Франкл Виктор



Виктор Франкл: внутренний концлагерь

 

7 принципов Виктора Франкла (психиатра, создателя логотерапии, пережившего ужасы нацистских концлагерей):

1.    Что бы с нами не случилось, мы свободны выбрать, как относиться к происходящему

2.    Мы стремимся к смыслу, поэтому сознательно придерживаемся осмысленных ценностей и преследуем осмысленные цели

3.    Мы способны выявить смысл каждого момента собственной жизни

4.    В наших силах научиться определять, как мы работаем против себя

5.    Мы умеем смотреть на себя со стороны, - что позволяет нам лучше понять себя и свое положение, - а также смеяться над собой

6.    Мы можем переключать внимание, когда нужно справиться со сложной ситуацией

7.    Мы в состоянии выйти за пределы своих личных интересов и изменять мир к лучшему.

 

Виктор Эмиль Франкл(ь), Страдания от бессмысленности жизни:

 

Из лекции «страдания от бессмысленности жизни», прочитанной в Варшаве:

1.    Самопрограммирование - так в Америке именуют прогноз, который не только предвосхищает, но и фактически предопределяет будущее.

2.    И деньги, и даже здоровье нужны людям лишь для того, чтобы вести такую жизнь, которая представляется им осмысленной и выполнить свое предназначение.

3.    Чем сильнее человек отдается своему делу или любви к ближнему, тем больше в нем человечности, тем ближе он к самому себе. По сути человек может обрести себя только благодаря самозабвению, самоотречению.

4.    Ощущение счастья - побочный эффект от достижения намеченной цели.

5.    Переизбыток всегда сопровождается девальвацией. Это касается в том числе и сексуальности.

6.    Эйнштейн сказал, что человек, который не видит смысла в своей жизни, не только несчастлив, но и наверняка не жизнеспособен. Это фактор выживания.

7.    В нечеловеческих условиях способен выжить лишь тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и мечтает выполнить свое предназначение.

8.    Еще основоположники гештальт-терапии Левин и Вертгеймер вели речь о том, что каждая ситуация в жизни представляет собой задачу, требующую решения.

9.    Совесть можно назвать органом чувств, который отвечает за восприятие смысла. Совесть - это способность улавливать тот единственный и уникальный смысл, который таится в каждой ситуации.

10. Нас окружает «общество изобилия», СМИ манят нас всевозможными соблазнами. Нужно научиться отличать главное от второстепенного, осмысленное от бессмысленного. Нужно разобраться, за что стоит и за что не стоит брать на себя ответственность.

11. Смысл жизни варьируется в зависимости от ситуации и человека.

12. Человек видит смысл жизни в работе и в творчестве, он находит смысл жизни в отношениях с другими людьми и в любви. И даже в самой безнадежной ситуации, в ощущении своей беспомощности перед лицом обстоятельств, человек может найти смысл. Все дело в том, как он относится к неотвратимым и неизбежным превратностям судьбы. Истинно человеческая способность черпать силу в страданиях.

13. В жизни не бывает совершенно бессмысленных ситуаций и даже в негативных аспектах человеческой жизни можно усмотреть нечто позитивное, нечто жизнеутверждающее. Если выбрать правильный ракурс.

14. Вопрос - не на что жить, а ради чего жить? Возможно, многие люди сменят ориентиры и их будут интересовать в первую очередь не средства для жизни, а цель и смысл жизни.

15. Когда мы не в силах изменить обстоятельства, мы чувствуем, что нам самим необходимо измениться.

16. Страдания имеют смысл, если благодаря им меняешься ты сам.

 

Из цикла лекций «Возрождение гуманистической психотерапии» в Зальцбурге:

1.    Фрейд так и остался заложником так называемой викторианской эпохи с ее слащавой культурой, пуританскими манерами и развратными нравами.

2.    Комплексы, конфликты и психические травмы можно выявить у любого человека, но это не причины, это симптомы заболевания. Стресс в умеренных дозах может быть даже полезен для здоровья.

3.    Йозеф Бетце: сейчас основные идеи психоанализа так широко известны, что уже сама готовность человека пройти курс лечения у психоаналитика свидетельствует о том, что он попал под влияние психоанализа и внушил себе, что психоаналитическая терапия ему поможет.

4.    Сам Фрейд написал по поводу психоанализа: в здании психики я никогда не поднимался выше подвала и первого этажа.

5.    Шоры теории, сужающие кругозор психоаналитика, расположены не по бокам, а сверху и снизу.

6.    Логотерапевт занимается не симптоматической терапией, а воздействием на личность пациента с целью изменения его отношения к симптомам.

7.    Давление со стороны своего социума.

