Книга Э.Надлера и др. «Мышление полного спектра»:
- Проблемы:
- Неэффективные принципы, неэффективные подходы, неэффективные люди
- Сосредоточение на видимой или не той проблеме или не в тот момент
- Принять неполное решение или отказаться от более полного и эффективного
- Три принципа решения проблем в традиционном мышлении:
- Любую проблему можно разбить на составляющие
- Эти элементы можно заменять другими, более подходящими
- Разобравшись с элементом, дающим сбой и затем заменив его, можно решить проблему в целом.
- Четыре этапа традиционного мышления:
- Выявление проблемы
- Сбор и анализ данных
- Решить, что не так (гипотеза путем логической аргументации)
- Замена «плохих» элементов (эксперименты для подтверждения гипотезы)
- Семь принципов мышления полного спектра:
- Принцип уникальности - любая проблема уникальна (из-за контекста), готовые решения опасны.
- Принцип целенаправленности. Постоянно и непрерывно - в чем цель решения данной проблемы, какова цель этой цели - насколько это возможно. Концентрация на целях выявляет уникальность ситуации и несущественные моменты.
- Принцип опоры на конечное решение (следующее за принимаемым). Наличие целевого решения координирует краткосрочные цели с более общими.
- Принцип системности (проблема должна рассматриваться в рамках, включающих все элементы и их взаимосвязи. Любые решения или система являются частью системы более крупного масштаба, поэтому решение одной проблемы неизбежно ведет к другой.
- Принцип ограниченности сбора информации. Изучайте решение, а не проблему. Избыточный объем данных о проблеме не даст отыскать великолепные альтернативы.
- Принцип организации работы с людьми. Люди, которых это касается, лучше исследуют цели и конечные решения, чем собирают информацию о том, что «не так» в существующей системе. Те, кто воплощает, должны быть вовлечены в разработку. Кроме того, решение должно включать только элементы, имеющие фундаментальный характер, что создает достаточный запас гибкости для тех, кому придется это решение применять.
- Принцип постоянных и своевременных усовершенствований. Только наличие такой программы, служащей «мостиком» в будущее, обеспечивает жизнеспособность решения.
5. Вся деятельность человечества во всем, что не касается выживания и достижения личного удовлетворения, может быть разбита на категории в соответствии с одной из 5 фундаментальных целей:
- Рабочий процесс и руководство (контроль и поддержка функционирования успешно работающих систем)
- Планирование и конструирование - создание новых или реконструкция старых, более не отвечающих назначению систем
- Исследование - поиск обобщений для удовлетворения любознательности, касающейся природных явлений
- Обучение - приобретение знаний и навыков путем передачи их от одного индивидуума другому или с помощью опыта и повторения (воспроизведения)
- Оценка - определение успешности достижения наших целей.
- Препятствия традиционного мышления:
- Делит проблему на мелкие части (трудно найти универсальное решение)
- Избыточный объем анализа - риск паралича процесса поиска решения
- Утрата целостного восприятия и утрата взаимосвязей между элементами
- Создается обстановка конфронтации в результате потери взаимопонимания между элементами
- Завышает воображаемые страхи и риски.
- Достоинства мышления полного спектра:
- Акцент на синтезе, а не на анализе
- Концентрирует внимание на будущих решениях, а не на проблемах прошлого.
- Большее пространство выбора решений
- Будит творческое начало
- Дает всем участниками достойные роли
- Использует позитивные методы вовлечения людей в работу
- Обеспечивает возможность непрерывных изменений и улучшений.
- Мышление полного спектра - быстродействующее и гибкое новое «программное обеспечение разума».
- Решение - воплотимость, качество, экономическая эффективность, сокращение рисков, своевременность деятельности.
- Информационный хлам, шум, мусор накапливается, его создаем мы сами и другие - для нас.
- Устоявшаяся система взглядов и убеждений - это тоже «шум», хлам, который можно сделать непробиваемым, забетонировать (свод правил). (ИА - Девица на вокзале хотела сдать билет, ей сказали, что это в другом здании и она ушла, хотя на кассе было написано «продажа и возврат билетов»).
- Большинство людей в течение дня принимают примерно 50 тыс.решений.
- Заезжие профессионалы слишком часто обнаруживают нечувствительность к местным условиям и системам.
- Внимание к уникальности потребности клиента, снабжение его только полезной информацией, опережение конкурентов за счет предвидения будущих проблем и решений.
- Совещание проводится стоя вокруг стола.
- Половина браков в Америке заканчивается разводами.
- Ценности дают только импульс. Они - стимуляторы, но не результат.
- Профессор Лоуренс Грейнер, шесть фатальных ошибок организационных преобразований:
- Чрезмерное внимание внешним обстоятельствам (немедленное реагирование из-за давления СД и фондового рынка)
- Погоня за изменениями на макроуровне (должно меняться сразу все - стратегии, структуры, системы, технологии, культура)
- Ведение преобразований путем формальной рациональной переделки (предполагается, что среднее управленческое звено автоматически преобразится и будет приветствовать новообретенную свободу)
- Изменения с помощью харизматического лидера (раз в год - эмоциональный заряд, и опять в болото).
- Преобразование под лозунгом «делай, как я говорю» (часто это лицемерие)
- Перегрузка органов управления низшего уровня
- Психологическая тюрьма для творчества и независимости.
- Поиск новых путей использования существующих идей.
- Неохота говорить на языке, отличном от собственного.
- Очарование технологиями и применение их «не к месту».
- Псевдорешение (типа ограничения срока пребывания у власти).
