Лисс М Фитнес для ума
Лисс М., Фитнес для ума:
Можно выделить несколько причин, почему пожилые люди кажутся более счастливыми:
– в пожилом возрасте характер уже устоялся;
– колебания настроения становятся реже, на смену тревогам приходит спокойствие и уравновешенность;
– накопленный жизненный опыт позволяет легче и лучше справляться с кризисными ситуациями.
Кроме того, молодые люди страдают от неопределенности будущего.
Те, кто хочет сохранить ум и психическое здоровье в старости, должны тренировать мозг головоломками, иметь несколько хобби, стараться быть в хорошем настроении и не пренебрегать поездками, дарующими новые впечатления. Благодаря всему перечисленному в мозге образуются новые контакты между нейронами, так называемые синапсы, – этой способностью мозг обладает в течение всей жизни человека.
Француженка Жанна Кальман держит рекорд среди долгожителей нашей планеты – она умерла в 1997 году в возрасте 122 лет. Она бросила курить, когда ей было 118 лет. В 80 лет она научилась фехтовать, в 100 еще ездила на велосипеде. До 110 лет она обслуживала себя сама, а после устроилась в дом престарелых.
На острове Крит больше, чем где‑либо в мире, жителей преклонных лет. Скорее всего, тут работает «средиземноморская диета» в сочетании со следующими психическими факторами:
– замедленный темп жизни – это касается и работы, и приема пищи, и даже курения;
– гармоничная смена периодов работы и отдыха (ключевое слово – «сиеста»);
– регулярное чередование получения удовольствия и отказа от удовольствия;
– обширные социальные контакты – мало кто ведет одинокий и замкнутый образ жизни;
– сильная связь с родной местностью;
– жизнь на свежем воздухе.
Поскольку детей рождается все меньше, молодость стала чем‑то вроде блага, которым все хотят обладать. Чем меньше молодых людей, тем более экстремальные формы принимает культ молодости. Молодежь доминирует в моде, музыке, телевизионных программах, а помимо этого на рынке труда и в потребительском плане.
Фармацевтическая промышленность открыла для себя нового потребителя – здорового человека. Она продает лекарственные препараты, рекламируя их как необходимый элемент здорового образа жизни, и может похвастаться рекордными продажами. Многие охотно верят. Вместо того чтобы хорошенько пропотеть в фитнес‑клубе или побегать в парке, они делают инъекции гормонов с «омолаживающим» эффектом.
В большинстве своем долгожители обходятся без медицинской помощи. В одном исследовании 16 % из них объясняли, почему им удалось дожить до столь почтенного возраста – они ни разу в жизни не были у врача.
Тот, кто оптимистически смотрит на собственный возраст, живет в среднем на 7 лет дольше. Это было продемонстрировано результатами исследования, проведенного знаменитым Йельским университетом (США).
Технический прогресс важен потому, что делает нашу жизнь приятнее и комфортнее. Мы ездим на машине, а не ходим пешком, покупаем продукты в магазине, а не отправляемся сами на охоту за пропитанием и т. д. Телефон избавляет нас от необходимости лично встречаться с собеседником, чтобы узнать у него какую‑то мелочь.
Но с биологической точки зрения человек не подготовлен к комфортной жизни. За нее мы расплачиваемся инфарктами, инсультами, диабетом, раковыми заболеваниями и болезнью Альцгеймера – теми болезнями, которые столь редко встречаются у примитивных народов и диких зверей.
Кто хочет оставаться в хорошей физической форме, должен каждый день преодолевать небольшие препятствия.
Столь же важно тренировать ум, заставляя его решать интеллектуальные задачки. Например:
– считать в уме, а не хвататься сразу же за калькулятор;
– записывать даты и номера телефонов, но пытаться вспомнить их без подсказок;
– решать кроссворды;
– играть в шахматы;
– отвечать на вопросы телевизионных викторин;
– играть на компьютере в стратегии, а не в «стрелялки»;
– больше читать, меньше смотреть телевизор;
– восстановить забытые навыки, скажем, играть на гитаре или читать и общаться на иностранном языке;
– использовать любую возможность узнать что‑то новое.