8.    Не сексуальная революция, а манипуляции крупного капитала. Ради корысти порнографию выдают то за произведения искусства, то за просветительские материалы.

9.    Стремление к удовольствию, стремление к власти, но еще глубже - стремление к смыслу.

10. Человек стремится не к самому счастью, а к тому, что создает условия для счастья.

11. Кьеркегор говорил, что дверь, ведущая к счастью, открывается наружу и поэтому ломиться в нее бесполезно.

12. У нормального человека ощущение удовольствия возникает лишь в виде побочного эффекта при выполнении своего предназначения и благодаря близости с другим человеком. А для невротика удовольствие становится целью, самоцелью.

13. Триада: средство - цель - эффект.

14. Шопенгауэр считал, что человечество балансирует между нуждой и скукой.

15. Ганс Гофф: способность наполнить свою жизнь смыслом, а значит и пробудить у себя интерес к будущему, могла бы уберечь многих пожилых людей от преждевременного старческого маразма.

16. Величайший нейрохирург Харви Кашинг сказал: единственный способ выжить - это постоянно ставить перед собой новые задачи.

17. Кризис пенсионного возраста - это хроническая форма невроза на почве безработицы. Эпизодическое проявление - это невроз выходного дня.

18. Синдром менеджера - болезнь одержимых карьеристов, которые подменяют стремление к смыслу стремлением к власти или банальной жаждой наживы.

19. Все возрастающий интерес к автомобилям подспудно продиктован стремлением заглушить ревом двигателей чувство опустошенности и забыться в скоростном угаре.

20. Чем хуже человек представляет себе цель своей жизни, тем быстрее он старается двигаться по жизненному пути. Как поет венский шансонье, «не знаю, куда еду, но вмиг туда домчусь».

21. Важно понять свою судьбу и принять ее как данность.

22. Стихи немецкого священника Юлиуса Штурма:

Ночью сходит радость к нам, Ночью сходит боль

А опомнишься едва - их уж нет с тобой.

К Господу спешат - сказать,

Как сумел ты их принять.

23. Гете сказал: нет таких обстоятельств, которые человек не мог бы изменить к лучшему своим трудом или терпением.

24. Homo sapiens, человек разумный, предстает в трех ипостасях:

  •          Homo faber, человек созидающий, который видит смысл своей жизни в труде
  •          Homo amens, человек любящий, который раскрывает смысл жизни в любви и
  •          Homo patiens, человек страдающий и претерпевающий страдания.
  •          Homo faber - практик, который оперирует лишь двумя категориями - успеха и неудачи. Между двумя этими категориями и балансирует его жизнь, построенная по принципу эффективности.

Homo patiens мыслит другими категориями - он балансирует между внутренней гармонией и отчаянием.

Homo faber оценивают свою жизнь по горизонтальной шкале, от успеха до неудачи, а Homo patiens - по вертикальной шкале. Homo patiens может обрести внутреннюю гармонию даже в случае полной неудачи. Неудачи не исключают внутренней гармонии, а успех не исключает отчаяния. Но Homo faber счел бы успех Homo patiens вопиющей нелепостью.

25. Обретение внутренней гармонии и постижение смысла страданий.

26. Но прежде, чем проявить понимание и принять судьбу как данность, нужно в полной мере проявить созидательность и попытаться изменить свою судьбу.

27. Мы не изменили его судьбу, изменился лишь его настрой.

28. Душепопечительство - это одна из профессиональных обязанностей любого практикующего медика.

29. Лечи и утешай больных. Конечно, врач может лечить пациентов не обращая внимания на их душевное состояние, но такого врача, как заметил Поль Дюбуа, можно отличить от ветеринара разве что по клиентуре.

30. Биография - это не что иное, как процесс поступательного раскрытия индивидуальности. В ходе жизни, в процессе бытия человеческая индивидуальность раскрывается, разворачивается во времени - как ковер, который только в развернутом виде являет взору свой неповторимый узор.

31. Мы движемся не к универсальной, а напротив, к индивидуальной, глубоко личной религиозности, благодаря которой каждый человек сможет обращаться к Богу на своем особом сокровенном языке.

32. Многие народы пользуются одним алфавитом, хоть и говорят на разных языках.

33. О чем невозможно сказать, о том нужно молиться.

34. Зигмунд Фрейд говорил, что философия - это самый благопристойный способ сублимации вытесненных сексуальных влечений, только и всего.

35. Теория в переводе с греческого означает «воззрение».

36. Жизнь человека обусловлена многими факторами - биологическими, психологическими и социальными. В этом смысле человека нельзя назвать свободным. Человек не свободен от обстоятельств, зато он свободен в другом - он волен по своему воспринимать эти обстоятельства.

