Выступления на 10-летии Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ
Действительно крупными проектами могут называться только те, что меняют экономический ландшафт вокруг себя, - говорит В.Коссов. - Если этот ландшафт изменился в том направлении, какой был задан проекту, его надо считать оправданным.
Не было продумано никакой резервной цели.
Суэцкий канал обошелся в 19 раз дороже, сверхзвуковой пассажирский воздушный лайнер "Конкорд" - в 11 раз,
Конференция по поводу 10-летия НФ ВШЭ:
Среди выпускников нет безработных.
Расширение информации опережает ее усвоение.
«Вы - немногие из тех, кого не нужно будет переучивать или доучивать на рабочих местах» - из послания Л.Л.Любимова выпускникам НФ ВШЭ.
Евг.Ясин:
- Фурсенко, давая интервью Эксперту, сказал, что изобретательский талант - конкурентное преимущество наших соотечественников.
- Экономист широкого водянистого профиля.
- Двухзначная инфляция губительна для инноваций в бизнесе.
- Если мы не в состоянии тратить деньги от нефти с пользой, лучше отложить их.
- Нет модернизации оборудования, инвестиций, НИР - огромный застойный сектор.
- Глазго был крупнейшим мировым центром судостроения, обнулилась угольная промышленность, еле жива автомобильная. Ставка на экономику знаний.
- Нужно принимать во внимание неопределенность в госполитике.
- Национальными приоритетами должны стать образование, наука, инновации (но без расчета на быстрый результат).
- Одна из самых мощных систем образования в мире была выстроена под задачу индустриализации (крупные заводы на стибренных с Запада идеях).
- Мало людей, читающих книги без картинок или иностранные книги.
- Половина университетских центров страны не имеет подписки на иностранную литературу. Это свойство закрытой экономики.
- Надо задать высокую планку.
- Инновации - на стыке фундаментальной науки и прикладных разработок, это самое слабое звено. Опыта мало, масштабы мелкие.
- Объем венчурных инвестиций - 0,01%-0,02% от ВВП, это 100 млн.д (по другим оценкам - еще меньше). В Польше - 0,08%, в США - 0,48%. Индия тратит 1 млрд. д, Китай - 1,3 млрд, Европа - 5 млрд., США - 20 млрд.д в год (это только частные компании, без учета госинвестиций).
- МЭРТ создало ПИФы для малого бизнеса. Федеральный бюджет дает 500 млн.руб., регионы - еще по 500 млн., бизнес - 1 млрд.руб. Всего будет 70 млн. д, этого хватит примерно на 22 проекта. Риски - потом смотрят: кто выиграл, кто проиграл.
- В США давали не кредиты, а гранты ученым и их ученикам. Принимали 1 из 13 заявок и давали до 100 тыс.долларов на год на создание опытного образца. Следующий этап - до 500 тыс.д. - на развитие компании, на третий год подключаются уже банки или частный венчурный капитал. Это программа сыграла огромную роль (в 60-е годы США отставали от Франции и пр.). Вышка открыла свой проект.
- По Фонду Бортника заявки превысили ресурсы в сотни раз. Это должна быть стратегическая долговременная линия, независящая от смены правительств и фигур.
Елена Николаевна Геворкян:
- Государственное финансирование выделяется из расчета 170 студентов на 10 тыс.населения. Сейчас 458 студентов (в 2,6 раза больше). Госбюджет оплачивает 210, еще 248 - на платной основе. В Москве 970, в СПб - 925, Новосибирск - 844. нижегородская область - на 18 месте.
- В 1992 году открылось первые 78 коммерческих вузов, в 2005 году их было всего 647. количество государственных и коммерческих вузов сравнялось.
- В стране 1280 вузов и столько же филиалов. 6 млн. студентов - в 2,3 раза больше, чем в 1992г. Более 50% учатся на платной основе. В негосударственных вузах - 1 млн.чел.
- 2 млн. студентов в РФ обучаются экстерном (Ленин не смог закончить экстернат в Казанском университете).
- Раньше инженеры вынуждены были получать второе, экономическое образование, скоро будет наоборот.
- На 1 профессора приходится 132 студента, на 1 доцента - 49 студентов.
- После аспирантуры или через год-два защищается только 20-25%.
- Высшее образование расслаивается: элита, среднее и никакое - а все получают одинаковые государственные дипломы. Это угроза для работодателя.
- Корень зла - в общеобразовательной школе. Средний вуз 2-2,5 года ликвидирует безграмотность школьных выпускников.
- Образование должно на несколько шагов опережать сегодняшний рынок труда. Заигрывание с работодателями по образовательным стандартам не всегда оправдано.
