Выступления на 10-летии Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ



Действительно крупными проектами могут называться только те, что меняют экономический ландшафт вокруг себя, - говорит В.Коссов. - Если этот ландшафт изменился в том направлении, какой был задан проекту, его надо считать оправданным.

Не было продумано никакой резервной цели.

Суэцкий канал обошелся в 19 раз дороже, сверхзвуковой пассажирский воздушный лайнер "Конкорд" - в 11 раз,

 

Конференция по поводу 10-летия НФ ВШЭ:

Среди выпускников нет безработных.

Расширение информации опережает ее усвоение.

 

«Вы - немногие из тех, кого не нужно будет переучивать или доучивать на рабочих местах» - из послания Л.Л.Любимова выпускникам НФ ВШЭ.

 

Евг.Ясин:

  1. Фурсенко, давая интервью Эксперту, сказал, что изобретательский талант - конкурентное преимущество наших соотечественников.
  2. Экономист широкого водянистого профиля.
  3. Двухзначная инфляция губительна для инноваций в бизнесе.
  4. Если мы не в состоянии тратить деньги от нефти с пользой, лучше отложить их.
  5. Нет модернизации оборудования, инвестиций, НИР - огромный застойный сектор.
  6. Глазго был крупнейшим мировым центром судостроения, обнулилась угольная промышленность, еле жива автомобильная. Ставка на экономику знаний.
  7. Нужно принимать во внимание неопределенность в госполитике.
  8. Национальными приоритетами должны стать образование, наука, инновации (но без расчета на быстрый результат).
  9. Одна из самых мощных систем образования в мире была выстроена под задачу индустриализации (крупные заводы на стибренных с Запада идеях).
  10. Мало людей, читающих книги без картинок или иностранные книги.
  11. Половина университетских центров страны не имеет подписки на иностранную литературу. Это свойство закрытой экономики.
  12. Надо задать высокую планку.
  13. Инновации - на стыке фундаментальной науки и прикладных разработок, это самое слабое звено. Опыта мало, масштабы мелкие.
  14. Объем венчурных инвестиций - 0,01%-0,02% от ВВП, это 100 млн.д (по другим оценкам - еще меньше). В Польше - 0,08%, в США - 0,48%. Индия тратит 1 млрд. д, Китай - 1,3 млрд, Европа - 5 млрд., США - 20 млрд.д  в год (это только частные компании, без учета госинвестиций).
  15. МЭРТ создало ПИФы для малого бизнеса. Федеральный бюджет дает 500 млн.руб., регионы - еще по 500 млн., бизнес - 1 млрд.руб. Всего будет 70 млн. д, этого хватит примерно на 22 проекта. Риски - потом смотрят: кто выиграл, кто проиграл.
  16. В США давали не кредиты, а гранты ученым и их ученикам. Принимали 1 из 13 заявок и давали до 100 тыс.долларов на год на создание опытного образца. Следующий этап - до 500 тыс.д. - на развитие компании, на третий год подключаются уже банки или частный венчурный капитал. Это программа сыграла огромную роль (в 60-е годы США отставали от Франции и пр.). Вышка открыла свой проект.
  17. По Фонду Бортника заявки превысили ресурсы в сотни раз. Это должна быть стратегическая долговременная линия, независящая от смены правительств и фигур.

 

Елена Николаевна Геворкян:

  1. Государственное финансирование выделяется из расчета 170 студентов на 10 тыс.населения. Сейчас 458 студентов (в 2,6 раза больше). Госбюджет оплачивает 210, еще 248 - на платной основе. В Москве 970, в СПб - 925, Новосибирск - 844. нижегородская область -  на 18 месте.
  2. В 1992 году открылось первые 78 коммерческих вузов, в 2005 году их было всего 647. количество государственных и коммерческих вузов сравнялось.
  3. В стране 1280 вузов и столько же филиалов. 6 млн. студентов - в 2,3 раза больше, чем в 1992г. Более 50% учатся на платной основе. В негосударственных вузах - 1 млн.чел.
  4. 2 млн. студентов в РФ обучаются экстерном (Ленин не смог закончить экстернат в Казанском университете).
  5. Раньше инженеры вынуждены были получать второе, экономическое образование, скоро будет наоборот.
  6. На 1 профессора приходится 132 студента, на 1 доцента - 49 студентов.
  7. После аспирантуры или через год-два защищается только 20-25%.
  8. Высшее образование расслаивается: элита, среднее и никакое - а все получают одинаковые государственные дипломы. Это угроза для работодателя.
  9. Корень зла - в общеобразовательной школе. Средний вуз 2-2,5 года ликвидирует безграмотность школьных выпускников.
  10. Образование должно на несколько шагов опережать сегодняшний рынок труда. Заигрывание с работодателями по образовательным стандартам не всегда оправдано.