Младенца окружает абсолютно неизвестный ему мир. Его память еще не сформировалась. Все нервные клетки на месте, но связи между ними еще не образовались. В первые годы жизни ребенок воспринимает и усваивает любую доступную информацию из окружающей среды. Он не знает, что важно, а что нет, поэтому запоминает все, что привлекло его внимание. Он нервирует родителей бесконечными вопросами. Некоторые из них важны (например, «Откуда берутся облака?»), а другие настолько нелепы, что ставят родителей в тупик («Почему у соседей голубая машина, а у нас зеленая?»).
У взрослых мозг на 99 % занят самим собой. Он роется в своих бесконечных воспоминаниях, сравнивает с ними взятую из внешнего мира информацию, оценивает ее при помощи чувств, классифицирует и встраивает в предыдущий опыт, принимает решение что он сохранит, что он забудет, и как должно реагировать тело (руки, ноги, язык).
Если взрослый человек вынужден изменить свою жизнь – например, в результате экономического кризиса или смены профессии – головной мозг сразу же реанимирует свою способность к обучению. После короткой начальной паузы все казавшиеся утерянными способности начинают работать на полную мощность.
Если жизненные обстоятельства не меняются десятилетиями, мозг перестает использовать свои способности, они атрофируются, подобно мышцам загипсованной ноги.
Привычки экономят энергию. Они позволяют распределять внимание одновременно между несколькими вещами. Музыкант исполняет мелодию автоматически, следовательно, он может сконцентрироваться на дирижере и на эмоциональной стороне своей игры. Но если что‑то новое или важное потребует полного внимания, привычные действия потеряют автоматизм.
Американский психолог Говард Гарднер, автор теории множественного интеллекта, доказал, что для эффективной деятельности мало обладать хорошим IQ. Чего стоит превосходная идея, если человек не может увлечь ею остальных? Для этого нужно иметь социальный интеллект (умение общаться с другими людьми) и персональный интеллект (хорошее знание самого себя). Питер Сэловей из Йельского университета объединил оба этих фактора, введя в обиход понятие «эмоциональный интеллект».
Самые выдающиеся личности мировой истории блистали в нескольких областях. Леонардо да Винчи известен как художник, анатом и инженер. Гёте был не только поэтом и министром, он также занимался морфологией растений и проводил оптические эксперименты. Эрнст Теодор Амадей Гофман был писателем, а кроме того, он сочинил оперу. Генрих Шлиман знал двадцать языков и был блестящим предпринимателем. Благодаря удачной торговле у него появились необходимые средства на археологические изыскания. В итоге он раскопал Трою.
Информация поступает к нам через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, но мы редко используем больше одного канала восприятия одновременно – главным образом, мы задействуем зрение.
Как вы заучивали в школе иностранные слова? Большинство поступало так: смотрело в книгу, а затем фиксировало написание незнакомого слова внутренним взором. Используйте и другие органы чувств! Громко произнесите слово – и вот уже в заучивании участвует слух. Возьмите в руку предмет, название которого вы хотите выучить – так вы активируете осязание. Ваша способность к запоминанию увеличится в три раза.
Все вещи на нашей планете не случайно существуют рядом друг с другом, а образуют упорядоченные системы. Чем больше взаимосвязей вы найдете, тем легче вам будут даваться учение и запоминание. Наша память находится в постоянной готовности к установлению новых взаимосвязей.
Умение пространственно мыслить отличает гроссмейстера от обычного любителя шахмат, который просто анализирует отдельные ходы. Что, если я выдвину ферзя перед слоном? Смогу ли я сохранить пешку, если прикрою ее ладьей? Профессионалы же имеют полную картинку партии. Многие из них наизусть помнят по 30 тысяч комбинаций из партий легендарных шахматистов. Во время игры они, главным образом, думают, как предотвратить благоприятную для противника расстановку фигур.
Решения, которые принесут пользу одному, пойдут во вред другому. Все дело в индивидуальных обстоятельствах, личных пристрастиях и антипатиях.
