Жемчугов А Китайская головоломка
Аркадий Жемчугов, Китайская головоломка:
- 1. Хрущев за глаза называл Мао Цзэдуна «старой галошей», а тот Хрущева - «тухлым яйцом». У китайцев это самое оскорбительное ругательство.
- 2. Хрущев, как обычно, мало следил за подбором слов, был косноязычен, заполнял паузы словами-паразитами.
- 3. Иногда мне казалось, что переговоры эти напоминали дискуссию людей, теряющих временами способность отличать то, что говорится, от того, кто говорит и как говорит.
- 4. У Никиты Сергеевича от природы было в высшей степени развито политическое чутье, которое, однако, нуждалось в подкреплении научными знаниями и культурой, но их ему не удалось приобрести.
- 5. Востоковед М.С.Капица: И Хрущев, и Мао Цзэдун, очень разные личности, рожденные разными цивилизациями, имели много общего. Оба обладали низкой культурой, примитивной грамотностью, были людьми с громадным тщеславием и амбициями и с неограниченной властью... У них давно чесались руки.
- 6. Мао: Если половина человечества будет уничтожена, то еще останется половина, зато империализм будет полностью уничтожен и во всем мире будет только социализм, а за полвека или за целый век население опять вырастет, даже больше чем наполовину.
- 7. «Где мы построим столицу социалистического мира?- спросил Мао Цзэдун и сам же ответил. - Насыплем большой остров в центре Тихого океана и построим на нем столицу мира».
- 8. На нашем компасе черная стрелка указывает на север, а на китайском- на юг. Китайские книги издревле открывались не справа налево, как у нас, а слева направо. Зато строчки читались справа налево, да к тому же не по горизонтали, а по вертикали. Китайский обед начинается отнюдь не с супа. Он заканчивается им. Сорокаградусную у нас рекомендуется «перед употреблением охлаждать», а китайцы свой шестидесятиградусный «байгар» с превеликим удовольствием опрокидывают изрядно подогретым. Траурный цвет у них не черный, а белый. Они не вдевают нитку в иголку, а, наоборот, иголку надевают на нитку. Чтобы остановить мула, китаец кричит «но», а чтобы заставить животное вновь тронуться в путь, изрекает знакомое нам «тпру». Все наоборот.
- 9. Китайцы по существу своему безбожники, но одновременно беспредельно суеверные люди, испытывающие поистине панический страх перед всякого рода дурными поверьями, приметами, предначертаниями, слухами.
- 10. Европейский театр всегда стремился идти от символа к вещи. Традиционный театр в Поднебесной- наоборот, от вещи к символу... Но, пожалуй, самой уникальной особенностью традиционного театра Поднебесной выглядит грим, полностью скрывающий лицо актера. Наряду с костюмом он дает точную характеристику персонажа.
- 11. Китайская кровь, как выяснилось, практически не знает себе равных. Генетически от любого кровосмешения китайца с иностранцем рождается китаец. Даже если один из партнеров негр, все равно получается китаец. Вот и иудеи не признают евреями детей, у которых кто-то из родителей китайских кровей.
- 12. В конфуцианском учении особое внимание уделяется понятию ли, ритуала, церемониала, правил. «Без соблюдения ли ничего не смотреть и ничего не слушать. Без соблюдения ли ничего не говорить и ничего не делать»,- поучал Конфуций своих учеников.
- 13. Китайцы склонны к уточнению, детализации, конкретизации даже тогда, когда с точки зрения европейца в этом нет никакой необходимости.
- 14. Ни Ивана-царевича, ни Иванушку-дурачка или Бабу Ягу со Змеем Горынычем не встретишь на страницах китайских литературных произведений. Вместо сказочно-обобщенных персонажей там присутствуют конкретные люди из такой-то деревни.
- 15. Секс как удовлетворение естественной физиологической потребности и супружеские отношения как категория долга с древнейших времен воспринимались китайцами как веши достаточно близкие, но в то же время принципиально разные. И это также одна из граней конфуцианства.
- 16. В трактате «Цзя-юй»: «Древнее правление было таково. Сын Неба считал придворных сановников своими руками, добродетель и закон - уздечкой, чиновников- вожжами, уголовные наказания- кнутом, стимулом. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздать, нужно ровно держать вожжи и прибегать к стимулу, следует соразмерить силы лошадей и наблюдать за их синхронным бегом. При этих условиях правителю можно не издавать ни единого звука, совсем не хлопать вожжами и не подхлестывать стимулом- лошади сами собой побегут».