 

Лев Любимов:

  1. Эпохи: Ренессанс, Великие открытия, Промышленная революция, Модерн.
  2. Креативность как универсальный фактор.
  3. Снижение доли материало- , капитало- емких, и возрастает доля знание-емких факторов.
  4. В краткосрочном плане все зависит от спроса, в среднесрочном (10 лет) - от образования и новых технологий, в долгосрочном (50 лет) - от качества государства.
  5. Власть, ректорский корпус, бизнес, индивиды.
  6. Государственные стратегии сменились на региональные, личные и ректорские. Использование госресурсов в негосударственных интересах.
  7. Нацпроекты нацелены на образовательную компоненту, а не научную в университетах. Какая наука при 700 часах нагрузки?
  8. Фаустизация филиалов - они кормят тех, от кого зависит принятие решений.
  9. Нет конкуренции качества, есть конкуренция цены (free riders).
  10. Верните назначение ректоров.
  11. На Западе президент университета - это не синекура, а кормилец, привлекающий ресурсы.
  12. Тает элитное образование - для него нужен элитный персонал. И оплачиваться он должен не намного ниже, чем в Европе (70-80 тыс.д годового дохода у профессора в бизнес-школе). Либо корпоративный сектор приглашает западную профессуру, либо наши едут учиться туда.
  13. Не нужен диплом гособразца. Будет диплом МГУ и диплом Западного дубового леса.
  14. Множество совместителей - позор системы.
  15. Мимикрия и иезуитство.
  16. Регионы не влияют на университетскую систему.
  17. Успешный профессор учит, исследует и консультирует.
  18. Система производит элитные кадры, а они уходят --  в мир.
  19. Профанационные вузы.
  20. Болонский процесс - через 4 года придет международный мониторинг и вузам придется раздеться (из 1200 наших вузов только 14 пошли в Болонский процесс).
  21. Профессионалов по тренингу - 40-50 в стране.
  22. Нужны 2-3-летние программы (по той же бухгалтерии), нужно многообразие. В  США 11 лет учатся на врача.
  23. Как сказал один американский ректор, 100 лет назад университетское образование было Just in Case (на всякий случай), потом Just in Time сейчас Just for You - чего-то можно достичь только через университетское образование.
  24. Университет должен: поддерживать себя сам, создавать новые знания, сам назначать цены и осуществлять маркетинг своего продукта.
  25. Прирост ВВП США - 4,5%, у нас больше, но наш ВВП - 10% от американского.
  26. Вузы должны вкладывать, а не «пилить».

 

Вадим Радаев, первый проректор:

  1. Открытость на входе, прозрачность для абитуриентов и родителей (бесчеловечные технологии).
  2. Можно получать до 3 стипендий одновременно. Открытость для регионов. Зачислили 559 человек по результатам ЕГЭ. Более 40% студентов из регионов.
  3. Цель - превращение из столичного в национальный вуз.
  4. Большая открытость для лучших коммерческих студентов (кто недобрал 1-2 балла - тем скидка до 70%).
  5. Появились образовательные кредиты, их уже 130.
  6. Начал работать брэнд - рост числа коммерческих студентов в 1,5 раза.
  7. Открытость для студентов.
  8. Проектный подход, информационная база (уже есть доступ к 10 тысячам иностранных изданий), базовые кафедры (привлечение практиков).
  9. Университет должен быть исследовательским. НИР.
  10. Академические надбавки разного уровня - 12 или 30т.р. за публикации, вклад в развитие своей дисциплины и т.п.
  11. Конкурс индивидуальных грантов - 30т.р. в мес.
  12. Проекты «учитель - ученики» и «центр - филиалы».
  13. Открываются исследовательские лаборатории.
  14. Вуз, инвестирующий в себя - в материально-техническую базу, в бибилотеку, преподавателей. Базовая ставка профессора - 1т.д.
  15. Каждый год - 3 больших мониторинга и спецопрос, раз в полгода - рейтингования преподавателей.
  16. Выпускники написали «Кодекс чести студента», его раздали студентам, подключился (добровольно) лишь каждый десятый.

 

Андрей Клименко:

  1. период обострения реформ
  2. управление должно отражать динамический баланс общих интересов
  3. сложность объекта управления должна быть адекватна сложности объекта
  4. каскад реформ.
  5. Условия успешных реформ:
  • создание единой системы понятий, измерений и классификаторов.
  • Единая система управления изменениями, контролирующая их результативность. Формирование конкурентной среды.
  • Адекватное ресурсное обеспечение.
  • Стимулирование участников реформ и вовлечение.
  1. Симуляция реформ.