Знания – это еще не все. Существенным является не количество заученных фактов и дат, а творческая способность создать новую мысль на основе малого количества важной информации. В психологии с некоторых пор принято различать два вида интеллекта:
1. «Кристаллизованный» интеллект – совокупность всех умственных способностей, развившихся на основе суммы накопленных знаний (слова, числа, образы). Часто является результатом хорошего школьного образования.
2. «Гибкий» («текучий») интеллект – способность применить знания к текущей проблеме, «понимание того, как надо делать». Он позволяет быстро сориентироваться в новых, сложных ситуациях. В него входят такие способности, как запоминание, понимание, анализ, поиск информации, поиск взаимосвязей между отдельными идеями.
Умным человека делает, прежде всего, гибкий интеллект.
Все время спрашивайте себя, какую пользу вам может принести новая информация. Польза не должна исчисляться в денежных единицах; будет достаточно, если информация обогатит вашу картину мира. Бесполезную информацию тоже можно записывать и хранить, но не засоряйте ею свою память.
Дети, которые только учатся читать, сначала читают вслух. У многих взрослых читателей эта привычка остается, только слова произносятся не громко, а про себя. Эта манера снижает быстроту чтения до 200 слов в минуту или, в среднем, 40 страниц в час. Тот, кто читает словосочетаниями, а не слово за словом, может прочесть до 100 страниц в час, причем информацию он запомнит не хуже.
Бах, Моцарт и Бетховен страдали от хронической нехватки денег; они были вынуждены сочинять много и быстро, чтобы их известность и доходы росли. Вольтер, Гёте и Сартр жили в смутные времена политических переворотов и пытались в своих творениях и теориях осмыслить действительность. Галилей, Дарвин и Эйнштейн осознали, что современные им теории устарели, и создали новые, которые объединили противоречивые научные факты.
Установка на креативность включает три следующие «добродетели».
1. Открытость новым идеям. … Неважно, какой областью знаний вы интересуетесь – везде ищите неразрешенные вопросы и противоречия.
2. Недоверие к авторитетам.
3. Интерес к загадкам. …Ученики получают хорошие отметки, когда повторяют как можно ближе к словам учителя. Поэтому у многих креативных личностей были большие проблемы в школе. Вопросы, на которые учителя не знали ответов, казались им гораздо интереснее, чем выученные наизусть научные определения.
Исследователи креативности изучили структуру оригинальных решений. Новое возникает, когда между известными истинами по определенным правилам образуются взаимосвязи.
Чем более незыблемой кажется та или иная мудрость, тем больше смысла взять и посмотреть, что будет, если перевернуть ее с ног на голову.
Новые возможности открываются, когда мы ради эксперимента меняем угол зрения и смотрим на себя со стороны… Другие времена, другие обстоятельства жизни представляют собой превосходный источник креативных озарений.
Возьмите себе за правило каждые три месяца узнавать что‑то новое. Это самый верный способ сохранить креативность, восприимчивость и гибкость ума.
Читайте книги об интересных вещах, о которых вы ничего или очень мало знаете.
Каждые три месяца приобретайте новый навык.
Делайте это, невзирая на то – или вопреки тому, – что вы считаете себя бесталанным. Приобретаемые навыки должны быть из разных областей. Используйте всю палитру возможностей. Вот некоторые примеры.
– Изучите язык той страны, в которой вы планируете провести следующий отпуск.
– Готовьте по рецептам разных стран мира (Чехии, Таиланда, Японии…) непривычные для вас блюда.
– Если вы никогда не держали в руках музыкального инструмента, научитесь играть несколько простых мелодий на блокфлейте, губной гармошке или простеньком синтезаторе. К каждому инструменту прилагаются инструкции.
– Сколько лет прошло с тех пор, как вы забросили играть в шахматы? Вспомните дебюты и эндшпили и попробуйте победить компьютерную программу.
– Вашим рукам не хватате ловкости? Попробуйте жонглировать.
Не покупайте путевку в турфирме по типу «все включено». Поезжайте за границу учиться или возьмите индивидуальный тур в экзотическую страну. Или найдите соратников и организуйте что‑нибудь интересное вместе. Не планируйте все заранее, оставьте место для импровизации.
