнес-образования сами не осознают собственных потребностей, нужд и запросов. Иногда они просто крайне растеряны.
  21. Нет прецедентов, ориентиров, критериев, экспертов.
  22. Можно рекламировать будущую полезность продукта (услуги), а можно наглядно-предметно показать спортивное, игровое, эстетическое удовольствие, которое получит человек от обладания ею.
  23. Одно дело - ценовая война, другое - улучшение качества обслуживания и разработка новых продуктов.
  24. Можно находить в старой системе окаменевшие скелеты, а можно - семена будущего.
  25. Блокировка свежих идей и нетривиальных вариантов.
  26. Люди собирают, исследуют, описывают и транслируют знания, умения, формы и способы работы наиболее успешных предпринимателей, лидеров, организаций.
  27. Консалтинговые фирмы обладают уникально широкими возможностями участвующего наблюдения, оперативного анализа и обобщения опыта. Причем учатся они не только без отрыва от производства консалтинговых услуг, но и в процессе самого этого производства.
  28. Обучение людей сродни модернизации машин (?!) - риски при этом берет на себя работодатель.
  29. Алан Кэй в корпорации Ксерокс уже создал лабораторный прототип домашнего компьютера, но корпорация сочла идею бесперспективной и категорически от нее отказалась. Двое молодых радиолюбителей, Джобз и Возняк, загорелись отвергнутой идеей, довели ее в гараже до опытного образца, организовали Apple и стали мультимиллионерами.
  30. Ошибки неизбежны - в любом деле и при любой системе, но можно их замазывать и утаивать, а можно оперативно выявлять и корректировать. Нужно иметь более чувствительный, отзывчивый и гибкий механизм, быстро реагирующий на непрерывно изменяющуюся ситуацию.
  31. Эмброз Бирс: корпорация есть устройство для извлечения индивидуальной прибыли без принятия на себя индивидуальной ответственности.
  32. Закрытые изменения (часы), удерживаемые изменения (тепловой двигатель), открытые изменения (машина с памятью и логикой).
  33. От часового механизма и теплового двигателя компььютер принципиально отличался двумя особенностями: главным было не механическое движение и не переход одного вида энергии в другой, но преобразование информации, а в ее конструкции имелось некое подобие памяти - устройств, удерживающее и накапливающее в себе следы внешних воздействий. В зависимости от характера событий, воздействовавших на нее в прошлом, она могла неожиданно, весьма прихотливо и во многом непредсказуемо изменять траекторию своего поведения. Более того, некоторые из происходящих в ней изменений приводили к состояниям, в известном отношении необратимым и блокирующим ее работу. Чтобы вывести компьютер из таких состояний (наиболее типичные из них - "зависание", "зацикливание" и самовозбуждение) его необходимо "перезапустить", то-есть "насильственно" очистить от ряда "вредных воспоминаний".
  34. Отголоски, отзвуки, отблески событий.
  35. Паттерн есть любое распределение событий в континууме (пространстве/времени), которое можно распознать, как имеющее индивидуальный характер, дать ему имя, сравнить с другим паттерном и различить или отождествить с ним.
  36. Идея «Острова сокровищ» вместо конкретной цели.
  37. Бизнес-карты похожи на синоптические с вмешательством сил добра и зла, а также безумных и малоосмысленных.
  38. Выход из лабиринта путем самообучения (потыкался и запомнил).
  39. Бизнесменам должен уметь непрерывно учиться тому, как без задержки (то есть раньше других) распознавать и актуализировать новые, в прошлом неведомые возможности, мгновенно возникающие и тут же (если не успеть их заметить и схватить) теряющиеся в безостановочном потоке внезапных, совершенно неожиданных, заранее не предсказуемых и все более быстрых и глубоких перемен. В наибольшем же выигрыше оказываются те, кто учится не только использовать эти беспрецендентные возможности, но и вызывать их, то есть приводить своими действиями к возникновению таковых.
  40. Не только обучение организационным, коммерческим и финансовым технологиям предпринимательства, но и формирование и развитие особых способностей, личностных качеств, психологических установок, этических норм и моделей поведения.
  41. Из-за изначального отсутствия в России среднего класса и каких-либо демократических институтов ее всегда отличал колоссальный разрыв между образованной властвующей верхушкой и остальным населением - бесправным, нищим и неграмотным. Это предопределило основной способ управления большими коллективами людей, где полная фаталистическая покорность и пассивная безответность управляемых считалась такой же естественной, как и ничем не ограниченный деспотический произвол управляющих.
  42. Умаление и принижение роли и значения индивида, как носителя и генератора каких-то новых идей и перспективных начинаний, за счет возвеличивание коллектива было одной из основных заповедей.
  43. Определение креативности: восприимчивость и готовность к встрече с новым и неожиданным; проницательность, живость и гибкость ума; смелость воображения и быстрая сообразительность, дальновидность и широта мышления; находчивость, изобретательность и другие качества того же порядка, составляющие в сумме то, что называют креативностью или способностью творческого подхода к делам.
  44. Экономику, не говоря уже о финансах, все менее уверенно именуют системой; там склонны видеть не столько действие закономерно устроенных механизмов, сколько хаотическое кипение событий, в котором, однако, удается различать некие динамические паттерны.
  45. Новые информационные технологии являют собой торжество принципа модульности и вариативного динамического монтажа. Они образуются соединением множества компонентов (модулей) из сравнительно небольшой исходной номенклатуры; отсюда возможность собирать огромный ассортимент различных конфигураций, способных практически неограниченно расти, усложняться и перестраиваться буквально на ходу. От жесткой структуры - к эластичной сети, в переплетающихся нитях, узлах и ячеках которой и возникает учебно-образовательная интерактивная среда.
  46. Повседневное функционирование, тем паче развитие зависит от того, насколько персоналу удается справляться с нестандартными ситуациями и плохо определенными проблемами, которые нельзя решить, выполняя заранее составленные инструкции или действуя по готовому образцу. 
  47. Умение разрешать такие ситуации (находить из них приемлемый выход) сводится к следующему: сперва надо увидеть сложившееся положение вещей как "изнутри", так и "снаружи", то есть в более широком контексте связанных с них событий и явлений, а затем - представить себе возможность превращения данного состояния в желаемое за счет направленного варьирования и модификации тех или иных определяющих его факторов. Активность подобного рода называется эвристической, а совокупность приемов, средств и действий, ведущих к получению требуемого результата - эвристикой.