Борис Покровский, Что, для чего и как.
- Пикассо спросили, что важнее - что или как. Пикассо подумал и ответил - кто.
- Режиссер есть нечто объединяющее, он должен одновременно видеть, слышать и воображать виденное и слышанное.
- Художники, в общем-то, не намерены слышать нас. Бог создал их для того, чтобы они видели, а не слышали.
- Художник мыслит одними образами, композитор - другими образами, актер - третьими образами. Каждый говорит на своем языке и режиссер должен знать все эти языки, при этом каждому надо сказать свое. Это должны быть не приказы - ты сделай это, ты - это, а ты - это, нужно делать такие намеки, которые укололи бы их интуицию и вызвали у них самостоятельное образное мышление. Это должны быть абсолютно разные средства, работающие на одном образе.
- Странная тема колокольчика. Я говорю о неком колокольчике, который все время - чувствую - звенит, когда идет мой спектакль, он все время мне напоминает, что может что-то произойти, и это произойдет, и к этому идет.
- Все, надо устраивать скандальчик.
- Каждая следующая репетиция должна вносить что-то новое. Как говорят у нас в театре, идут поиски репетиции. А актеру нужна точность и четкость.
- Вероятно, природа голоса такова, что он заливает душу, это поразительная увлеченность и заразительность пения.
- Г.Вишневская: раз он так кричит, значит, он хочет помочь артисту как можно быстрее это сделать, ему не хватает времени, поэтому он включает все средства. Он свое видение образа хочет вколотить в вас сию секунду. Он не может растянуть процесс работы на месяцы и вытягивать из вас по крупицам. Он хочет сегодня помочь. В этом огромный талант Покровского, он вам подскажет, даст ключ каким-то словом, каким-то движением вдруг или мизансценой, каким-то анекдотом, каким-то случаем, набьет вашу голову идеями, подложит под вас такой второй план, что хватит на несколько ролей.
- Костюм для меня - это внешнее воплощение моего внутреннего образа.
- Актерская правда - это умение наврать, причем наврать так, чтобы это была правда, это театр.
- Владимир Агронский: режиссер имеет дело с массой людей, у нас народ привык к царю-батюшке и это в генах где-то заложено. Заставить что-то делать хориста вокалиста или оркестранта без этой воли очень трудно. Форма выражения этой воли, энергетическая наполненность может быть любая - он может быть очень мягким или сердитым, или злым, или добрым. Здесь все приемы хороши, потому что они работают на достижение цели.
- Когда обращаются к опере не чтобы душу зрителю приласкать немножечко, чтобы она чуть-чуть не так болела, а для того, чтобы прославиться, выкинуть какой-нибудь фортель, обратить на себя внимание - мне это кажется спекуляцией. Такую новацию я всегда называю невежеством, помноженным на спекуляцию.
- Мейерхольд объяснял, как тренировать фантазию и наблюдательность. С утра вы ходите по городу и смотрите на все ворота в городе - одни помпезные, другие грустные, третьи - голодные, облезлые.
- Молодые режиссеры очень часто хотят узнать точный ответ на вопрос. Конечно, если знаешь, что 2*2=4, можно спокойно спать. Но если не знаешь, сколько будет 2*2, будешь думать об этом самостоятельно, и не только головой, но и сердцем, решать проблему. При этом проблема может быть очень смешной, маленькой, но это твоя проблема, ее решение дает гораздо больше, чем то, что можно прочитать в каком-нибудь учебнике.
- Спор помогает очистить какое-либо явление от всего наносного. Это словно обработка алмаза.
- Рисковать можно только тогда, когда хорошо плаваешь.
- Товстоногов не только умел убеждать, но у него всегда было чем убедить.
- Необходимо купание режиссера в атмосфере, которая якобы соответствует той атмосфере, в которой было создано произведение.
- Режиссер - это организатор действия.
- В сцене Большого театра заложен чудовищный сценический эффект. Наше зрение объемно и когда вы сидите в Большом театре, периферическим зрением вы видите дикое количество золота. Какой же мощью должны обладать объекты на сцене, как они должны быть освещены и скомпонованы, чтобы победить это периферическое зрение. Многих художников оно просто раздавливает. Современные театры на Западе строятся с темными порталами, чтобы сконцентрировать все внимание на сцене.
- Когда гуляешь по лесу, выходишь на полянку, потом на опушку, затем смотришь на лес со стороны поляны и на поляну со стороны леса. Все время меняется композиция того, что незыблемо существует.
- Когда я ставлю спектакли, я являюсь одновременно и музыкантом, и актером, и художником, в каждое мгновение переключаясь с одних правил художественного творчества на другие.
- Я совсем не мистик и считаю, что надо готовиться к спектаклю, обязательно все очень хорошо знать, но неизвестно, что из того, что застряло в голове сыграет когда-то свою благородную роль в спектакле, а что, наоборот, будет лишним и ненужным. Так что здесь должна быть, конечно, расчистка и от ненужного надо отказываться.