Используйте все свои возможности, чтобы каждые три месяца узнать получше еще одного человека. Конечно, не все станут вашими друзьями. Старайтесь знакомиться с интересными людьми, обладающими необычными взглядами.
Вместо того чтобы выучить 3 тысячи слов, я выучил наизусть 21 текст из двух учебников, в которых все эти слова встречались. Конечно, поначалу заучивать целые предложения намного сложнее, чем отдельные слова, но это экономит время на повторение. В тексте слова образуют осмысленные взаимосвязи, которые легко запомнить… Мой метод «целых предложений» не только облегчил мне процесс запоминания иностранных слов и выражений. Благодаря тому, что я держал в памяти много примеров предложений, я сразу понимал, как нужно составить грамматически правильное предложение и таким образом развил у себя чувство языка.
Молодым людям легче дается механическое заучивание – в запоминании бессмысленных слогов им нет равных, а люди старшего возраста лучше умеют устанавливать взаимосвязи. В течение своей жизни они уже собрали множество фактов и по возможности объединили их друг с другом. Новое знание, которое можно встроить в эту сеть мыслей, остается в ней, как муха в паутине. Мозг «укладывает» полученное знание на то место, где оно было приобретено – то есть связывает понятие «нож» с понятием «кухня», а не с понятием «столовые приборы».
Чтобы запомнить свои речи в сенате, древнеримский оратор Цицерон использовал следующий вариант этого ассоциативного метода: накануне вечером заучивая наизусть текст речи, он гулял по комнатам своего дома. Каждую комнату он ассоциировал с определенным сегментом речи. На следующей день в сенате он совершал мысленную прогулку по комнатам – и таким образом, комната за комнатой, пункт за пунктом вспоминал аргументацию своей речи и озвучивал их в правильной последовательности (не пропуская ни одного пункта).
А если кто‑то не может позволить себе роскошный дом с двадцатью помещениями, ему на подмогу придут другие пространственные «костыли»:
– знакомые пути в окрестностях дома, например от дома до супермаркета;
– хождение по гостиной: дверь, кресло, диван, стол, картина на стене, музыкальный центр, телевизор, книжная полка, окно, торшер, цветы на подоконнике…
– собственное тело: макушка, глаза, нос, рот, подбородок, шея, плечи, подмышки, грудь, пупок…
Представляйте себе любую, подлежащую, запоминанию информацию как наглядную картинку. Такая привычка уже сама по себе улучшит работоспособность памяти вдвое.
Если вам предстоит произнести речь, достаточно четыре раза прочитать текст вслух. Между четырьмя повторениями должно пройти несколько часов. Тогда вы не будете привязаны к страницам доклада, особенно если воспользуетесь методом ориентиров.
Для того чтобы ориентироваться в море информации, необходимо уметь ограничивать поисковое пространство. А для этого нужны предварительные знания. Хорошая память становится необходимой, как никогда.
Если докладчик производит приятное впечатление, умеет хорошо говорить и разбавляет речь смешными примерами из жизни, он завоюет позитивно настроенную аудиторию. (Отсюда старая мудрость, передаваемая докладчиками из поколения в поколение: «Кто не может сказать ничего разумного, должен позаботиться о хорошем настроении публики».)
Исследователи пришли к выводу, что чем хуже настроение у свидетелей в суде, тем надежнее их показания. Их воспоминания о преступлении точнее, и они могут лучше обосновать свои утверждения. Свидетели в веселом расположении духа склонны вольно оперировать фактами и охотно пускаются в ненужные подробности.
Особенно «живучими» оказались две группы испытуемых – они прожили в среднем на треть дольше остальных – во‑первых, активно занимавшиеся спортом, во‑вторых, поддерживающие общение с большим кругом друзей. Исследователи были потрясены: они, конечно, знали, что социальные контакты продлевают жизнь, но не подозревали, что они оказывают настолько большое влияние.