Лев Любимов:
- Эпохи: Ренессанс, Великие открытия, Промышленная революция, Модерн.
- Креативность как универсальный фактор.
- Снижение доли материало- , капитало- емких, и возрастает доля знание-емких факторов.
- В краткосрочном плане все зависит от спроса, в среднесрочном (10 лет) - от образования и новых технологий, в долгосрочном (50 лет) - от качества государства.
- Власть, ректорский корпус, бизнес, индивиды.
- Государственные стратегии сменились на региональные, личные и ректорские. Использование госресурсов в негосударственных интересах.
- Нацпроекты нацелены на образовательную компоненту, а не научную в университетах. Какая наука при 700 часах нагрузки?
- Фаустизация филиалов - они кормят тех, от кого зависит принятие решений.
- Нет конкуренции качества, есть конкуренция цены (free riders).
- Верните назначение ректоров.
- На Западе президент университета - это не синекура, а кормилец, привлекающий ресурсы.
- Тает элитное образование - для него нужен элитный персонал. И оплачиваться он должен не намного ниже, чем в Европе (70-80 тыс.д годового дохода у профессора в бизнес-школе). Либо корпоративный сектор приглашает западную профессуру, либо наши едут учиться туда.
- Не нужен диплом гособразца. Будет диплом МГУ и диплом Западного дубового леса.
- Множество совместителей - позор системы.
- Мимикрия и иезуитство.
- Регионы не влияют на университетскую систему.
- Успешный профессор учит, исследует и консультирует.
- Система производит элитные кадры, а они уходят -- в мир.
- Профанационные вузы.
- Болонский процесс - через 4 года придет международный мониторинг и вузам придется раздеться (из 1200 наших вузов только 14 пошли в Болонский процесс).
- Профессионалов по тренингу - 40-50 в стране.
- Нужны 2-3-летние программы (по той же бухгалтерии), нужно многообразие. В США 11 лет учатся на врача.
- Как сказал один американский ректор, 100 лет назад университетское образование было Just in Case (на всякий случай), потом Just in Time сейчас Just for You - чего-то можно достичь только через университетское образование.
- Университет должен: поддерживать себя сам, создавать новые знания, сам назначать цены и осуществлять маркетинг своего продукта.
- Прирост ВВП США - 4,5%, у нас больше, но наш ВВП - 10% от американского.
- Вузы должны вкладывать, а не «пилить».
Вадим Радаев, первый проректор:
- Открытость на входе, прозрачность для абитуриентов и родителей (бесчеловечные технологии).
- Можно получать до 3 стипендий одновременно. Открытость для регионов. Зачислили 559 человек по результатам ЕГЭ. Более 40% студентов из регионов.
- Цель - превращение из столичного в национальный вуз.
- Большая открытость для лучших коммерческих студентов (кто недобрал 1-2 балла - тем скидка до 70%).
- Появились образовательные кредиты, их уже 130.
- Начал работать брэнд - рост числа коммерческих студентов в 1,5 раза.
- Открытость для студентов.
- Проектный подход, информационная база (уже есть доступ к 10 тысячам иностранных изданий), базовые кафедры (привлечение практиков).
- Университет должен быть исследовательским. НИР.
- Академические надбавки разного уровня - 12 или 30т.р. за публикации, вклад в развитие своей дисциплины и т.п.
- Конкурс индивидуальных грантов - 30т.р. в мес.
- Проекты «учитель - ученики» и «центр - филиалы».
- Открываются исследовательские лаборатории.
- Вуз, инвестирующий в себя - в материально-техническую базу, в бибилотеку, преподавателей. Базовая ставка профессора - 1т.д.
- Каждый год - 3 больших мониторинга и спецопрос, раз в полгода - рейтингования преподавателей.
- Выпускники написали «Кодекс чести студента», его раздали студентам, подключился (добровольно) лишь каждый десятый.
Андрей Клименко:
- период обострения реформ
- управление должно отражать динамический баланс общих интересов
- сложность объекта управления должна быть адекватна сложности объекта
- каскад реформ.
- Условия успешных реформ:
- создание единой системы понятий, измерений и классификаторов.
- Единая система управления изменениями, контролирующая их результативность. Формирование конкурентной среды.
- Адекватное ресурсное обеспечение.
- Стимулирование участников реформ и вовлечение.
- Симуляция реформ.
Никонов:
- есть закон об инвестициях Нижегородской области.
