Петровский Ходорыч Энкоды



Петровский, Ходорыч, Энкоды:

Как известно, мозг человека обладает свойством дорисовывать нерегулярные структуры до регулярных, тем самым как бы осуществляя своего рода предварительную обработку сигнала для улучшения распознавания (точно так же, как мозг автоматически переворачивает изображение, которое фиксируется у нас на сетчатке вверх ногами).

Энкод дает вашему оппоненту возможность достроить заданный вами намек до законченного образа. Самостоятельно достраивая и «расшифровывая» смыслы, оппонент себя проявляет, что и служит главной целью использования энкода.

Увидеть достоинства энкодов проще всего на примерах реального общения. Это так же просто, как представить преимущества так называемых тепловых ловушек, которые отстреливают с вертолетов и самолетов как ложные цели для ракет с тепловым наведением. Если вы участвуете в коммуникационной битве, просто начните вставлять в диалог многозначительные фразочки типа: «Я понимаю, к чему ты клонишь…» – и будете сами удивлены эффектом.

Игра, во‑первых, позволяет максимально быстро узнать человека, а во‑вторых, добиться максимально выгодного сотрудничества.

Заикание – это закамуфлированная трусость. Для меня же заикание (а меня напугали гуси) стало еще одним ограничителем, благодаря которому я, возможно, и стал прислушиваться к точным удачным приемам общения, понимая, что если вместо нескольких пуль у меня есть одна, то я должен попадать с одного – первого же – выстрела.

Подстройка – это своего рода айкидо. Есть цель, и есть средство, и нужно понять, как можно достичь цели, максимально используя и учитывая интересы всех участников процесса. Зачем тратить силы, если можно лететь на гребне волны? Подстройку можно сравнить с тонким тюнингом двигателя – чем плотнее и правильнее подогнаны друг к другу все детали, тем мощнее и надежнее будет он работать.

Энкод делает объективную ситуацию менее определенной, позволяя зрителю додумывать чуть больше, чем обычно, а именно хорошие возможности для додумывания подчас и отличают хорошие фильмы от плохих, именно додумывание делает картину более глубокой и живой.

Многие пословицы‑поговорки в самом деле являются энкодами. Однако их действие абсолютно разное. Если пословица‑поговорка пришпиливает, столбит, определяет, то энкод, как правило, наоборот, расшпиливает, отвязывает от столба и дезопределяет. То есть поговорки закрывают свободный полет диалоговой речевой программы, а энкоды переводят этот полет в игровой формат. Вы говорите нечто, что может иметь самый разный смысл, в зависимости от того, что я имею в виду и что думает об этом тот, кто думает о том, что я имею в виду.

– Что такое ворон? – Клякса на белом снегу!

Примеры очень напоминают так называемый разрыв шаблона – термин из НЛП, обозначающий неожиданное действие, имеющее целью ошарашить оппонента, ввести его в ступор, чтобы затем плести из него веревки.

Смешным всегда является наименее ожидаемое развитие ситуации. Собственно, чем больше зазор между тем, что ожидалось, и тем, что произошло, тем более смешной становится ситуация, и, собственно, вся задача юмориста сводится к поиску новых и новых любопытных противоходов. Большинство существующих энкодов имеют своей целью переключить собеседника на нужную волну – в первую очередь на волну доброжелательности.

Человек по сути своей хорош и весел – лично для меня аксиома. Но годы отнимают силы и время, рутина и обыденность уничтожают любую игру, жизнь формализуется, и «окостеневает». Один из немногих способов бороться с этим окостенением – играть.

На разрыве шаблона основан юмор вообще и шутки в частности.

Самое остроумное объяснение ускорению времени высказал мой друг и бизнес‑партнер Николай Полуэктов, который предположил, что каждый прожитый год воспринимается тем, кто его прожил, как отношение прожитого года к общему количеству уже прожитых лет. Например, первый год жизни – как 1 к 1, третий – как 1 к 3, двадцать пятый – как 1 к 25, и так далее!

Идея Полуэктова лишь дополняет предположение о том, что запоминается не структурированная рутина, но реальные, единичные события и действия. А энкоды сами по себе выступают отличным деструктуратором событий, коммуникации, времени, всего чего угодно.

Хороший психолог часто вводит собеседника в замешательство лишь потому, что хорошо знает: за замешательством всегда следует зона ясного контакта.

Дм.Лихачев: «Смех не просто сокращает дистанцию, преодолевает вертикали в общении, смех создает зону контакта».

Энкод оптимизирует отношения, расширяя пространство вариантов.

Смех оказывается способен перестроить мысль, блуждающую в лабиринтах стереотипов.

Вот представьте себе – скрипка… Точнее, рисунок скрипки. А рядом, на рисунке, рисунок бирки. А там написано: «Скрипка Страдивари. Второй сорт». Получается – два знака (рисунок скрипки и бирка с надписью) в плоскости третьего (рисунок в целом). Логический абсурд в знаковом обрамлении. Смешно!