 

Никонов:

  1. есть закон об инвестициях Нижегородской области.
  2. 19 млн.рублей - на всю поддержку инноваций
  3. Создание регионального центра наноиндустрии
  4. Российский фонд фундаментальных исследований (Фонд Бортника)

 

Г.Константинов, парадоксы образования в экономике знаний:

  1. Индустриальной экономике нужен свободный рынок труда и в США пришлось (с кровью) освободить рабов.
  2. Сейчас меняется психологический контракт между работодателем и работником. Все больше падает заинтересованность людей в компании, а компании все больше заинтересованы в людях.
  3. Экономика знаний все больше зависит не только от экономической глобализации, но и глобализации мышления (за счет простых и эффективных коммуникаций).
  4. Вопросы идентичности, понимания себя как части чего-то...
  5. Полет на 5 тыс.км сегодня- рядовое явление, а раньше- ...
  6. Знание - с одной стороны, интерпретация собственного опыта, с другой - создание видения будущего. Это мостик.
  7. Знание, в отличие от информации, всегда сопряжено с действием.
  8. Данные --- информация (там уже есть смысл) - знание --- мудрость.
  9. Объем информации бурно растет, но не производится нового знания.
  10. Поиск смысла - это работа мышления. Новое знание связано с образом мышления конкретного индивида. (Такаучи - управление знаниями).
  11. Знание и воля оказываются взаимоувязанными.  Знания нельзя рассматривать вне намерений конкретного человека.
  12. Знания не обезличиваются, они могут быть формализованными или неформализованными.
  13. Конкуренция становится индивидуальной (не страны и не компании).
  14. На первый план выходит интеллектуальное лидерство (индивидуальная конкуренция людей в глобальном пространстве).
  15. Монополия на информацию была источником власти и влияния.
  16. Эффективность бизнеса смещается от эффективности действий к эффективности взаимодействия и сотрудничества.
  17. Сетевая экономика.
  18. Три кружка: гуманитарная культура, естественно-научная культура, бизнес-культура. А на их пересечении - человек.
  19. Какой продукт кафедра и пр., 120 человек выдают ежегодно во внешний мир? Это же НИИ.
  20. Знание само по себе не может быть источником УКП. КП - способность генерировать новые знания.
  21. Повышение чувствительности к когнитивным диссонансам (локальным).
  22. Парадоксы:
  23. Информационная насыщенность (демотивирует)
  24. Парадокс неопределенности  -умножается число альтернатив, отсюда страх
  25. Скорость старения знаний (период полураспада)  -2,5 года, а у нас обучение 5-летнее.
  26. Обучение - нужно учиться забывать, очищать ментальное пространство.
  27.  

Уровень дифференциации

Творческие мастерские

Индив. способ мышления

Волонтеры

Массовый университет

 

Уровень стандартизации

  1. Стандарты нужны для взаимопонимания, а конкуренция для движения вперед.
  2. От трансляции систематизированной информации - к формированию индивидуального образа мышления.
  3. Навигация в информационном пространстве.
  4. Развитие творческого потенциала.
  5. Навыки работы в мобильных интеллектуальных сетях.
  6. М.Портер: в экономике знаний существует один природной ресурс  - серое вещество. Мы его экспортируем даром. А надо научиться его капитализировать.
  7. Профессия - это конструкция индустриального общества.

 

В.Коссов:

  1. Российский бизнес живет копированием.
  2. Академик Анчишкин сравнивал экономику с магазином. Рынок инвестиционных проектов напоминает базарчик в селе, а инновационных проектов - придорожную торговлю плодами своего труда.
  3. Схема отбора инновационных проектов:
  4. Разведка - отсев 80-85%.
  5. Далее анализ, обработка с привлечением дополнительной информации - еще 75-90%. Потом решение, due diligence - проверка причастных - 50%. Итого остается 1%.
  6. Университеты должны быть опекунами инновационных проектов. Их надо укладывать в стандартную понятную форму.
  7. Рынок хил, слаб и не стандартизован. Нужен поток.
  8. Томск - лидер инноваций.
  9. Все поэтично про железо, а что можно заработать? Кому это надо, вместо чего?
  10. Где сегодня разлом в данной предметной области? ТРИЗу надо учить.
  11. Российский рынок для серьезных новшеств мал, надо работать на весь мир. Только Америка может поглотить массу новшеств.
  12. Можно создать, например, инновационные фирмы в Германии для русскоговорящих.

 

Из речи Любимова на юбилее «вышки»:

  • Черномырдин: надо вам лечь на это и получить то, что мы должны иметь.
  • Он же: мы должны стать еврочленами.
  • Немцов: реформы начинаются тогда, когда кончаются деньги.
  • Ясин: дырки надо затыкать или в них надо проникать.
  • Шохин: мы должны отойти от края пропасти, на дне которой мы находимся.
  • Немцов доказал, что губернатором может быть красивый и веселый человек. Иван Петрович доказал, что губернатором может быть каждый человек. А Ходырев показал, что область вполне может жить и без губернатора. С Гулей.