- 17. Как справедливо заметил в 1873 году известный российский востоковед В. П. Васильев, «внедрение в сознание китайца различных церемоний избавляло от столкновений, ссор, брани, преступлений, так что благодаря церемониалу, который существовал тысячелетия и усваивался каждым китайцем почти с рождения, трудно было вывести его из терпения».
- 18. Маньчжурский двор строго следил за тем, чтобы раз в три года в стране проводились государственные экзамены на заполнение аж семидесяти тысяч (!) чиновничьих должностей. Вновь испеченные чиновники-конфуцианцы получали назначение непременно не в ту провинцию или уезд, откуда они родом. И каждые пять лет переводились на новое место службы, но опять же не в родные края.
- 19. Мао Цзэдун старательно, досконально изучал учения, как, впрочем, и весь багаж китайской древности, исключительно для того, чтобы полученные знания активно, с максимальной отдачей использовать впоследствии в своих личных интересах, применительно к конкретной обстановке.
- 20. Мао Цзэдун: «Чтобы выпрямить, надо сначала перегнуть».
- 21. Прежде чем стать коммунистом, Мао Цзэдун «менял свои идеологические взгляды, по крайней мере, семь раз, прогрессируя от буддиста через монархиста до социалиста».
- 22. Сунь-цзы: солдат надо размещать на таких позициях, откуда они не могут удрать, и тогда они будут стоять насмерть.
- 23. Руководящее положение Мао Цзэдуна не было даровано им самому себе и тем более не было пожаловано иностранцами, его буквально вынесла на это место почти 14-летняя революционная практика. Он был выдвинут и выбран китайскими коммунистами после того, как преодолел вместе с ними тысячи зигзагов и десятки тысяч препятствий.
- 24. Мао: «Со всем иностранным следует обращаться, как с пищей, которая сначала разжевывается во рту, перерабатывается в желудке и кишечнике, смачивается слюной, желудочным и кишечным соком, а затем разделяется на отбросы, которые устраняются, и экстракт, который усваивается; только тогда пища становится полезной для нашего организма».
- 25. Мао: «...С каким бы явлением ни столкнулся коммунист, он должен поставить перед собой вопрос «почему», должен всесторонне продумать его самостоятельно, должен подумать, отвечает ли оно требованиям действительности, разумно ли оно на самом деле; ни в коем случае нельзя следовать за другими, проповедовать рабское преклонение перед чужим мнением...»
- 26. Мао Цзэдун все более груб со своими оппонентами. Когда в споре один из них сослался на статью Сталина, Мао Цзэдун крикнул: «Вы, «москвичи», если Сталин даже испортит воздух, готовы нюхать и восторгаться!»
- 27. Мао Цзэдуну было известно, что Сталин называет его «редиской»- то бишь «красным снаружи и белым изнутри».
- 28. ...«Заблуждения подобны фальшивым деньгам: изготовляют их преступники, а распространяют порой самые честные люди». - французская пословица.
- 29. Вся обширная территория Срединного государства оказалась в скором времени покрытой сетью тайных агентов Мао Цзэдуна. Они внедрились в партийные, государственные, армейские и прочие структуры. От них председатель черпал самую свежую, непричесанную информацию о положении в стране и ее отдельных регионах, о настроениях простых китайцев и периферийного руководства. Он был в курсе всего и вся. И был уверен, что тайная армия готова выполнить любой его приказ.
- 30. Мао: «Правота марксизма велика, однако она в итоге сводится к одной фразе: «Бунт- дело правое!»
- 31. Линь Бяо, несомненно, был блестящим тактиком партизанской и маневренной войны. Других форм боевых действий он не признавал. В военных вопросах, особенно когда речь шла об оперативном или тактическом руководстве, он не слушал ничьих советов.
- 32. В конце 1960 года под руководством Линь Бяо состоялось расширенное заседание Военного комитета ЦК КПК. На нем Линь выдвинул лозунг «Четыре сначала!»:
- сначала человек, потом оружие,
- сначала политическая работа, потом вся остальная работа,
- сначала идеологические задачи, потом повседневные задачи,
- сначала живые идеи, потом идеи из книг.
- 33. Газета, рупор Линь Бяо, высокопарно заявляла: «Мы располагаем необходимым оружием - идеями Мао Цзэдуна. Позиции наших бойцов и командиров прочны, лозунги - ясны, нюх - острый, глаза - зоркие и прекрасно отличают врагов от друзей».