- Идеальное решение ищется в пространстве целей.
- Майкл Шраге: «рост продуктивности не является процветанием. Это инерция».
- Акио Морита, Сони: компания ошибочно приравняла быстроту к успеху, перепутав тем самым средства с целью.
- Если целое сводить к частям, то и решения будут частичными.
- Парадигма - образец, пример - от греческого «пара» (из, от) и дайма (пример). Парадигма - это линза, настрой ума, рецепт восприятия.
- 50 лет назад Джон Кейнис написал: сложность заключается не в новых идеях, а в отходе от старых.
- Роберт Уотерман: организации, как и люди, продукты привычки. Со временем эти привычки превращаются в камни, вмерзшие в ледяной ландшафт.
- Будущее не может идти по следам прошлого (толкающее и вытягивающее мышление). (На самом деле может - если мы бежим по кругу, повторяет один год 25 раз - ИА).
- Избыток информации скорее блокирует действие, а не мотивирует или поддерживает его.
- Генри Минцберг: грех предопределенности.
- «Смирительная рубашка образования».
- Кейсы - это клонирование решений.
- Соотношение анализа и действий: 90%:10% в учебе, 10%:90% в работе (учат не тому).
- Понимание теории требует конкретного личного контекста.
- Анализ связан с обнаружением тончайших различий и погружением в детали.
- Конкуренция дает систему отсчета.
- Миражи бизнеса.
- Вице-президент MCI с оборотом 6 млрд.д - мы стреляем не в тех, кто ошибается, а в тех, кто не рискует.
- Бездумность поведения.
- Американцам свойственно путать определенность с уверенностью.
- Статистика должна быть служанкой, а не хозяйкой.
- Компьютер парализует мышление.
- Майкл Шраге: ИТ призваны решать лишь незначительную часть организационных проблем. Организации не работают на базе информации. Они работают на базе взаимоотношений - клиентов и поставщиков, коллег и подчиненных.
- Для решения различных проблем требуются различные способы мышления.
- Базовые подходы к решению проблем:
- Ничего не делать
- Положиться на удачу
- Аффективный подход (интуиция)
- Рациональный подход (структурность)
Ведут к решениям различных типов.
- Оценка может начинаться с построения идеальной системы (игра в доверие), за чем идет сравнение реальности с идеальной моделью (игра в сомнение).
- Теодор Левит: перемены требуют ясного видения будущего, а не оценки прошлого.
- Те, кто занят введением перемен, должны быть дипломатами: они должны уметь говорить на успокаивающем языке статус-кво и на негромком языке перемен (напирая на положительную сторону предлагаемых идей).
- Дипломатичность - это «способность послать к черту таким образом, будто вы желаете счастливого пути».
- До 1970 г. производительность труда в США росла на 2% в год, после 70-х - на 1% в год (исключение 1993 год - 4%).
- GM потратила 40 млрд.д. на автоматизацию производственных операций, полагая, что автоматизация сама по себе позволит успешно конкурировать на рынке. Это жест отчаяния. Сначала эффективные пути, потом - их автоматизация.
- Еще в античной Греции считалось, что для эффективного решения проблем человек должен следовать за нитью цели.
- Западная медицинская наука: «здоровье - это излечение или замена любой больной части. Целое - сумма частей - и ничего более».
- Эйнштейн: проблемы нельзя решать с помощью того же типа мышления, которое привело к их появлению.
58. Дизайнеры перемен.
- Доминирующая коалиция - те, кто в данной организации уполномочен принимать решения.
- Метод возвышается над создателем и тот потом мстит за это методу, выбрасывая его, заменяя.
- Ощущая на своем горле хватку культа рассуждений.
- Контроль над знаниями, обладание знаниями - соловьиная песня их опыта.
- Диагноз нужен тому, что предопределено природой (медик не может создавать и перестраивать человеческое тело, структуры же и системы разрабатываются людьми).
- Индикаторы истощенной парадигмы США:
- Крайняя озабоченность деньгами как целью
- От новаторства - к росту ради роста
- Рост коррупции и числа скандалов
- Упадок добрососедства, взаимной ответственности и т.д.
65. Дж.Гибсон выделил 7 основных элементов практики Фредерика Тейлора:
- Аналитический подход с направлением снизу вверх с классическим разбиением на компоненты или элементы
- Отсутствие фазы определения целей в обычном процессе инженерного дизайна
- Практика инженерных разработок в вакууме - без учета человеческого фактора.
- Иерархический, непрофессиональный стиль инженерных разработок.
- Фантазия дизайна, свободного от ценностей.
- Традиционная практика отделения мышления от практических действий.
- Сильный акцент на индивидуальное вознаграждение за индивидуальные усилия.
66. Творчество включает процесс изменения личного отношения к ситуации.
67. Определение проблемы:
· Психолог Дэвис: это стимулирующая ситуация, на которую организм не имеет готового отклика
· Э.Боно: это разница между тем, что есть и чего хочется.
68. Томо Сугияма - три типа проблем: иррациональность, непоследовательность, необоснованные затраты.
69. Уилл Маккуини - четыре альтернативных реальности у людей - сенсорная (физическая реальность), социальная (чувства и восприятия), унитарная (авторитарная), мифологическая (харизматическая).
70. Крис Арджирис: руководители любят «затушевывать» проблемы, вызывающие у них озабоченность.
71. Все классификации проблем, не связанные с целями (например, по методам решения) - имеют серьезные недостатки.
72. Любая проблема и потребность имеют два аспекта - ценностный (убеждения, желания, цели) и сущностный (управление, исследования, конкретные ситуации).