- Ощущение человека, будь то актер, дирижер, режиссер в опере можно определить как рабство, счастливое рабство.
- Евг. Светланов: я всегда делал то, что хотел, я избалован, я избежал в жизни насилия, мне не приходилось делать то, к чему не лежит душа.
- Я знал, что меня ведет судьба, и идти за судьбой я согласен, но надо посматривать и под свои собственные ноги - куда ступаешь.
- Рихтер мог бы быть поразительным режиссером, он ощущает пространство, он ощущает музыку в пространстве и пространство в музыке.
- Шостакович, когда его попросили что-то изменить в опере Нос: «ну я знаю, что я там очень плохо написал, и совсем неправильно там написал, и мне очень стыдно, но я менять ничего не буду, не буду».
- Сталин приехал на Пиковую даму в Большой театр. Певец, который пел Елецкого, был болен и дал «петуха». Когда побежали к Сталину извиняться, сказали, что это третий состав. Сталин открыл ложу и показал на зрительный зал: «А это что, зрители, тоже третий состав?»
- Сталин обладал довольно хорошей культурой, и этого его чувства культуры побаивались деятели, которые культурой не владели, они не разбирались, что может понравиться, а что не может понравиться.
- Нравственная экзекуция была проделана надо мной возбужденным невежеством.
- Многие поддерживают молчаливым благожелательством, но никто не посмел преодолеть страх перед узаконенной гнусностью.
- Дирекция предложила Покровскому написать заявление об уходе, потому что он пользуется слишком большим авторитетом, чтобы какой-то еще режиссер работал рядом с ним.
- Дм.Бертман: любое искусство начинается с подражания. Главная проблема школы сейчас заключается в том, что не с кого копировать.
- Валерий Левенталь: Большой театр как дредноут. Он может быть старомодным, может быть как бы вне общего направления, но высочайшее качество - это его товарный знак. Придти к высокому качеству можно только при наличии высоких планок. Это действительно не проходной двор.
- Марк Эрмлер: фантазия у режиссеров в общем-то очень бедная. Они какими-то внешними приемами пытаются сублимировать отсутствие замысла.
- Перед невежеством свободы слова надо выстоять.
- Безвкусие пресекалось немедленно. Но всегда поддерживалось стремление найти новую грань в материале, изучив этот материал основательно. Изучив, а не изменив - это очень важно.
- С публикой надо как делать - вот я пришел на спектакль, и ты берешь меня за шиворот и так давишь меня, и я вижу как все здорово. Потом я привыкаю к этому, надо тут снова взять меня и отпустить, дать подышать, а потом опять как схватить. Это из его лекции в Гиттисе.
- Зрителю нужно задавать вопросы, чтобы возникал театр вопроса, а не театр ответа. Чтобы зритель и уходил с вопросом.
- В учебном классе все близко и я сразу понял всю прелесть малых расстояний.
- В произведениях Хренникова всегда есть какая-то изюминка, этакая салонная ухмылка, которая делает спектакль таким элегантным и эффектным. Он всегда поддерживал меня своей умной дипломатичностью.
- Ни у кого колокола нет. В Большом театре есть колокольня, но колокола, который созывает зрителей, нет ни у кого. Раз удар колокола будет, значит, что-то началось, это та пружина, которая эмоционально закручивает.
- Вместо меня за режиссерский столик усаживается время, которое каким-то образом управляет самим спектаклем.
- Министр культуры Демичев как-то сказал: нам очень хочется придти к вам как-нибудь на спектакль. Все так хвалят, такой замечательный театр, очень хочется, но, к сожалению, мы не можем. - А почему же вы не можете? - Нам запрещено идти, у вас нет правительственной ложи.
- Анатолий Левин: очень многие режиссеры уподобляются туристам, которые, забираясь на самую красивую скалу, обязательно должны написать на ней: «здесь был Вася».
- Жизнь всегда приносит нам какие-то неожиданности и всякого рода прогнозы в жизни никогда не оправдываются. Настоящая подлинная жизнь всегда в какой-то степени хаотична, в ней есть непредсказуемость.
- В русской литературе, в русском искусстве всегда присутствовала некая непредсказуемость и неожиданность, необъяснимость того, что происходит с действующими лицами. Из этих необъяснимых вещей, из этого абсурда состоит наша прекрасная жизнь. Виктор Ерофеев
- Действительно, Советский Союз - это рай для писателей. Это, конечно, ад для читателей, но это уже их проблемы.
- Шутка Покровского: Шнитке - гениальный композитор, он изобрел новый вид нотной записи. Если нота записана, а ее нет в голосе, значит, ее не должно быть слышно.
- Его приглашают в гости и говорят: у меня дом старый, там большая лестница, пятый этаж без лифта. Ничего, - отвечает Покровский, - с утра начну подниматься.