Стимулирующий эффект оказывают только друзья – но не супруги. Поскольку пара, много лет прожившая вместе, как правило, имеет одинаковые привычки, предпочтения и распорядок дня, супруги не дают друг другу новых стимулов для умственной деятельности.
Парадокс: мы общаемся не для того, чтобы получать информацию. Знания играют подчиненную роль. Беседы с другими людьми нужны, чтобы завоевать их уважение. Длина реплик служит главным показателем важности собственной личности. Исследователи нашли тому много подтверждений.
– Начальники на совещаниях в среднем говорят дольше подчиненных независимо от обсуждаемой темы и того, кто в фирме является главным специалистом по ней.
– Традиционно детям предписывается молчать, когда разговаривают взрослые – не потому, что им в действительности нечего рассказать, а таким образом они должны выказывать уважение.
– Даже ученые не свободны от тщеславия. На конгрессах докладчики выступают тем дольше, чем выше их статус.
– Женщины разговаривают больше мужчин не только потому, что у них лучше развиты речевые способности. Часто таким способом они компенсируют главенство мужчины в отношениях.
Задавая вопросы вместо аргументации своей позиции, вы получаете преимущество: вы задаете тему обсуждения. Несмотря на то что вы говорите относительно мало, вы руководите направлением беседы.
Задав вопрос, сразу уточните: «Я спрашиваю, потому что хочу знать…»
Одним выстрелом вы убьете двух зайцев. Вы успокаиваете партнера, поясняя причину, по которой спрашиваете, и задаете направление для ответа. А в обосновании вы можете спокойно высказать собственное мнение, воздержавшись от любых комментариев: «Я спрашиваю, поскольку считаю, что…».
В начале разговора людям всегда требуется несколько минут, чтобы настроиться друг на друга. Это касается не только случайных собеседников, но и друзей, коллег по работе, с которыми вы не виделись некоторое время. На стадии «разогрева» неуместны глубокие или потенциально конфликтные темы.
Исследователи коммуникации установили, что независимо от своего интеллектуального уровня собеседники настраиваются на одну волну при помощи одних и тех же тем.
1. Место жительства, страна, город (район города), улица.
2. Семейное положение и дети.
3. Домашние животные и животные в целом.
4. Профессия, занятость, учеба, дополнительное образование.
5. Хобби, свободное время.
6. Отпуск, поездки.
Многие звезды телевидения стали миллионерами благодаря своей находчивости. Они не обладают какой‑то специальной мозговой извилиной или геном остроумия. Секрет, как и в случае других умственных талантов, заключается в методе. Умный жонглер словами не полагается на интуицию. Скорее, он держит в голове несколько шаблонов, благодаря которым может обезоружить любую бомбу.
Три важнейших трюка:
– Преувеличение до абсурда: «Мой муж работает по четырнадцать часов в день». – «Мой – не меньше сорока».
– Внезапная смена перспективы: «Мой муж работает по четырнадцать часов в день. По крайней мере, он делает такой несчастный вид, как будто так и есть». (Переход с уровня «Он переработал» на «Он хочет, чтобы ему посочувствовали»).
– Говорить прямо противоположное ожидаемому: «Я не считаю его ограниченным – я считаю его полным идиотом».
Пять простых и действенных вариантов самообороны:
- Смена темы
- Вопросы по существу
- Комплимент вместо контрнаступления
- Буквальное согласие (механическое повторение со своим дополнением)
- Односложные ответы (Правда? Какая жалость…)
В современном обществе не хватает ориентиров. В новом тысячелетии для многих главная потребность – наслаждаться жизнью и быть счастливым. Традиционные ценности (жить для других, по божественным заповедям) потеряли значимость.
Никакая государственная религия больше не устанавливает для нас обязательные жизненные цели. Люди получили право самостоятельно искать смысл своей жизни, а это великолепная возможность, но и великий риск.
Не существует одного‑единственного смысла жизни. Наше общество основано на многообразии ценностей.
Смысл жизни можно искать на трех уровнях.
1. Наслаждение: еда, секс, приключения.
2. Эго: карьера, личностный успех, слава.
3. Общество: участие в жизни социума, друзья, семья, занятия историей и религией.