37. Монахиня-кармелитка написала в дневнике: кто думает, что жизнь человека - это путь от успеха к успеху, уподобляется глупцу, который недоуменно наблюдает за строительными работами и не может взять в толк, зачем на месте будущего храма копают глубокую яму. Господь воздвигает храм в каждой человеческой душе и в моей душе Он как раз готовит яму под фундамент. От меня требуется лишь принять это как должное.

 

 

 

Из доклада «Современная литература глазами психиатра»:

1.    Надо уметь вовремя остановиться, чтобы не раскапывать мнимую подноготную там, где правда лежит на поверхности. 

2.    Животный инстинкт уже не подсказывает человеку, что ему нужно и традиции предков уже не учат его тому, что он должен делать. Не зная, что ему нужно и как ему следует жить, человек зачастую не может понять, чего он, собственно, хочет. А значит, он либо хочет делать только то, что делают другие, либо сам делает только то, что хотят - причем хотят от него - другие. В первом случае человек становится конформистом, во втором - жертвой тоталитаризма.

3.    Я и сам выступаю за свободу слова, но с одной оговоркой. Одной свободы мало. Свобода без ответственности может переродиться в произвол. Поэтому рядом со статуей Свободы надо бы воздвигнуть статую Ответственности.

 

Виктор Франкл, Сказать жизни «да»:

1.   Упрямство духа

2.   Разговоры о еде в концлагере - желудочный онанизм

3.   Фантазия была постоянно занята восстановлением прошлых впечатлений. Причем чаще всего это были не какие-то значительные события и глубокие переживания, а детали обыденной повседневности, приметы простой, спокойной жизни.

4.   Юмор - оружие души в борьбе за самосохранение. Юмор как ничто другое способен создать для человека некую дистанцию между ним самим и его ситуацией, поставить его над ситуацией, пусть и ненадолго.

5.   Волю к юмору, попытку видеть хоть что-то из происходящего в смешном свете можно рассматривать как род искусства жить.

6.   Есть тонкие градации относительности счастья.

7.   Шопенгауэр называл «негативным счастьем» отсутствие несчастья.

8.   Человек начинает понимать, зачем то или иное случилось в его жизни и что было для него к лучшему, лишь спустя некоторое время, через пять или десять лет. В лагере же это иногда становилось ясно через пять или десять минут.

9.   Если тебя о чем-то спрашивают, следует отвечать по возможности правдиво, но о том, о чем не спрашивают, лучше молчать.

10.               Отсутствие самой возможности принятия собственных решений оказывалось для заключенного даже предпочтительным.

11.               Повышенная раздражительность - одна из особенностей психики заключенного наряду с апатией.

12.               У человека всегда есть свобода отнестись к обстоятельствам или так или иначе.

13.               Страдание и смерть придают бытию цельность.

14.               Латинское слово finis имеет два значения - конец и цель. Если человек не может (как это свойственно человеку в нормальных условиях) ориентироваться на будущее, это нарушает общую структуру его внутренней жизни в целом, лишает опоры. Так безработные не могут твердо рассчитывать на будущее, ставить себе в этом будущем определенную цель.

15.               В лагере день длится дольше, чем неделя. Таким парадоксальным было это тревожное ожидание времени.

16.               «Безбудущность». Люди, лишенные будущего. Нет опоры на «цель в будущем».

17.               Обесценивание настоящего, окружающей действительности таит в себе определенную опасность - человек перестает видеть хоть какие-то, пусть малейшие, возможности воздействия на эту действительность... Такие люди забывают, что самая тяжелая ситуация как раз и дает человеку возможность внутренне возвыситься над самим собой.

18.               Бисмарк однажды заметил, что в жизни - как в кресле у зубного врача: все время кажется, что главное еще будет, а оно уже позади.

19.               Человеку вообще свойственно ориентироваться на будущее, существовать в его свете.

20.               Иссякла вера человека в будущее и устремленность к нему - и организм сдался болезни.

21.               Ницше сказал: У кого есть «Зачем», тот выдержит почти любое «Как».

22.               Дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, что она ждет от нас.

23.               Человек - это существо, которое всегда решает, кто он.

24.               У освобожденного есть некое психологическое подобие кессонной болезни. Душевные деформации.

25.               Испытывая разочарование, человек чувствует себя игрушкой судьбы.

 

Из пьесы «Синхронизация в Биркенвальде»:

Сократ: но мы не очень-то знаем, что мы играем. И не очень знаем, что мы играем. Мы лишь неточно знаем наши роли. И радуемся, когда угадываем текст, который нам надо произносить. Кант: и внимаем, как можем, суфлеру - голосу совести.