- 19 млн.рублей - на всю поддержку инноваций
- Создание регионального центра наноиндустрии
- Российский фонд фундаментальных исследований (Фонд Бортника)
Г.Константинов, парадоксы образования в экономике знаний:
- Индустриальной экономике нужен свободный рынок труда и в США пришлось (с кровью) освободить рабов.
- Сейчас меняется психологический контракт между работодателем и работником. Все больше падает заинтересованность людей в компании, а компании все больше заинтересованы в людях.
- Экономика знаний все больше зависит не только от экономической глобализации, но и глобализации мышления (за счет простых и эффективных коммуникаций).
- Вопросы идентичности, понимания себя как части чего-то...
- Полет на 5 тыс.км сегодня- рядовое явление, а раньше- ...
- Знание - с одной стороны, интерпретация собственного опыта, с другой - создание видения будущего. Это мостик.
- Знание, в отличие от информации, всегда сопряжено с действием.
- Данные --- информация (там уже есть смысл) - знание --- мудрость.
- Объем информации бурно растет, но не производится нового знания.
- Поиск смысла - это работа мышления. Новое знание связано с образом мышления конкретного индивида. (Такаучи - управление знаниями).
- Знание и воля оказываются взаимоувязанными. Знания нельзя рассматривать вне намерений конкретного человека.
- Знания не обезличиваются, они могут быть формализованными или неформализованными.
- Конкуренция становится индивидуальной (не страны и не компании).
- На первый план выходит интеллектуальное лидерство (индивидуальная конкуренция людей в глобальном пространстве).
- Монополия на информацию была источником власти и влияния.
- Эффективность бизнеса смещается от эффективности действий к эффективности взаимодействия и сотрудничества.
- Сетевая экономика.
- Три кружка: гуманитарная культура, естественно-научная культура, бизнес-культура. А на их пересечении - человек.
- Какой продукт кафедра и пр., 120 человек выдают ежегодно во внешний мир? Это же НИИ.
- Знание само по себе не может быть источником УКП. КП - способность генерировать новые знания.
- Повышение чувствительности к когнитивным диссонансам (локальным).
- Парадоксы:
- Информационная насыщенность (демотивирует)
- Парадокс неопределенности -умножается число альтернатив, отсюда страх
- Скорость старения знаний (период полураспада) -2,5 года, а у нас обучение 5-летнее.
- Обучение - нужно учиться забывать, очищать ментальное пространство.
Уровень дифференциации |
Творческие мастерские |
Индив. способ мышления |
Волонтеры |
Массовый университет |
|
|
Уровень стандартизации |
- Стандарты нужны для взаимопонимания, а конкуренция для движения вперед.
- От трансляции систематизированной информации - к формированию индивидуального образа мышления.
- Навигация в информационном пространстве.
- Развитие творческого потенциала.
- Навыки работы в мобильных интеллектуальных сетях.
- М.Портер: в экономике знаний существует один природной ресурс - серое вещество. Мы его экспортируем даром. А надо научиться его капитализировать.
- Профессия - это конструкция индустриального общества.
В.Коссов:
- Российский бизнес живет копированием.
- Академик Анчишкин сравнивал экономику с магазином. Рынок инвестиционных проектов напоминает базарчик в селе, а инновационных проектов - придорожную торговлю плодами своего труда.
- Схема отбора инновационных проектов:
- Разведка - отсев 80-85%.
- Далее анализ, обработка с привлечением дополнительной информации - еще 75-90%. Потом решение, due diligence - проверка причастных - 50%. Итого остается 1%.
- Университеты должны быть опекунами инновационных проектов. Их надо укладывать в стандартную понятную форму.
- Рынок хил, слаб и не стандартизован. Нужен поток.
- Томск - лидер инноваций.
- Все поэтично про железо, а что можно заработать? Кому это надо, вместо чего?
- Где сегодня разлом в данной предметной области? ТРИЗу надо учить.
- Российский рынок для серьезных новшеств мал, надо работать на весь мир. Только Америка может поглотить массу новшеств.
- Можно создать, например, инновационные фирмы в Германии для русскоговорящих.
Из речи Любимова на юбилее «вышки»:
- Черномырдин: надо вам лечь на это и получить то, что мы должны иметь.
- Он же: мы должны стать еврочленами.
- Немцов: реформы начинаются тогда, когда кончаются деньги.
- Ясин: дырки надо затыкать или в них надо проникать.
- Шохин: мы должны отойти от края пропасти, на дне которой мы находимся.
- Немцов доказал, что губернатором может быть красивый и веселый человек. Иван Петрович доказал, что губернатором может быть каждый человек. А Ходырев показал, что область вполне может жить и без губернатора. С Гулей.