- 34. Линь Бяо: Культура, газеты, радио и вооруженные силы действуют сообща. Первые трое формируют общественное мнение, последние обладают оружием. Те, кто контролирует эти два канала власти, могут совершить контрреволюцию. Они могут установить свое верховенство как на собраниях, так и на поле боя.
- 35. В Европе Чжоу Эньлай вел удивительно скромную и предельно экономную жизнь. Никаких намеков на роскошь, никакого изобилия. Он снимал самые дешевые квартиры. Сам готовил себе пищу. Сам стирал и чинил белье. Его повседневной одеждой был рабочий комбинезон. Привычку к бережливости и экономии он сохранил на всю жизнь и, даже будучи бессменным премьером КНР, отличался исключительной скромностью в быту, неприхотливостью в пище и одежде.
- 36. Созданная Чжоу Эньлаем международная секция пропаганды руководствовалась его пятью правилами:
- - «работать глазами», то бишь заниматься чтением для повышения своего идейно-политического уровня; прежде всего, изучать марксистско-ленинскую литературу, труды Мао Цзэдуна, документы ЦК КПК;
- - «работать ушами», стараться слушать, что говорят люди о войне, гоминьдане, будущем Китая, и использовать их мнения в своей деятельности;
- - «работать языком», пропагандировать политику и установки партии, давать отпор неправильным идеям и взглядам;
- - «работать руками», делать самим все, что требуется;
- - «работать ногами», ходить и искать друзей, а не сидеть за закрытой дверью и ожидать, когда в нее постучат.
- 37. Го Можо, историк и ученый: «Я всегда с глубоким уважением относился к Чжоу Эньлаю. Любое дело он обдумывал до конца, во всех мельчайших подробностях. Он обладал железной логикой. Любой вопрос решал с быстротой молнии, каждому начатому делу отдавался целиком. Он был неутомим, мог не спать по нескольку суток. Смотришь на него, кажется, устал, а он все продолжает работать. Он напоминал заведенную часовую пружину, во всех его действиях чувствовался строгий ритм и постоянное напряжение».
- 38. Чжоу Эньлай, хотя и был более образован, чем Мао Цзэдун, судьбой предназначался на роль канцлера при императоре и за рамки этой роли никогда не выходил. Часто действовал как амортизатор при столкновениях в китайском руководстве.
- 39. Вождем, по мнению Чжоу Эньлая, мог стать лишь Мао Цзэдун, выходец из крестьянской семьи, проведший большую часть своей жизни в сельской местности, никогда не бывавший за границей, одним словом - типичный представитель подавляющей массы населения страны.
- 40. До 1949 года, до провозглашения КНР, у Дэн Сяопина, какие бы посты в партии и армии он ни занимал, никогда не было личного секретаря. А после 1949 года, когда Дэн Сяопин «добрался» до верхних эшелонов власти, у него был лишь один секретарь.
- 41. Он понимал и претворял в жизнь свой главный принцип - Шиши-цюши (Практика - критерий истины).
- 42. Когда на советско-китайском саммите 1957 года всплыло имя генсека КПК, Мао Цзэдун с намеком на доверительный характер беседы сказал Никите Сергеевичу Хрущеву: «На равных спорить с Дэном труднее, чем подпереть лестницей небесный свод. Хотя он глухой, но я на совещаниях сажусь от него как можно дальше. Это острая игла, упакованная в вату».
- 43. Он провозгласил в сельскохозяйственной политике лозунг «Неважно, какого цвета кошка - белая или черная, главное, чтобы она хорошо ловила мышей».
- 44. Отметив на одном из совещаний неспособность Мао Цзэдуна и его группы вывести страну из тупика, в котором она оказалась в результате развернутой «великим кормчим» так называемой «культурной революции», Дэн Сяопин с присущей ему прямотой заявил: «Если человек сидит на толчке, но не может просра... ся, ему не следует собирать очередь у туалета. Он должен уступить место на толчке другому, способному это сделать». Такого, конечно же, ему простить не могли.
- 45. Немецкий писатель Ули Франц, один из биографов Дэн Сяопина, отмечает: «Дэн Сяопин с необыкновенной силой преодолел в своей политической жизни троекратное падение, и взлет, и бесчисленные злокозненные интриги, при этом он каждый раз еще на один шаг приближается к цели своей жизни. Ни на Западе, ни на Востоке нет человека, прошедшего такой трудный, извилистый, изобилующий препятствиями путь, какой прошел Дэн Сяопин, и тем не менее столь удачливого политика».