- Он разрушал штампы, а для людей, которые владеют каждый своим количеством штампов, это страшнее смерти.
- Про него сказали: он табуретку заставит играть.
- Александр Холминов: при нем нельзя работать вполнакала. Если кто-то не хочет работать с ним в его ключе, в его ритме, в его темпе с полной отдачей, человек для него не существует, он просто не воспринимает таких людей. Он беспощаден к себе, он словно вулкан. Его нельзя представить благоденствующим, успокоившимся.
- Взаимоотношения Покровского с труппой: люблю как душу, трясу как грушу.
- Чтобы вывести на гастроли Дон-Жуана обычному оперному театру нужно минимум 150 человек, а весь Камерный театр Покровского - оркестр, солисты, хор, постановочная часть и т.д. - всего 80 человек.
- Ленин говорил, что искусство - есть отскок от действительности. (ИА - и образование тоже).
- Когда я ставил какой-нибудь спектакль в той или иной стране, я всегда старался понять, что в данном случае людям интересно, что их может привлечь, что их может растрогать. Я стал внимателен к публике, к тем, кто приходит в зрительный зал, я обязан знать, для кого я ставлю этот спектакль. Я должен почувствовать того зрителя, который придет на наш спектакль, почувствовать, что его может увлечь, а что ему безразлично. (О «Зори здесь тихие» в Праге).
- Декорации, как никак, всегда загружают сцену и отвлекают и очень часто, вместо того, чтобы смотреть на актеров, я разглядываю какую-то часть декорации, особенно если эта декорация выполнена очень эффектно, и вызывает к себе интерес, отвлекает внимание на себя.
- На меня, например, пение Высоцкого производит огромное впечатление. Меня это и радует, и волнует, и я чувствую какие-то странные образы, которые возникают, о которых он, может быть, и не думал, но они возникают. Что бы он ни пел, не могу оторваться от его пения. Я его видел на сцене, он довольно приличный актер, не больше. В кино то же самое - нормальный, приличный актер. Но в пении он меня волнует.
- Владимир Агронский: джаз - это в общем разговор, диалог, беседа, там очень важна интонация.
- Снегурочка Римского-Корсакова - очень хорошая опера, но это как бы здравый смысл талантливого человека. Таинство посещало Мусоргского. Римский-Корсаков был выше с точки зрения культуры, умения, расчета, он редактировал Мусоргского и помогал ему «выйти в люди».
- Я люблю Верди. Я люблю его потому, что он любит человека. Любит Аиду. Иногда он любит публику, и тогда для нее вставляет несколько тактов, которые как бы должны публику оживить. Это какие-то маршеобразные трубные возгласы, они появляются во многих операх. Я это не очень люблю, но понимаю, что Верди надо было заработать и положение, и деньги на хорошую жизнь. Да и публика хотела этого. Мусоргский этого избегал.
- Моцарт очень прост и очевиден, у него все действия настолько точно и четко прочерчены, что невозможны иные мнения и иное понимание той или иной драматургической ситуации. Нет конфликтных людей, а они всегда очень интересны для режиссера, они трогают душу.
- В этом безобразии есть необыкновенная красота и невозможность вариантов.
- Это не борьба конкретных людей за сферу влияния, а благотворное противоборство тенденций.
- Художественная значимость результата прямо пропорциональна энергии каждой приложенной силы и величине внутренних напряжений.
- Как решить пластику хоровых групп? И Покровский распределяет пластические функции певцов сообразно их фамилиям по латинскому алфавиту: исполнители с фамилиями на А становятся на одно колено, на В - на два колена, на букву С - отдают земной поклон, D - смотрят на убитого Галицкого, Е - следят за полетами стрел, F - крестятся.
- Покровский: вот стоят по всем городам гранитные и гипсовые фигуры вождя и указывают ладонью, но куда указывают - неизвестно. А до революции на всех железнодорожных станциях был изображен на стене вытянутый палец и пассажиры твердо знали - там сортир.
- Покровский никогда не терял феноменальной и почти магической способности воздействия на всех своих коллег и сотрудников. Ему хочется подчиняться, ибо он при любых формах общения неизменно пробуждает в людях инициативу и фантазию.
- Он все отведенное время потратил на тщательную репетицию двухминутного молчаливого выхода всех артистов перед прологом, он обновлял не постановку в ее внешних выражениях, а обновлял души артистов, промывал будто святой водой их вкус и интуицию, активизировал навыки памяти и вдохновлял воображение, мягко и ненавязчиво воздействовал на их чувство ответственности.
- Закон взаимного усиления разных искусств в моменты их встречи на сцене.
- Зачем усиливать и распространять зло? - сказал Покровский, - оно и так плодится как мошкара на гнилье.
- Гидас Мажинтас: гениальный король режиссуры - в маленьком королевстве, в Камерном музыкальном театре, а бездарные князья режиссуры - в больших дворцах.