Сатира условно принижает сущность объекта (его положительный образ сводится к видимости); юмор, наоборот, придает виду объекта условный смысл чего‑то низкого (косвенно «очищая» и возвышая в глазах людей его сущность); ирония условно возвышает видимое (в ущерб сущностному); сарказм – условно возвышает сущность объекта (умаляя значимость внешних его атрибутов – «видимости»).

Энкоды – это речевые клише‑фразы, обескураживающие собеседника.

В словаре Даля: «Легко плевать сверху, а ты попробуй‑ка снизу!»

Энкод вторгается во взаимоотношения между разными «я» собеседника – он сталкивает Родителя со Взрослым, Ребенка со Взрослым, Дитя с Родителем.

Игры, указывает Берн, протекают на двух уровнях: человек изображает одно, на деле имея в виду другое. Любая игра имеет своего рода ловушку. Но ловушка срабатывает только тогда, когда в собеседнике есть какая‑нибудь слабость, за которую, как за рычаг, может уцепиться субъект. Таким рычагом или слабинкой, например, может быть страх, жадность, сентиментальность или раздражительность.

Специалисты в области конфликтологии утверждают, что необходимо умелое применение всех пяти тактик (стилей) – соперничества, сотрудничества, компромисса, уклонения и уступки – в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.

Сетка Томаса‑Килмена:

 

На заре перестройки поэт Юнна Мориц обращалась в своих стихах к эмигрантам, звала их домой на Родину такими словами: «Приезжайте, у нас интересно!..» (в смысле – с нами тут не соскучишься…). Игры нас взбадривают.

Энкоды по механизму своего действия – это рефрейминг – старая мысль в новом обрамлении. Существует много видов рефрейминга.

В своей книге «Структура магии» Джон Гриндер и Ричард Бендлер вводят очень важное различение между тем, что они называют «Глубинной Структурой» и «Поверхностной Структурой» высказывания. В глубинной структуре «живут» подлинные результаты жизненного опыта человека, а «поверхностная структура» – это то, что непосредственно высказывается.

Детская шутка из незапамятных времен. Как расшифровывается слово «Дуня?» Ответ: «Дураков У Нас Нет…» «А “я”?»

Английская шутка‑аналог: «Успех любой истории определяется двумя моментами: во‑первых, недосказанностью...» (Те, кто попались, спросят: «А во‑вторых?..»)

Примеры энкода:

  • Прошлое – покосившаяся изба, будущее – фундамент особняка, а настоящее – строительный вагончик.
  • В жизни за все приходится платить, но дуракам существенные скидки.
  • Когда приходят женщины, мысли куда‑то уходят.
  • Не хочешь страшных ответов, не задавай мне страшные вопросы…
  • С третьего раза мы все – гении…
  • А ты читал книгу «Лучше износиться, чем заржаветь»?
  • Знаешь, где корни эротической прозы? В сказках с хорошим концом!
  • Отойдите пока за линию. – Какую? – За линию вежливости. Представьте ее, если не видите.
  • Знаешь, как называется бумеранг, который никогда не возвращается? – Как? – Обычная палка!

Энкоды создают удобный и понятный «интерфейс взаимодействия… Применение энкодов не требует точной оценки ситуации.

Авторы книг дают конкретные лекарства для конкретной болезни, но ведь самое сложное в лечении – правильная диагностика! Простуду можно лечить парацетамолом и малиной, но точно ли имеет место быть именно простуда? И вот определять, какой именно ситуации в этой шкале соответствует ваша конкретная ситуация и в чем действительно заключается верное решение, все равно приходится вам лично! Главная трудность – именно в понимании особенностей каждой конкретной ситуации и возможностей, которые она таит, польза от конкретных рецептов здесь очень сомнительна.

Причина смысловых нестыковок связана еще и с тем, что разные люди выстраивают свои сообщения по‑разному. Кто‑то сразу излагает главное, кто‑то к главному подводит, а кто‑то, для пущей драматургии, вообще строит свое сообщения на антитезе‑противоходе, когда вторая часть сообщения полностью опровергает первую – услышав лишь часть, а не целое, можно и информацию воспринять частично, а не целиком, и выводы сделать неверные.

Любая дискуссия предполагает множество приемов, уловок, сюжетов, но основополагающим фактором, которым нельзя пренебрегать, является стремление каждого спорщика отстоять свою точку зрения – порой оно анекдотично и даже иррационально, но часто непреодолимо и может свести на нет любой из конструктов, в итоге став причиной негативного для вас развития ситуации.

Соперника надо не обыграть и даже не переиграть, но сделать из него партнера – пусть ошарашенного и расфокусированного, но друга и приятеля. Для этих целей эффективно использовать рефрейминг – придание старой мысли нового обрамления.